Город
Долгий путь Казанского храма

       4 ноября -- праздник Казанской иконы Божией Матери, утвержденный в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Казанская икона была в ополчении, возглавленном Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, когда русские войска  освободили Кремль и столицу от врага. Неслучайно именно этот праздник провозглашен в 2004 году Днем народного единства. 55 лет исполнится и тольяттинскому Казанскому храму, который является правопреемником Троицкого собора, заложенного при основании Ставрополя-на-Волге в 1738 году. Собор просуществовал до 1953 года, когда город был затоплен. В сентябре 1954 года власти выделили небольшой участок земли для строительства молитвенного дома, который вскоре был возведен,  освящен 15 февраля 1955 года. В молитвенном доме были освящены два престола: главный -- во имя Казанской иконы Божией Матери и придельный --  во имя Святителя Николая. С 1981 года и по настоящее время настоятелем Богородично-Казанского храма является протоиерей Николай Манихин, ныне благочинный Центрального округа Тольятти, беседа с которым состоялась накануне престольного праздника. 

-- Отец Николай, вы стали настоятелем в советское время, когда несколько иной была политика государства по отношению к церкви. Насколько сложно было служить тогда?
-- После окончания духовных школ (семинарии и академии) в Загорске (ныне Сергиев Посад)  в 1975 году я был направлен на приходское служение в село Заплавное Борского района. Природа, окружение располагали к пасторскому настроению. Тем более что прихожане там были люди простые, открытые, доверчивые, с ними легко было и общаться, и молиться, и служить. Несмотря на то, что это был период атеизма, верующих было достаточно, особенно среди пожилого населения. Так что все складывалось очень романтично и интересно. В январе 1981 года меня направили служить в Тольятти…
-- Почему в те атеистические годы вы выбрали стезю духовного служения? Ваши родители имели к этому какое-то отношение?
-- Этот путь я выбрал сам. Мои родители, простые рабочие, жили в Куйбышеве. К религии относились, как и все в то время. Однако атеистами тоже не были. По мере необходимости крестились, венчались, заказывали отпевание, если кто-то умирал. Мне же импонировала церковная обстановка, службы, если доводилось бывать мимолетом в храме. Остались воспоминания раннего детства, когда мы с бабушками посещали Казанский собор в Сызрани, это согревало душу.
Так сложилось, что я начинал ходить в храм инкогнито, в 50-е годы, когда учился в школе. В 60-е еще более активно стали вести антирелигиозную пропаганду. Выйдя же на пастырское служение в середине 70-х,  уже не испытывал никакого давления. Отношения с уполномоченными по делам религий были сухими, но давления не было. В горисполкоме существовал специальный отдел, который регулировал все религиозное движение. И мы, получая от правящего архиерея указ на пастырское служение, а также в обязательном порядке -- указ о регистрации от уполномоченного. Он утверждал наше назначение, и священник имел право ехать на приход. В 1980 году была Олимпиада в Москве, накануне ее было значительное послабление церковной жизни. Светская власть сняла табу на то, чтобы крестить, венчать, посещать храмы. А ведь в 60-е годы, при Хрущеве, человека могли выгнать из очереди на квартиру за посещение храма. В годы же перестройки пошел процесс лояльного отношения власти к церкви. Строились и восстанавливались храмы, в нашем городе в частности.
Еще до армии и духовных школ, обучаясь в техникуме, в 1966 году я познакомился с владыкой Иоанном Снычевым, в ту пору архиепископом Самарским и Сызранским, впоследствии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. С ним я поддерживал связь до самой его кончины в 1995 году.
-- Как произошло ваше знакомство?
-- Я пришел к владыке Иоанну по рекомендации одного человека, и он меня принял, мы побеседовали. От него я получил направление для обучения на духовной ниве. Он давал мне литературу духовного содержания, и таким образом в течение нескольких лет до армии я с ним поддерживал связь. В то время это было небезопасно для меня,  могли быть неприятности: например, исключение из техникума, где я учился. Но Бог хранил:  в храме никто меня как-то не заметил, когда я там бывал, никаких нареканий не было. Уже после службы в армии архиепископ Иоанн меня направил в московские духовные школы, и вот началась пастырская деятельность.  Митрополит Иоанн личностью был неоднозначной. Внешне -- очень простой, но в нем присутствовала огромная твердость духа. Он получил высшее духовное образование, стал доктором церковной истории, занимал 25 лет куйбышевскую кафедру. Когда епископ на одном месте служит столько лет, это говорит о многом. Пять лет он возглавлял санкт-петербургскую кафедру. Последние годы своей жизни он написал ряд книг, где излагал свои взгляды, мысли, точку зрения на те события, которые происходили в нашей стране. Очень много было у него духовных чад среди монашеской братии, в женских монастырях. Люди задавали вопросы, и словами святоотеческого учения он им давал советы.
-- Чем запомнились первые годы служения в нашем городе?
