Власть
(16+) А метро и монорельсовая дорога в Тольятти будут?
На этой неделе городские власти во всех трех районах презентовали концепцию развития улично-дорожной сети Тольятти до 2025 года, которую разработал санкт-петербургский научно-исследовательский институт территориального развития и транспортной инфраструктуры. Честно признаюсь, от результатов мы ждали чего-то более оригинального, а в итоге все свелось к темам лесной дороги и возможного отказа от троллейбусов.
Идти на все три презентации нам показалось чрезмерной роскошью в плане времени, так что выбрали Новый город, тем более что именно он больше всех задыхается от пробок в час пик (особенно это касается таких улиц, как Дзержинского, Автостроителей или 40-летия Победы). Впрочем, как позже выяснилось, наиболее эмоциональной получилась первая встреча – в Центральном районе, где собравшиеся так переругались, что пришлось мэру лично всех успокаивать. Особенно активными были жители Портпоселка, которые, видимо, ожидали от концепции чего-то такого, что сделало бы их жизнь спокойнее. Увы, но как ни крути, а без дороги через этот микрорайон, соединяющей, по сути, весь город, обойтись не удастся.
Однако хватит делиться чужими впечатлениями, тем более что достаточно своих, полученных в здании администрации Автозаводского района, где проходила вторая часть презентации.  
– Окончательно работа будет представлена в декабре, – сразу же предупредил мэр Сергей Андреев. – То есть мы сейчас ничего не утверждаем и не принимаем окончательное решение. Есть документ, и мы хотим его обсудить с горожанами, выслушать замечания, предложения.
Представитель санкт-петербургского института Владимир Флячинский долго рассказывал о том, какие исследования проводились в Тольятти и какие выводы (а они заняли аж 928 страниц) относительно наших дорог в итоге были сделаны. Если ничего в городе не менять, то с учетом увеличивающегося количества машин к 2025 году полностью встанет вся северная часть Центрального района, а также улицы Громовой, 40-летия Победы, Лесопарковое шоссе и многие другие магистрали.
– В связи с этим мы предлагаем два варианта развития улично-дорожной сети, – продолжил он. – Первый предусматривает строительство лесной дороги (от Ленинского проспекта до центрального автовокзала, – прим. авт.), а второй – строительство развязки на пересечении Южного, Автозаводского и Хрящевского шоссе с уходом на улицу Колмыкскую. В любом случае до 2015 года необходимо расширить Лесопарковое и Комсомольское шоссе до двух полос, а также реконструировать улицу Северную, чтобы по ней мог без заторов перемещаться транспорт в особую экономическую зону, а также построить развязку на трассе М-5.
Стоимость двух проектов примерно одинаковая: с лесной дорогой – 18,5 миллиардов рублей, без нее – 19,7. Судя по тем слайдам, которые нам показывали, и озвученным цифрам, избавиться от пробок в любом случае не удастся, однако хотя бы есть шанс, что нагрузка на городские улицы будет ниже, чем сейчас. Кстати, сами разработчики, основываясь, видимо, на небольшой экономии, предложили вариант с лесной дорогой. О том, что это может загубить остатки леса – Владимир Флячинский не сказал, да и задачи изучать экологические проблемы Тольятти перед ним никто не ставил.
– Разница всего в миллиард, – сказал заместитель мэра Сергей Анташев. – Поэтому нужно очень хорошо подумать и решить: а нужна ли нам с вами эта лесная дорога, если она разделит общество на две части!
– Обязательно разделит! – крикнул кто-то из первого ряда.
– А наша задача объединять общество! Вчера на таком же мероприятии в Центральном районе настолько бурно обсуждали эту тему, что, наверное, могло дойти до драки…
– Улица Дзержинского задыхается от пробок, а в вашем проекте не предусмотрена параллельная дорога-дублер, – обратил внимание пенсионер Виктор Кузьмин.
Разработчик концепции стал бегать взглядом по карте, пытаясь отыскать улицу Дзержинского, а потом на всякий случай переспросил:
– Какая-какая улица?
Флячинский начал что-то говорить про улицу Офицерскую, явно не уловив суть вопроса. Пенсионер же, видимо, имел в виду дорогу, которую когда-то планировалось построить севернее улицы Дзержинского прямо по территории гаражных кооперативов. Понятно, что специалист из другого города о таких нюансах просто не знает.
– Пусть регулировщиков ставят на кольцах и перекрестках. Тогда не нужно будет вкладывать миллиарды, – закончил свое выступление Владимир Кузьмин.   
Честно говоря, от презентации мы ожидали чего-то более оригинального. И так понятно, что к 2025 году мы захлебнемся в пробках, да и на счет лесной дороги питерский институт никаких новых выводов не сделал. Конечно, работа сделана большая, однако с точки зрения простого обывателя выполнить ее могли и самарские (а может, даже тольяттинские) специалисты за меньшие деньги.
Вторая презентация касалась развития общественного пассажирского транспорта. Мэр уже давно намекал на то, что в этой отрасли грядут серьезные перемены, и что «газели» окончательно уйдут с рынка уже в ближайшие годы. Многих это насторожило, ведь из имеющихся в городе 1766 единиц подвижного состава 118 троллейбусов, 358 автобусов АТП-3, а остальные – маршрутки (на них приходится 67 процентов всех перевозимых пассажиров) и если их убрать – не вернемся ли мы в 90-е, когда приходилось ездить на битком набитых «двойке», «семерке» и других муниципальных маршрутах.
