Неформат
(16+) Когда в советчиках обида…
Каждую пятницу под вечер раскрываю электронную версию газеты «Вольный город». И с понятной жадностью ловлю здесь «сердцу радостные вести» – про наш город и про новый АВТОВАЗ. Признаюсь, номер за 16 февраля сразил публикацией, вызывающе озаглавленной «Зачем Каданникову почетное звание?»
Автор этой колючей, а по замыслу явно обличительной, статьи – давний мой соратник Сергей Дьячков. Жизнь тольяттинская нас многократно сводила в делах самых разных. Часто наши позиции, оценки и действия совпадали, мы негромко радовались общим победам. Бывало, и расходились во взглядах, что однажды (1996-1997 годы) привело к известной, отраженной в читаемых тогда городских газетах, полемике о демократизации процедуры рассмотрения кандидатур на присвоение звания «Почетный гражданин города».
Нынешние предложения Сергея Германовича представляются пусть не новыми, но вполне…  Да и можно ли возражать против участия «избранных» в формировании активного гражданского сообщества, коллегиальной разработке спасительных для города стратегий развития, сохранении коллективного опыта? Это касается и тех почетных граждан, что волею провидения оказались за пределами современного Тольятти. Кто мешает перспективно настроенной городской власти опереться на известную практику землячеств, что успешно делает областная Самара, лоббируя интересы губернского центра в коридорах федеральной власти?
Трудно возразить и против дьячковской идеи о создании действующего (только так!) музея почетных граждан, хотя «музей» в данном контексте звучит несколько помпезно. Кстати, днями музейное поле Тольятти пополнилось новым музеем – народного образования. Ходят слухи о городском музее спорта. И уже спешат порадовать коллеги сообщениями об активном возвращении к проекту двадцатилетней давности – музею истории культуры Ставрополя-Тольятти. Неплохие перспективы?!
Я бы поспорил с затеей Дьячкова по части немедленной ликвидации хорошо знакомой нам обоим (трудились так несколько лет) общественной комиссии, успевшей стать, по словам Сергея Германовича, «этаким кулуарным междусобойчиком». Адресую читателей к статье «Кому –  чет, кому –  нечет. Вот и весь у нас почет», опубликованной в «Вольном городе» 16 июня 2007 года. Хотел бы ошибаться, но боюсь, что, как в недавние девяностые, так и сегодня, тольяттинской думе будет ой как непросто вырабатывать консенсус при очередном определении лучшего из лучших среди достойных присвоения самого высокого свидетельства общегородской признательности.
Но вернемся к будущему музею почетных граждан. Последовательный  Дьячков заручился поддержкой ряда сотоварищей по данному почетному званию. Да вот незадача – странно уклонился (???) от запрошенной Сергеем Германовичем поддержки благородного порыва земляк, осевший ныне в песенном Сан-Ремо. Тут наш правдолюб настолько осерчал, что сразу припомнил избранному трудовым коллективом красному директору АВТОВАЗа целую череду промахов, ошибок, отступлений и преступлений. Аморальных – в том числе.
Для пущей убедительности мщения автор регулярных публичных эскапад взял свидетелем бывшего охранника Ельцина (речь о Коржакове и его сомнительных мемуарах). Мигом проявились сотни тысяч долларов, не к ночи будь упомянутые «ЛогоВАЗ» и АВВА, «проталкивание» совместного предприятия «ДЖИ ЭМ – АВТОВАЗ» (о поучительной организации производства «Шевроле-НИВА», сотнях завидных рабочих мест и симпатичном для тольяттинцев президенте-благотворителе Джоне Милонасе забыто напрочь).
Уф-ф, дух захватывает. Самое время лишить недавнего сопредседателя городского стратегического совета (помнится, обнадеживал всех нас таковой – при окаянном Сергее Жилкине) звания, присужденного ему совсем недавно, пять лет назад. Ошибся, видите ли, град Святого Креста, не того почтил высокой благодарностью.
Впрочем, дело-то немудреное – попинать сраженного льва, который вряд ли сегодня ответит и на хвалу, и на хулу. Хотя в той же автомобильной столице еще встречают рассветы многие авторитетные ветераны Волжского автомобильного, которые должны бы возмутиться этим уничижительным выпадом в адрес многолетнего соратника и успешного руководителя тольяттинского автогиганта.
