Персоны
Юрий Целиков: Дешевые машины опасны для наших городов (16+)
Накануне Дня машиностроителя, который наш город будет отмечать в эти выходные, мы вновь встретились с бывшим президентом международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа, ветераном завода Юрием Целиковым, чтобы узнать его мнение по поводу последних событий в отечественном автопроме. Начали, конечно же, с грядущей даты, тем более что в этом году День машиностроителя можно назвать праздничным и при этом ничуть не слукавить: завод за последний год запустил сразу две новые модели, начал уделять внимание проблемам города, а тут еще появилась информация, что вазовцам скоро поднимут зарплату на 8 процентов.
– Завод за последний год заметно укрепил мышцы ног, – в своем стиле начал Юрий Кузьмич. – Во многом это произошло благодаря грамотным действиям Игоря Комарова, ставшего для ВАЗа настоящим подарком от властных структур. Я бы даже частично реабилитировал Сергея Чемезова за этот подарок. В то же время все позитивные дела Комарова за три года правления – это устранение того ущерба, который нанесли предприятию бывшие руководители. Прочно на ноги завод встанет только тогда, когда контрольный пакет акций будет полностью передан концерну «Рено-Ниссан». В целом же мы – ветераны – встречаем День машиностроителя в приподнятом настроении, а у некоторых есть даже слезы благодарности.
– Помощь от государства ВАЗу еще нужна или уже обойдемся своими силами?
– Помощь нужна не столько заводу, сколько руководителю «Ростехнологий» Сергею Чемезову, который столько наворотил, что Комаров до сих пор разгребает.
– Ну а держать высокие пошлины на ввоз иномарок – это ведь тоже помощь…
– Какие же они высокие? У китайцев пошлины гораздо выше. Это помощь не столько заводу, сколько бюджету правительства, которое сделало льготные условия для создания сборочных заводов по всей России. А тогдашний руководитель ВАЗа Владимир Каданников в тоже самое время просил льготы на приобретение импортных деталей и оборудования, но никто ему не помог (не исключаю, что в правительстве России есть люди, имеющие личный или родственный финансовый интерес в продвижении иностранных брендов). Лично я считаю, что помощь в виде высоких пошлин на иномарки и прямых финансовых вливаний является антиимиджевой для ВАЗа, потому что народ от этого бесится. Нужно было просто поставить завод в такие же условия, в каких работают в России сборочные цеха иностранных компаний.  
– Кстати, на Украине вазовские автомобили подорожали сразу на тысячу долларов из-за того, что там ввели какой-то налог на утилизацию…
– С Волжским автозаводом почти все республики бывшего СССР ведут партизанскую войну, ищут возможности как бы сократить объемы наших продаж. Помню, как в Узбекистане, чтобы лучше продавались их машины «Уз-Дэу», вводили квоты для ВАЗа. Так что это явление стало уже нормальным на фоне капитализма. Не забывайте, что в той же Украине появились свои автосборочные заводы, и вполне понятно их желание свести к минимуму поставки с ВАЗа.
– В эти дни на ВАЗе показывают новый концепт кар. Смотреть пойдете?  
– Меня не приглашали. Я бы мог, конечно, прийти, использовав свои связи, но не хочу. Посмотрю потом как обычный горожанин, когда концепт кар  выставят в заводском музее.
– А как вообще впечатления о вазовской новинке? Видно, что проект больше имиджевый.
– Когда дизайном занимается человек с мировым именем, то действует эффект, как в сказке «Новое платье короля». То есть, если не видишь или не одобряешь, значит, ты дурак! Хотя стоит признать, что концепт кар «XRAY» – новая, стильная, несколько неожиданная мысль. Конечно, это имиджевый ход, такой же как и занижение цены на «Гранту», которое, мы напомним, привело к активизации теневой экономики или, проще говоря, стало настоящим подарком для спекулянтов.
– Кстати, серые дилеры, о которых вы говорили в прошлый раз, до сих пор обогащаются за счет «Гранты»?
– После нашего предыдущего интервью маркетинговая служба завода сразу же прекратила продажу «Гранты» через интернет и составила так называемый черный список недобросовестных дилеров. Мы все-таки с вами будем считать, что это чистое совпадение, как и в предыдущих случаях, когда после критики в «Вольном городе» на ВАЗе принимались конкретные меры.
– А вообще, на ваш взгляд, составление этого черного списка дилеров что-то дало ВАЗу? Разве человек, приезжающий за машиной из другого города, будет интересоваться, состоит ли интересующий его дилер в черном списке?
– Черный список дилеров поддерживает внутрикорпоративную коррупцию. Руководители дилерской сети, имея вот такой черный список, могут принимать решение по исключению из этого списка, естественно, небескорыстно.
– Есть поводы говорить о коррупции?
