Город
Станислав Наумов: 2010 год надо выстоять любой ценой

Что ждет город и автозавод? В чем смысл создания дочерних организаций «Реформинг-центр» и «АВТОВАЗ-Перспектива»? Удастся ли сохранить бренд «Лада»? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече актива независимого профсоюза «Единство» с заместителем министра промышленности и торговли России Станиславом  Наумовым. Присутствовал во время этого диалога и корреспондент «Вольного города». 
Напомним, что за последнее время это уже вторая встреча высоких чиновников с профсоюзом. В октябре с «Единством» общался министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин, попытавшийся отговорить Петра Золотарева и его команду от проведения митинга. На этот раз гость был из Москвы, а значит, и возможностей помочь трудовому коллективу у него больше.
Лидер профсоюза Петр Золотарев подготовил ряд вопросов, на которые Станислав Наумов попытался ответить.
-- Больше всего вопросов возникает по реструктуризации АВТОВАЗа. И в первую очередь по созданным недавно дочерним обществам, куда будет переведено около 12 тысяч работников предприятия. Какова перспектива этих обществ? Для чего их создали?
-- «Реформинг-центр» был создан для того, чтобы заводчане предпенсионного возраста были востребованными. Это общество позволит на протяжении ближайших 14 месяцев принимать участие в работах, связанных с подготовкой территории отдельных цехов под новые производства, которые начиная с 2012 года планируется запустить в эксплуатацию.
 «АВТОВАЗ-Перспектива» -- переходная площадка для тех рабочих, которые могут оказаться вне занятости на своих производствах. Это возможность людям заявить о своем желании пойти на программу опережающего обучения. Мы считаем, что нужно внимательно посмотреть ситуацию на других промышленных предприятиях города, понять, планируют ли они создавать новые рабочие места. По нашим оценкам, порядка 10 тысяч рабочих мест можно создать на предприятиях Тольятти, напрямую не связанных с АВТОВАЗом. «АВТОВАЗ-Перспектива» -- для тех, кто не хочет ждать перемен. А они будут. Тольятти останется Автоградом. Это решение не только экономически обоснованное, но и политически заданное. В соответствии с национальной концепцией автопрома у нас будет одна сильная компания в сегменте легковых автомобилей, возможно, две в сегменте коммерческого транспорта и одна -- грузового. Это позволяет выходить на масштаб свыше миллиона легковых автомобилей в год и, следовательно, избавляет от необходимости субсидировать возникающие убытки. Кто станет стратегическим инвестором? Этот вопрос обсуждается. Есть результаты поездки Владимира Путина в Париж. Кроме того, во время визита президента Дмитрия Медведева в Италию наш министр  встретится с руководством «Фиата». Варианты есть, но нужно оптимизировать структуру производства. Где-то она проходит более грамотно, как, например, на «КАМАЗе». Там в свое время создали технопарк, где дали возможность трудиться тем, кто раньше был занят на основном производстве. Думаю, что  «АВТОВАЗ-Перспектива» будет двигаться в сторону такого технопарка. Программа переподготовки финансируется из федерального бюджета. Это 660 миллионов рублей на предстоящие 14 месяцев, исходя из среднего норматива -- 25 тысяч на человека в течение 6 месяцев. Затем кто-то, пройдя переподготовку, вернется обратно в автомобильную промышленность.
 -- 6 августа и 17 октября у нас проходили митинги, на которых были приняты требования к правительству. Нам пришло письмо, где говорилось о том, что на наши вопросы ответит министерство промышленности и торговли. Например, по пункту 4, в котором требуется отправить в отставку руководство, проводящее политику сокращений работников АВТОВАЗа.
-- Если есть идет о президенте, то решение принимается советом директором, куда представители министерства промышленности не входят. Вам может это не нравиться, но с нами такие вопросы не обсуждаются. Мое мнение: если рабочих сокращают, то надо объяснить людям, почему это происходит. Не так давно я общался с директором одного высокотехнологичного предприятия, делающего аппаратуру для нужд национальной безопасности. Он накопил долгов 20 миллионов рублей, при этом старался платить налоги, чтобы его не наказало государство. А рабочих восемь месяцев кормил обещаниями, что вот-вот в воздух взлетят четыре стратегических бомбардировщика -- и деньги будут. И это вместо того, чтобы пойти в региональную службу занятости и получать как минимум 9 тысяч рублей на человека, чтобы рабочие хоть за коммунальные платежи смогли рассчитаться. Мое отношение к таким руководителям -- отрицательное. Под предыдущий транш АВТОВАЗу бывшим руководством завода было дано обещание людей не сокращать. Поэтому никаких заявок подано не было. Мы только сейчас наверстываем отставание с помощью создания  «Реформинг-центра» и  «АВТОВАЗ-Перспективы».
-- Следующее требование. Продолжать разработку и выпуск собственных современных моделей АВТОВАЗа.
-- На базе научно-техническим центра, который по своим возможностям больше, чем потребности вчерашнего АВТОВАЗа, было предложено создать Национальный центр автомобилестроения. Там можно проводить процедуру сертификации всех проектов автомобилестроения на территории России. Пока эту идею решили не форсировать, для того чтобы стратегический инвестор мог представлять: какими могут быть его собственные конструкторские бюро?
-- А вы не боитесь, что когда это все решится, специалистов не останется?
-- Я боюсь, поэтому всегда говорю, что людей нужно беречь. Следующий год надо выстоять любой ценой.
-- Идем дальше. До 1 января передать общежития ОАО «АВТОВАЗ» в муниципальную собственность для последующей приватизации жильцами. Продлить сроки приватизации с учетом того, что 1 марта 2010 года она заканчивается. 