 –  Успешного? – усомнится, может, нынешний тольяттинец.
Новоявленному Фоме неверующему предлагаю сравнить показатели деятельности автозавода за 2005 и 2017 годы: объемы производства автомобилей и автокомплектов, продажи, поступления в местный бюджет, число занятых сотрудников; повседневная, а не видимая, «юбилейная» забота о настроении ветеранов и их угасающем здоровье.
Ладно, о заслугах управленца Владимира Каданникова пусть судят экономисты, политики и социологи, соратники Сергея Дьячкова по основной профессии. Сам же я, искренне пожимавший в оные дни крепкую руку  Каданникова, приведу лишь несколько фактов его реальной помощи самарской и российской культуре. Знаменитая премия «Триумф» («за выдающийся вклад в отечественную культуру») и регулярные концерты «Виртуозов Москвы» в заводском тогда ДКиТ, издание интеллектуального журнала «Российская провинция» и поддержка родившейся в Куйбышеве-Самаре областной (!) газеты «Культура», содействие организации конференции ЮНЕСКО «Культура молодых городов» (Набережные Челны – 1993-й) и дней Тольятти в Москве (май 1994 года), художественная выставка «Два Автограда».
Еще примеры? Они есть у нас: успевший прогреметь экспозициями из Эрмитажа и Третьяковки выставочный комплекс в торговом центре «Русь»; выход спецвыпуска российской газеты «Культура», где обстоятельно рассматривались проблемы молодых городов на примере дерзкого и еще самодостаточного по тем сложным временам Тольятти (декабрь 1994-го); солидное спонсирование автозаводом реконструкции здания дроздовского театра «Колесо»; издание книги про рабочего лидера и первого председателя производственного совета АВТОВАЗа Ивана Барышникова, написанной  по прямому поручению Каданникова.
Не могу не упомянуть определяющей роли Владимира Каданникова в становлении корпоративной культуры: именно он подписал в августе 2003 года решение совета директоров АВТОВАЗа о начале работ по формированию научной истории и историографии акционерного общества. Одним из впечатляющих результатов действий в сотрудничестве с ТГУ стали две всероссийские научные конференции: «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность» (2003 и 2005 годы) и блистательно реализованный «Издательский пакет», сохранивший для думающих потомков яркую и сложную эпопею автомобильного завода.
А еще на том же заседании высшего органа управления автогигантом были установлены корпоративные праздники: День первого автомобиля и День рождения АВТОВАЗа. Через два года к этим памятным датам был добавлен и День молодого автостроителя, о котором в нынешнем 2018-м постыдно умолчали очередные начальники нового ВАЗа, служба по персоналу и остатки заводских СМИ.
Особо выделяю личную финансовую подмогу тольяттинским художникам, в том числе приобретение Каданниковым картины серьезно болевшей Ирины Демченко. Полагаю, деятели духовной сферы города охотно пополнят этот мой перечень. Смею думать, что возглавляй Владимир Васильевичем сегодня возрожденный в очередной раз совет директоров предприятий, он не допустил бы уничтожения тольяттинской консерватории по причине очевидных прорех в обескровленном городском бюджете, а энергично привлек бы местный бизнес к долевому финансированию этого неординарного учреждения искусств.
Мои давние симпатии к очевидному подвижничеству Каданникова основаны и на его глубокой, откровенно высказанной мне однажды убежденности в том, что как раз культуре предстоит спасти наш Автоград, а с ним и автозавод, от опасного состояния спального вагона. Перед его грустными глазами тогда уже, наверное, стоял разрушенный спадом продаж и массовой безработицей автомобильный Детройт.
Я против панегирика одному из нас. Да и кто не безгрешен на хрупкой планете Земля – судить дано не нам. Не бросать камни в сторону старшего товарища, оказавшегося изгоем в силу злостных интриг, но попытаться хотя бы понять истоки его молчаливого отшельничества – после отлучения от родного автозавода и любимого города. Как знать, когда-нибудь да увидит свет российская версия «Колес», которая похлеще Артура Хейли и «Синего слесаря» представит подноготную событий, развернувшихся в Тольятти после декабря 2005 года.