-- Итак, когда я приехал в Тольятти, молитвенный дом произвел на меня несколько удручающее впечатление после храма сельского, пусть небольшого, но старинного, величественного, где все практически сохранилось, невзирая на то, что его закрыли в конце 30-х годов. Поэтому обстановка там была по-настоящему церковной, отрадной, и было легко служить. Но отношения духовенства и власти в Тольятти были нормальными,  доброжелательными. Я и сейчас с благодарностью вспоминаю многих людей, занимавших в то время ответственные посты, а сейчас находящихся на заслуженном отдыхе. Меня понимали, поддерживали. Среди них Александр Попов, тогдашний секретарь горисполкома. Они выполняли свои обязательства трезво, разумно, в пределах закона.
И вот в 1985 году при помощи городских властей и под руководством власти церковной была проведена реконструкция в приходе, практически храм был перестроен. Потом еще несколько лет велись строительные работы, и уже вскоре все сформировалось в некий комплекс: храм, колокольня, торговый зал, богадельня, библиотека, воскресная школа. В 1989 году  построили крестильный храм во имя Блаженной Ксении Петербуржской, светлый, с потолочным освещением и библейскими росписями на стенах. Постепенно, к началу 90-х годов, все уже фактически сформировалось.
После архиепископа Иоанна на смену ему пришел архиепископ, а ныне митрополит Евсевий. А в 1993 году -- владыка Сергий, который по сей день управляет епархией и очень много помогает церкви, поддерживает, направляет духовную жизнь, своим авторитетом влияет на обстановку в нашем городе. Знаменательным событием стал визит в наш город 14 октября 1999 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своей приветственной речи его Святейшество отметил, что именно с этого храма началось возрождение православия в нашем городе.
 В храме находятся уникальные святыни. Это местночтимая икона Казанской Божией Матери в киоте с левой стороны клироса; деревянная икона Божией Матери «Неопалимая Купина» с частицей мощей святых Вифлеемских младенцев, мощевик с частицами Киево-Печерских угодников, деревянная икона Святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей,  деревянная икона старца Петра Чагринского с частицей его святых мощей.
Настоятелями Богородично-Казанской церкви в разное время  были протоиереи Евгений Зубович, Александр Надеждин, Симеон Сагалаев, Георгий Никитин, Виктор Утехин,  Вячеслав Тарасов, Валерий Марченко.
-- Расскажите, пожалуйста о тех, кто начинал служение в молитвенном доме и тех, кто поныне служит в храме.
-- В 1960 году  митрополит Мануил, правящий архиерей Куйбышевской епархии,  направил в молитвенный дом  священника Гавриила Бильчука, ныне старейшего протоиерея городского округа Тольятти. Он отмечен высшими наградами Русской православной церкви.  Протоиерей Гавриил продолжает служить в этом храме и по сей день. Другой клирик храма -- архимандрит Герман (Пензин) является духовником Тольяттинского центрального благочиния. В 60-е годы он служил келейником у митрополита Мануила (Лемешевского). С шестнадцати лет начал прислуживать в храме. Сначала певчим на клиросе, затем  псаломщиком. Архимандрит Герман является духовным наставником патриотических объединений -- Фонда имени Феодора Ушакова и военных моряков.
-- Как известно, архиепископ Мануил  был личностью неординарной, обладал даром прозорливости.  Репрессирован, 20 лет он провел в сталинских лагерях как политзаключенный…
-- С митрополитом Мануилом я знаком не был. Знаю, что это был высокообразованный человек, духовный писатель и историк. Монашеский постриг он принял по обету. У него заболел брат, и врачи предполагали летальный исход. Тогда в порыве чувств он дал обет: «Если брат будет жив, я приму постриг». И это свершилось, а брат выздоровел. В Куйбышеве у него была кафедра. Так сложилось, что он, петербуржец по рождению, закончил свои дни на Самарской земле, а его духовный сын, митрополит Иоанн Снычев, уроженец наших краев, сложил свои кости в Петербурге.
-- Как готовятся в храме к празднику?
-- В церкви, как говорится, каждый день -- праздник. Тот вид храма, что мы видим сейчас, сложился к началу 90-х. Два года назад мы поменяли ограду, идет процесс обновления по мере надобности. 
К празднику  сейчас обновляем настенную роспись. Кое-где художникам придется ее поправить. В этом году праздник 4 ноября будет проведен совместно с городскими властями. В храме состоится торжественное богослужение, которое возглавит владыка Сергий. Затем пройдет концерт в филармонии.
 -- Изменился ли состав прихожан за годы вашего служения?
-- Состав прихожан, количество изменились. В прежние десятилетия  это в основном были пожилые люди. В 1987 году, когда было освящение престола, храм был заполнен под завязку, приезжали люди со всей округи, из Жигулевска, сел. Храмов-то в городе больше не было.  Тогдашние прихожане -- в основном бабушки.  Люди правильно понимали значение праздника, церковность. Не было с их стороны никакой экзальтации, ожидания чудес, не в праздник шли в храм, а помолиться, от этого испытывали духовное утешение, что было видно по их лицам. Молодежи, мужчин было совсем мало. В настоящее время на ранней службе -- люди старшего поколения, а у поздней литургии в основном молодежь, при этом много мужчин, молодых людей -- больше, чем девушек. Храмы заполнены, а это говорит о том, что они востребованы. Вообще-то храм должен быть в шаговой доступности, чтобы люди могли дойти туда, не пользуясь транспортом.

Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 2475
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 3 м/с
утро 14...16, ветер 1 м/с
Завтра
день 17...19, ветер 2 м/с
вечер 10...12, ветер 2 м/с