Общество
(16+) На ВАЗе менеджмент столичный хотел бюджет пополнить личный
10-летию декабрьского вооруженного собрания посвящается…


На следующей неделе у тех, кто имеет (или имел) отношение к Волжскому автозаводу, будет повод отметить немного грустный юбилей: 22 декабря 2005 года состоялось собрание акционеров, по результатам которого фактическими хозяевами предприятия стали управленцы из «Рособоронэкспорта». Именно по этому поводу мы встретились на днях с ветераном ВАЗа Юрием Целиковым, который считает произошедшие тогда события одной из разновидностей национализации…
 – Юрий Кузьмич, какие были предпосылки к приходу на ВАЗ москвичей в 2005-м? В своих интервью вы часто говорили, что при Каданникове, Николаеве и Вильчике дела на заводе шли хорошо, так что же произошло тогда, в первые годы нового тысячелетия? Кто виноват в произошедшем?
– Говорить сейчас нужно не о том, кто виноват, а о том, что делать, как спасать завод. Но об этом позже, а пока отвечу на ваш вопрос. Если копать глубоко, то началось все с перестройки, кооперации и последующего распада СССР, то есть с тех, кто предал провозглашаемые на протяжении 70 лет идеалы. Завод попал в сложнейшую ситуацию, но сумел выжить и продолжил развиваться. Преодолели тяжелейший период второй половины 90-х (люди месяцами зарплату не получали), причем я не побоюсь сказать, что ситуация тогда была сложнее, чем сейчас. Помню, как получивший пост в правительстве России Владимир Каданников внаглую использовал свои возможности, «заморозив» отчисление ВАЗом налогов, чтобы запустить производство новой модели – «десятки».
Начало 2000-х – это особый период криминальных войн и беспредельной жадности. Хапнуть старался каждый, имевший такую возможность, и огромное количество отстроенных в окрестностях Тольятти коттеджей – лишнее тому подтверждение.
– То есть причиной прихода москвичей на ВАЗ стала чья-то жадность?
– В какой-то степени. Пока был жив Виктор Поляков, он как мог стыдил действующих руководителей завода, заявляя о том, что нельзя совмещать интересы ВАЗа и росших как грибы частных фирм. К его словам прислушивались, но параллельно началась методика передачи коммерческих связей детям и женам. Так называемая лужковская схема:
Развивала свой бизнес Батурина
Там, где власть ощущалася Юрина…

Нужно отметить, что в тот период завод находился в предбанкротном состоянии, чему способствовали не только беспредельная жадность, но и глупые решения, принимаемые правительством в Москве. Потом на ВАЗ влезли представители самарской коммерческой структуры «СОК», которые начали контролировать вход (поставку комплектующих) и выход (продажу автомобилей), причем их аппетиты возросли настолько, что они решили купить пакет акций, достаточный для того, чтобы ввести своего человека в совет директоров. Когда эта информация дошла до Москвы, то чиновники высокого ранга забеспокоились, один за другим стали ездить на завод. Мало того, что по итогам 2005 года на ВАЗе ожидалась прибыль в размере более 6 миллиардов рублей, так еще разработали весьма привлекательную программу развития до 2015-го, которую Каданников показал в правительстве. Там поняли, что ВАЗ – это целая птицефабрика, дающая золотые яйца, решив провести своеобразную национализацию, отдав завод под контроль госструктуры – «Рособоронэкспорта». 
– Напомните кратко хронологию событий декабря 2005-го.
– Началось все в октябре, когда приняли отставку Владимира Каданникова в связи с его уходом на пенсию. Это был конец эпохи, а 22 декабря произошло «вооруженное собрание акционеров», когда полторы сотни милиционеров и десятки переодетых в гражданскую одежду сотрудников спецслужб обеспечивали безопасность новых хозяев завода. Перед входом в заводоуправление были установлены металлоискатели, стояли охранники со сторожевыми собаками. Вазовцы тогда шутили: «Военный цирк приехал». Москвичи побаивались сопротивления со стороны того же «СОКа», однако все прошло тихо и мирно. Многие сотрудники (и я в том числе) даже обрадовались, думая, что удастся таким образом разорвать клановые связи на заводе, избавиться от бездельников.  
– Первым среди президентов-варягов был покойный ныне Игорь Есиповский. Какие у вас о нем остались воспоминания?
– Перспективный был руководитель. Он буквально за четыре месяца настолько вник в проблемы завода, что потребовал тех же максимальных полномочий, что были у Каданникова, Николаева и Вильчика. Но руководители «Рособоронэкспорта», видимо, планировали сделать из ВАЗа банно-прачечный комбинат по отмыву денег, так что ненужная активность Есиповского им не понравилась. В итоге его быстренько отсюда переместили, после чего пошел процесс обшелушивания завода. Декларировалось одно – делалось другое, большинство обещаний так и остались неисполненными. 
– Можете буквально парой строк охарактеризовать каждого из руководивших заводом в период с 2005 по 2013 годы?
– У меня по этому поводу есть эпиграмма, отрывок из которой сейчас зачитаю:
Краткосрочник «варяг» – Есиповский,
Артяков – «губернатор кремлевский».
Между ними и. о. был – Нагайцев,
«Конь Троянский», как дар от данайцев.
Обещатель речистый Алешин,
Он убытками ВАЗ огорошил.
Принял пост Комаров-финансист,
Не речист и пока еще чист...
Папа Карлос с «пакетом» во власти...
Неужель расчленят ВАЗ на части?
Подо что же завод перестроят?
Или ВАЗ как Бастилию сроют?