 – Использование подвижного состава малой вместимости неизбежно ведет к росту интенсивности движения, повышению загрязненности воздуха и аварийности, – заявил Флячинский, тем самым морально подготавливая нас к главным выводам. – К тому же многие маршруты просто дублируют друг друга. К примеру, через Автозаводское шоссе в районе «Парк-Хауса» их проходит 49, по улице Мира – 43, по Революционной – 38 и так далее. Мы предлагаем два варианта. Первый – с сохранением 12 маршрутов троллейбусов, вторая – без них. Если построят лесную дорогу, то по ней пустят троллейбус 19-го маршрута (если опять же этот вид транспорта останется в городе, – прим. авт.), а также автобусы № 126 и № 132.
– Жители 13-го квартала не могут доехать до поликлиники, расположенной на проспекте Степана Разина. Приходится пересадку делать, – сказала представительница местного ТОСа.
– Пишите предложения, будем рассматривать. Здесь и сейчас мы этот вопрос в любом случае не решим. Только вы поймите, что все равно останутся такие места, куда без пересадки не доедешь, – ответил ей мэр Сергей Андреев.
– Тысячи студентов по утрам и вечерам перемещаются между районами на общественном транспорте. Нужно пустить для них скоростной троллейбус, который будет ехать без остановок и разгрузит тем самым автобусы и маршрутки! – предложил один из присутствующих, на что Флячинский справедливо возразил:
– Максимальный пассажиропоток в Тольятти – 7 тысяч человек в час. Чтобы запускать скоростные виды транспорта, он должен быть не менее 12 тысяч пассажиров в час, иначе мы получим очередное убыточное муниципальное предприятие. До 2025 года такие виды транспорта здесь просто не нужны!
– Держите микрофон прямо! Что вы его в рот суете! – один из сидевших в центре зала пенсионеров вдруг начал громко возмущаться, чем внес небольшое оживление.  
Мэр после этого даже сделал крикуну замечание.
– Давайте тогда построим монорельсовую дорогу или метро! – прозвучало уж совсем фантастическое предложение.
– Здесь тоже нужен пассажиропоток в 14 тысяч человек в час.
– Так ведь строят особую экономическую зону! Так, глядишь, и миллион жителей скоро будет.
Владимир Флячинский уже не знал, что ответить. Но на помощь вновь пришел мэр:
– Меня вчера уже спрашивали: если будет миллион жителей – метро построят? Я ответил – построят!
Вообще, не все участники встречи, задавая вопросы, представлялись, однако одного из выступавших мы узнали сразу. Это ветеран ВАЗа и большой друг «Вольного города» Юрий Целиков, который одной лишь фразой заставил весь зал аплодировать:
– Не угробьте экологически чистый транспорт!
После этих слов мэру пришлось пояснить, что он вообще думает по поводу троллейбусов:
– Мы хотим, чтобы этот вид транспорта в городе остался, но, к сожалению, на протяжении последних десяти лет никто не вкладывал деньги в троллейбусное предприятие – не закупались новые машины, не ремонтировались сети и тяговые подстанции. Ситуация такова, что городу сейчас финансово гораздо выгоднее закупать автобусы. То есть дело не в том, что мэр Андреев за что-то невзлюбил троллейбусное управление и хочет его развалить! Нет!
Люди в зале начали возражать, мол, не так дорого стоят троллейбусы. Многие из них, видимо, работают в этой сфере и лично заинтересованы, чтобы управление рогатым экологически чистым транспортом развивалось. В принципе большинство горожан придерживается такой же точки зрения.
– Вот вы все про деньги да про деньги… а здоровье как же? – с обидой вставила реплику одна женщина. – Не потеряем ли мы больше. Если откажемся от троллейбусов?
– А вы думаете электротранспорт не влияет на экологию? – вступил в дискуссию мэр. – Энергию вырабатывает ГЭС. А теперь скажите, какого цвета у нас летом водохранилище?
Наконец подошли к вопросу сокращения количества маршруток, причем питерский институт решил рубануть с плеча, предложив из имеющихся 875 единиц транспорта вместимостью до 15 человек (а это именно «газели») до 74, вместимостью 15-50 человек – с 313 до 213, а большие автобусы (до 110 мест), наоборот, увеличить с 448 до 599.  
– Уберете маршрутки, а сколько придется на остановке стоять? – настороженно спросил кто-то из присутствующих.
– Автобусы будут ходить не реже чем раз в 15 минут, а в час пик еще чаще.
И все-таки такая перспектива многим показалась сомнительной, поскольку есть серьезные опасения, что большие автобусы, курсирующие раз в 7-10 минут, просто не справятся с таким потоком людей, которых сейчас перевозят маршрутки.
 – Хорошо, – вмешался в разговор Сергей Анташев. – Давайте попросим разработчика просчитать еще один вариант, при котором можно было бы сохранить побольше автобусов малой вместимости, правда, не «газелей», а иномарок, которые почему-то местные власти считают более комфортными и безопасными, хотя у горожан по этому поводу есть разные точки зрения.
Добавим, что никаких голосований по итогам презентации проводить не стали. Лишь предложили горожанам по всем вопросам, касающимся концепции улично-дорожной сети, обращаться по телефону 26-67-94, по вопросам развития транспортной инфраструктуры – 26-99-09. Также свои предложения можно отправлять на электронный адрес: uds@tgl.ru, причем разработчики и городские власти обещают, что будут прислушиваться ко всем пожеланиям.

Андрей ЛИПОВ
Просмотров : 2954
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 9...11, ветер 6 м/с
вечер 5...7, ветер 6 м/с
Завтра
ночь 4...6, ветер 8 м/с
утро 5...7, ветер 8 м/с