Власть
(16+) Законодательная ветвь – это фикция
Недавно мне довелось в Москве принимать участие в заседании «круглого стола», организованного Союзом профсоюзов России. Оно было посвящено 20-летию принятия Конституции. При этом обсуждалась очень важная тема: «Конституция Российской Федерации  как основа социально-трудовых прав гражданина». Основными участниками заседания являлись руководители независимых профсоюзов, а среди приглашенных были двое участников процесса разработки действующей Конституции.
По итогам обсуждения была принята резолюция, в которой отмечается, что в части социально-трудовых отношений конституционные нормы в последнее время подвергаются ревизии посредством принятия федеральных законов и иных нормативных актов, которые часто противоречат духу, сущностному содержанию и идеологии Конституции и направлены против интересов работников, то есть большинства граждан России.
Однако, как оказалось, дальнейшее обсуждение проблем, связанных с действующей Конституцией, было даже более активным. Выступившие рассказали о самом процессе разработки и принятия Конституции, который после известных событий того времени был очень сложным. Противостояние исполнительной и законодательной властей продолжалось, поэтому стороны с большим трудом находили компромиссные решения. При этом решения были не всегда компромиссными, так как более сильной стороной в совещании являлись представители исполнительной власти. В результате продекларированный в Конституции принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, при котором все они являются самостоятельными, оказался нарушенным наделением президента РФ фактически неограниченными ничем полномочиями.
Так, президент при определенных условиях, которые он реально может создать искусственно, вправе распустить Госдуму. Или же может наложить вето на принятые Госдумой и Советом Федерации законопроекты, которые для преодоления вето нужно будет повторно принимать ими двумя третями голосов, что является нереальным. В то же время президент страны может быть отрешен от должности законодательной властью только на основании выдвинутого против него обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В силу этого законодательная ветвь российской власти не может быть ни самостоятельной, ни независимой, а претензии к ней со стороны граждан являются несправедливыми. Кстати, эти претензии выгодны исполнительной власти, средства массовой информации которой их и подогревают.
Кроме того, президент в соответствии с Конституцией назначает мировых и федеральных судей, которые в связи с этим также не могут быть независимыми. То есть Россия фактически является президентской республикой, в которой единственным источником власти является не ее многонациональный народ, как это провозглашено Конституцией, а сам президент. И когда в обществе появляются идеи о необходимости установления в России самодержавия, то нет смысла их обсуждать, эта идея, хотя и в цивилизованной форме, уже реализована.
Как мне представляется, это и является главной причиной наличия всех основных российских проблем. То есть отсутствие независимых от исполнительной власти законодательных и судебных органов, в том числе и Конституционного суда, а также отсутствие институтов гражданского общества и, прежде всего, независимых профсоюзов, и наличие жесткой вертикали исполнительной власти и является причиной формирования непрофессиональной и коррумпированной власти. В то же время это является следствием несовершенства действующей Конституции, усиленного условиями переходного периода в становлении нового российского государства и субъективными качествами его руководителей. При этом субъективные качества приводят к ревизии конституционных норм как указанных, так и некоторых других. К таким примерам можно отнести принятие федеральных законов о монетизации льгот, о фактическом назначении губернаторов, об увеличении срока полномочий президента, о фактическом запрете проведения неугодных власти митингов.
Существует мнение и, прежде всего, во властных структурах, что развитие России по традиции и менталитету возможно только при сильной исполнительной власти, а демократические и либеральные ценности не только этому процессу мешают, но и его разрушают. И это мнение усиленно внедряется в сознание россиян при помощи провластных средств массовой информации. При этом оно является не только ошибочным, но и тормозящим процесс развития общества. Исторический период тоталитарного правления заканчивается, и это мировой процесс. Страны мира движутся по пути развития демократических институтов, вовлекая население в процессы управления и общественного контроля. Вот по этому пути необходимо идти и России. Но для этого, прежде всего, необходима корректировка Конституции, расширяющая полномочия парламента.

Анатолий ИВАНОВ,
депутат Госдумы
от Тольятти 3, 4 и 5 созывов
Просмотров : 1073
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 4...6, ветер 4 м/с
ночь 3...5, ветер 6 м/с
Завтра
утро 5...7, ветер 5 м/с
день 7...9, ветер 5 м/с