– С приходом «Рено-Ниссан» период правления москвичей на ВАЗе можно считать законченным? Или он продолжается, пока Сергей Чемезов имеет влияние на завод?
– Влияние за последние два года сильно ослабло, но не стоит забывать о том, что в руках Чемезова находится блокирующий пакет вазовских акций. Пожалуй, он стал относиться с заводу с большим вниманием, о чем свидетельствует его заявление по поводу проводимой Андерссоном кадровой политики. Возможно, повиляло то, что Чемезову запрещен въезд в страны Европы и он, проникнувшись чувством патриотизма, стал проявлять большую заботу. Влияние осталось, однако бал правит Карлос Гон, причем я не исключаю, что существуют некие трения между «Рособоронэкспортом» и концерном «Рено-Ниссан».
– В интернете появилась информация о том, что себестоимость «Весты» составляет едва ли не полтора миллиона рублей. Что думаете по этому поводу?
– Полнейшая ерунда! В свое время кто-то ляпнул, что себестоимость «Гранты» – 70 тысяч рублей, а теперь вот про «Весту» сказки начались! Себестоимость автомобиля складывается из десятков составляющих, однако у данной модели она сопоставила с рекомендованной ценой. Конечно, если брать в расчет стоимость всего проекта, то можно заигрывать более серьезными цифрами. К примеру, чтобы поставить на конвейер абсолютно новую модель, нужно примерно миллиард долларов, и срок окупаемости может составить не менее семи лет.
– Даже если себестоимость сопоставима с рекомендованной ценой, говорить о прибыли не приходится…
– Да, прибыли от продажи первых «Вест» почти не будет. Рентабельность мизерная, и, возможно, поэтому маркетинговая служба завода пошла на небольшую хитрость, делая акцент на продажу машин в более дорогой комплектации (от 600 тысяч и выше). Есть группа покупателей, гоняющихся за новинками, чтобы потом была возможность похвалиться перед родственниками и знакомыми. И чем больше опций у купленного автомобиля, тем больше поводов для гордости у владельца. Это нормальная практика, но должна быть стопроцентная уверенность в качестве, ведь если заплативший большие деньги покупатели разочаруется, ущерб имиджу будет огромный. Я в свое время сказал такую фразу: «Клиент умнеет быстрее, чем устраняются недостатки наших автомобилей». Правда, раньше эта разница скоростей не влияла на спрос очень сильно, потому что тогда ощущалась нехватка автомобилей. Сегодня ситуация иная, так что Бу Андерссону приходится прикладывать максимум усилий, оперативно реагируя на замечания потребителей.
– Чего ожидать ВАЗу в 2016 году? С одной стороны, на этой неделе запустили в производство очередную новинку – «X Ray», а с другой, уже вышел приказ о введении с середины февраля четырехдневного рабочего графика…
– Спрос на «Весту» уже падает, так что следующий год может быть одним из самых тяжелых, а возможно, и трагичным в новейшей истории ВАЗа. Есть и оптимистичный прогноз, но для его осуществления нужна помощь Владимира Путина.
– Опять денег просить?
– Нет, не надо никаких денег. Пусть Владимир Владимирович приобретет в личное пользование «Весту» (тем более что он на ней уже катался в Сочи и остался доволен) и тем самым подаст пример поголовью российских чиновников. Уверен, что эффект превзойдет все ожидания и наконец исполнится мечта покойного Немцова о том, чтобы все представители власти ездили на отечественных автомобилях. Могу с ответственностью сказать, что «Веста» для этого подходит. Наверняка новинкой заинтересуются различные федеральные структуры, так что Бу Андерссону необходимо остановить разрушение опытно-промышленного производства, где можно выпускать мелкие серии автомобилей для спецслужб, медицины.
Кроме того, Путин как человек, уважающий ВАЗ, просто обязан дать поручение Центробанку, чтобы к грядущему юбилею завода выпустили 50 миллионов юбилейных монет, различного достоинства, а еще 30 миллионов – серебряных, которые осядут в частных коллекциях.  
– Не многовато ли монет?
– А вы думаете, что мало людей, за последние полвека имевших отношение к ВАЗу? Да их миллионы, десятки миллионов (в России, странах бывшего СССР и дальнего зарубежья), а если учесть всех тех, кто покупал машины, то получится просто огромная цифра. Простая арифметика: на заводе выпустили около 30 миллионов автомобилей, каждый из которых вмещает по пять человек. Итого, получается 150 миллионов.
– А кроме Путина кто-то способен помочь заводу и городу?
– Конечно. Очень многие могут приложить усилия, воплощая планы по спасению завода. Премьер-министру Дмитрию Медведеву стоит лично приехать в Тольятти (а не присылать сюда Шуваловых и Дворковичей), побеседовать с представителями общественности и крупного бизнеса, чтобы вникнуть в существующие проблемы. Раз уж Тольятти является моногородом, то должен получать определенные налоговые льготы, а то сейчас все деньги Москва забирает, а потом в правительстве удивляются, почему регионы плохо живут.  Губернатору и мэру также нужно пересадить чиновников на «Весты», причем Николай Меркушкин уже заявил на днях, что собирается этим заняться.
Далее. Недавно я выступал на заводской профсоюзной конференции и предложил создать антикризисный комитет, в который войдут известные ветераны, включая Вильчика, Кучая, Хатунцова и Зибарева. Меня поддержали большинством голосов, да и Бу Андерссон вроде бы тоже не против. Предложений, касающихся того, как оживить ситуацию с продажами, уже высказано немало. Главная идея такая: каждый вазовец должен стать своеобразным дилером, имея возможность раз в год приобретать автомобиль с хорошей скидкой (с такой же, которую завод предоставляет официальным дилерам), а потом уж пусть он сам решает, оставить машину себе или передать (перепродать) родственнику или знакомому. Кроме того, нужно обязать всех топ-менеджеров, имеющих зарплату более 150 тысяч рублей в месяц, покупать на свои деньги автомобиль раз в квартал (и пусть потом перепродает его), а тех, кто получает миллион рублей и более, – по автомобилю каждый месяц.
– То есть превратить город в один большой торговый центр?
– Да, и пусть, как раньше, едут к нам покупать машины из разных городов. А то сейчас до того дошло, что если дилер продаст машину жителю другого региона, то может быть наказал или даже вообще лишен права торговать. Нужно понимать, что если пойдет торговля – город оживет, план выпуска увеличится, людей на завод начнут возвращать!