-- Этим должно заниматься Минрегионразвития. Я передам ваш вопрос. От себя лишь скажу, что, по имеющейся информации, эти сроки в очередной раз могут быть продлены. Но я не ручаюсь за это.
-- Предоставить письменные гарантии сохранения рабочих мест.
-- Государство будет финансировать социальную сферу АВТОВАЗа. Предполагается, что, сняв с предприятия нагрузку, не относящуюся к коммерческому успеху на рынке, можно будет сосредоточить финансы для сохранения и улучшения позиций. Вопросы о численности персонала будут каждый год выглядеть по-другому -- в зависимости от количества выпускаемой продукции. По нашим прогнозам, к 2013-14 годам автомобильный рынок может восстановиться. В 2010-м прогнозируется рост на 4-5 процентов. Все равно люди начнут покупать автомобили. Все, что они откладывали с ноября прошлого года и до настоящего времени (откладывали, потому что не были уверены в завтрашнем дне),  начнут постепенно тратить. В некоторых регионах уже отмечается рост покупательной способности, в том числе по товарам инвестиционного характера (в их числе автомобили). Нужно, чтобы до 2013 года ситуация находилась под контролем. У нас привыкли сокращать издержки за счет людей, что неправильно. Их надо сокращать за счет экономии энергетических ресурсов. Я не говорю о том, что является криминальной темой, об этом надо разговаривать в приемной прокурора, которая у вас тут открылась.
-- И которая не работает… 
-- Хорошо, это я тоже передам.
-- А почему вы решили, что покупательная способность населения упала? Сейчас люди едут со всей России в Тольятти, потому что не могут у себя найти наши автомобили. А нам говорят, что автомобили не продаются, площадки забиты. Да ничего не забито, все спрятано для того, чтобы выкачать больше денег с государства.
-- Не могу говорить за все государство. Беседа у нас откровенная, так что откровенно и отвечу. Да, я знаю об этой ситуации. Для меня радость, что со всей страны едут за вашими автомобилями. Это говорит о том, что ситуация нормализуется, и людям уже не надо все деньги тратить на питание, а можно обновить машину. Автопарк, кстати, у нас очень старый (обратите внимание, здесь замминистра начинает уходить от темы. -- Авт.). Мы сейчас запускаем программу утилизации автомобилей старше 10 лет, поэтому думаю, что весь следующий год к вам будут ездить те, кто, сдав старый автомобиль, смогут получить сертификат на 50 тысяч рублей для покупки нового. И вот принципиальный момент, с которым столкнулся я сам, когда 30 марта 1997 года первый раз приехал в Тольятти и купил здесь «шестерку». Дилерская сеть не работает, так как надо. Купить машину в Тольятти получается быстрее, чем в других регионах.
-- Вопрос относительно утилизации. Не станет ли это дополнительной кормушкой?
-- Да, за этим надо следить в три глаза. Особенно за отдельными категориями граждан, которые на этом уже пытаются заработать. Хотя знаете… Вот программа субсидирования процентных ставок по кредитам. Она запущена, выделено 2 миллиарда рублей. Ценовой порог в 350 тысяч устанавливался именно исходя из стоимости вазовской продукции. Но люди ленивые, не хотят приходить за деньгами. Все справки можно получить за день.
-- У нас много людей попытались и получили ответы типа: там еще не вступило, там еще не утвердили, вы уже не попали под это…
-- Тридцать банков сейчас дополнительно получили возможность эти кредиты выдавать. Я не хочу вас убедить, что все хорошо. Я говорю как есть. По стране выдано 50 тысяч субсидий, но это, конечно, мало.    
-- Что тормозит программу по утилизации старых автомобилей?
-- В России нет заводов по утилизации. Есть два небольших предприятия в Подмосковье. У нас основной способ утилизации -- оставить в старом гараже.
-- Мы просим допустить к участию в обсуждении вопросов реструктуризации АВТОВАЗа представителей профсоюза «Единство». Сейчас участие принимает только профсоюз АСМ.
-- Скоро все изменится. Президент Дмитрий Медведев встречался с представителями профсоюзов, причем не только  входящими в структуры, с которыми мы привыкли работать.
-- Один из вопросов, которые волнуют людей, -- состояние кадров высшего руководства. Произошло полное отторжение этих пришельцев коллективом. За что бы ни взялись, они везде проявляют свою некомпетентность. Понятно, что президента выбирает совет директоров. Но кредиты-то государство дает Чемезову, и значит, на него можно повлиять. И еще встревожила позиция вашего министерства -- кто-то говорил о том, что ВАЗ надо вести к банкротству, другие считали иначе.
Наумов на это ничего не ответил, лишь одобрительно кивнул, показывая, что к сведению он данные размышления принял.
Тимур КАЛИНИН 
А тем временем
Как стало известно, в созданные дочерние предприятия  будет переведено в общей сложности около 11500 человек. В «Реформинг-центр» (директор -- В. Новиков) уйдет 3168 человек из сборочно-кузовного производства, 1060 -- из металлургического и так далее. Что касается «АВТОВАЗ-Перспективы» (директор -- С. Перевезенцев), то наибольший приток туда ожидается из механосборочного производства -- 2933 человека, а вот, к примеру, с главного конвейера не придет никто.

Просмотров : 4079
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 5...7, ветер 3 м/с
вечер 0...2, ветер 3 м/с
Завтра
ночь -1...1, ветер 3 м/с
утро 1...3, ветер 5 м/с