Но не сомневаюсь, что в этой завтрашней эпопее объективный литератор, отражая блеск и трагедию флагмана отечественного автомобилестроения, даст и несколько светлых страниц о самом уважаемом из известных нам пока президентов АВТОВАЗа.

Леонид ПАХУТА,
 ветеран ВАЗа,
Санкт-Петербург

Меня опять втягивают в полемику. Зачем? Давно известно, что в споре истин не бывает и правды не найдешь. Тем более что и спорить-то не о чем. Я просто привел всем известные факты из истории АВТОВАЗа, к которым конкретный человек имел прямое отношение.
Уважаемый мною Леонид Пахута в оправдание кого-то или чего-то решил напомнить о неких полезных делах этого же человека. Вот вроде бы и всё: дискуссия исчерпана. Однако вся наша сегодняшняя жизнь в стране, где всё теперь откровенно безнравственно, наполнено ложью и словоблудием, требует небольшого продолжения разговора.
Вот известный ведущий «Вестей» Дмитрий Киселев говорит:
– Этот кандидат обещает повысить пенсии, а где деньги взять?
И тут же идет следующий сюжет – с главой Газпрома, у которого, как мы знаем, зарплаты вполне хватит для повышения пенсий многим и многим. Нам сообщают о социальных программах этой компании, прозванной «национальным достоянием». Но коли она национальное достояние, так почему же доходы ее немалые распределяются среди кучки приближенных и приобщенных? Почему они «творят» благодеяния не из собственного кармана, а берут из нашего немереные миллиарды и подают жалкую милостыню, похваляясь содеянным?
К сожалению, нечто подобное делал и обсуждаемый нами человек. Щедрость его была того же порядка и содержания. Среди известных десяти заповедей восьмая предельно проста и понятна – не укради. Но смысл ее куда глубже: она запрещает все виды отнятия собственности у ближнего, повелевая быть бескорыстным, честным, милосердным и правдивым.
Самая же высшая добродетель, внушаемая восьмой заповедью, – это совершенное нестяжание. Господь не обязывает к нему всех, а предлагает его только тем, кто стремится достигнуть нравственного совершенства. С этим, понятное дело, у нас у всех проблемы. Но, творя добро, не делай его за чужой счет, не умножай зло, выдавая его за некую добродетель. Живи, но помни: спросится за всё и со всех без исключения. Понимаю, что выгляжу наивным. Известный герой Юрия Никулина «Балбес» в ответ на фразу «Надо жить хорошо!» схохмил: «А хорошо жить еще лучше». Не многие откажутся от виллы в Сан-Ремо. Отказываться вообще трудно. Мог ли наш герой отказаться и не участвовать в перечисленных махинациях и аферах, изобретенных Березовским?
В 1991 году он публично порвал свой партбилет, то есть отказался от своей прежней жизни, от своих принципов и взглядов, когда это стало выгодно. Чувствуете: опять главный побудитель поступков – выгода. Ради нее оправдывается любая беспринципность.
Задумался: чем закончить свой ответ? Любые слова, примеры и советы из нашего времени не воспринимаются. Решил обратиться к далеким временам.
Император Диоклетиан был самым жестоким гонителем христиан, по его приказу их мучили, пытали, заставляя отказаться от веры. Не отступивших – казнили. Супруга Диоклетиана императрица Александра, тайная христианка, видя мужество верующих, вышла и публично заявила себя христианкой. Основа римского права – закон для всех закон: Диоклетиан приказал казнить жену, она была усечена мечом (отрубили голову). Потрясенный император отказался от власти (!) и, как бы мы сказали сегодня, ушел на пенсию выращивать капусту.
Такова сила примера нравственного подвига. Субъект нашего спора был всего лишь президентом АВТОВАЗа. А вообще, моя публикация была не о Каданникове, а о механизме присвоения почетного звания и о том, что нужно его менять.

Сергей ДЬЯЧКОВ,
почетный гражданин города
Просмотров : 1213
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 21...23, ветер 3 м/с
вечер 15...17, ветер 2 м/с
Завтра
ночь 14...16, ветер 1 м/с
утро 18...20, ветер 1 м/с