Беседовал
Андрей ЛИПОВ

Снова смена управленья,
Ожиданье улучшенья.
Чехарда структур, кредиты,
Дилер, киллер и бандиты, 
Дом «торговый» и ОМОН,
Проходные, вечный «шмон»,
Старый менеджмент смела
Чисто «новая» метла.
Очень чисто и конкретно
Не нашлось, «кто против ветра».
Непонятные владельцы,
«Дефективные пришельцы»,
Профсоюз наш ослабевший,
Средний возраст постаревший,
Производственный совет
Вчера был, сегодня нет.
Спорт в опале и жилье,
Жилтарифы – е-мое,
Ветеранов «оптимизм»,
Молодой капитализм.
Без «копейки», но с «Калиной»
и «семеркою» старинной,
«ПРИОРАльное» семейство,
Социальное злодейство,
«Перелетный» менеджмент
Провернул эксперимент
Пересел на иномарки,
Рынок наших «Лад» в затарке.
В производстве «бережливость»
И зарплатная «сопливость»,
Менеджментный «адский» труд
(через день в Москве живут).
Самолеты, перелеты
И семейные заботы,
Смена кадров, как в кино,
Танцы с «Магной» и «Рено»,
Средь пиаровских вещей
Был показ «святых мощей».
Бюст и надпись «Поляков»
(издали как Артяков)
Саммит, Путин, вертолет,
Обещанья каждый год.
Вот таков расклад сейчас
В нашей группе «АВТОВАЗ».


Юрий ЦЕЛИКОВ
, 2007 год

73 (1075) 18.12.15

Просмотров : 1535
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 11...13, ветер 6 м/с
вечер 11...13, ветер 4 м/с
Завтра
ночь 9...11, ветер 3 м/с
утро 10...12, ветер 2 м/с