– Если руководители маркетинговой службы ВАЗа имеют в личном пользовании иномарки стоимостью гораздо больше миллиона рублей, это о чем-то говорит. Возникают вопросы, схожие с теми, которые были к бывшему мэру Москвы, чья жена считалась едва ли не самой успешной женщиной-бизнесменкой в стране.
– Ну а главного-то удалось достичь благодаря этому черному списку? Закончились спекуляции на продажах «Гранты»? Реально ли купить эту модель по рекомендованной заводом цене?
– В дилерской сети есть десятки способов честного отъема денег у своего родного завода. Некоторое количество автомобилей продается по рекомендованной цене, но всегда можно ее увеличить за счет каких-то дополнительных опций. Никто эти нюансы публично не озвучивает, и я не советовал бы кому-либо вникать в тайны теневого бизнеса дилерской сети, иначе можно просто бесследно исчезнуть, как директор «Эковоза» Александр Душков.
– Вижу, вы в курсе последних городских событий. С Душковым были знакомы лично?
– Вообще мне сейчас ближе общегородские проблемы. От ВАЗа потихоньку дистанцируюсь, хотя руку на пульсе, конечно, держу, стараюсь быть в курсе основных событий. Душкова несколько раз видел, но не скажу, что хорошо знал его. Зато могу припомнить, как в свое время, когда мы готовили проект закона об утилизации транспортных средств (кстати, задолго до того, как этим вопросом озадачился Кремль), я очень часто ездил на городской мусороперерабатывающий завод, чтобы посмотреть возможности для переработки старых автомобилей. Однажды ко мне приехали двое крепких ребят и попросили прекратить слишком активную деятельность в этой области. Сказали, что они сами уже занимаются утилизацией, собирают и сортируют запчасти. Мол, не надо лезть в наш бизнес.
– Это вы к чему рассказали?
– К тому, что мусорный бизнес, которым занимался Душков, очень серьезный и опасный. А с теми ребятами мы, кстати, потом нашли общий язык. Я объяснил, что не собираюсь мешать их бизнесу, но вопрос об утилизации старых автомобилей поднимать нужно, иначе мы просто задохнемся от их количества. Ребята, помню, обрадовались и даже предложили свою помощь в случае чего. Я, естественно, отказался.
– Продолжая разговор о жизни города, что можете сказать о Сергее Андрееве, а точнее, о первом полугодии его работы мэром?
– В политике он дока, но как мэру ему еще учиться и учиться! Кстати, не только я, но и некоторые знакомые ветераны ВАЗа начали понемногу разочаровываться в Андрееве. Не исключаю, что через год-два он может уехать в Москву, куда-нибудь к Прохорову.  
– Говорит, что пришел на два срока, то есть на 10 лет…
– Он когда министром был, то же говорил, что надолго пришел, а потом уехал сначала в Москву, потом в Тольятти. В его поступках просматривается карьеризм. В этом плане можно даже сравнить Сергея Андреева с Константином Титовым. Правда, масштабы у них все-таки разные, а вот методика карьерного роста почти одинаковая. Повторюсь, не удивлюсь, если он не доработает не только 10 лет, но даже первых пять, поскольку чувствуется подготовка к очередному карьерному взлету.
– А как же избиратели?
– Ну, причину всегда можно найти. Сказать, что пригласили, вызвали. Мы все прекрасно понимаем, что нынешнее городское хозяйство – это такая грязь, разгрести которую никому из мэров, кроме, пожалуй, Уткина не удалось. Я, кстати, хочу встретиться с Николаем Дмитриевичем. Знаю от общих знакомых, что Уткин хоть и избегает общения, но внутри у него все кипит, и выпустить пар очень хочется. Надеюсь, что встреча состоится, ведь мы знакомы давно, еще со времен СССР. Даже когда его посадили, я ничего плохого не говорил, а наоборот, отзывался позитивно и даже эпиграммы писал в его защиту.  
– Кстати, эпиграммы сейчас пишите?
– Пишу, правда, они стали больше политическими. Сейчас вот шлифую одну эпиграмму под названием «Полет шмеля». Помните князя Гвидона из пушкинской сказки, который все летал и высматривал? Вот через этого персонажа я и описываю нынешнюю политическую ситуацию.
– На ваш взгляд, есть ли у ВАЗа шанс лет через десять сохранить за собой статус не завода по сборке моделей «Рено» и «Ниссан», а полноправного и самостоятельного участника автомобильного рынка, внедрять собственные разработки без оглядки на зарубежных партнеров?
– Конечно, все это вызывает грустную улыбку, однако, мы же едим импортные яблоки – желудку, по большому счету, все равно. Огорчает, что на ВАЗе почти уничтожили собственную технологическую службу, передав этот сектор работы «Рено», что и вызывает огорчение. Но в целом французы, наверное, понимают, что рано или поздно мы освоим их технологии и будем применять для собственной пользы. Еще Петр Первый приглашал иностранцев, чтобы они учили русских наукам.
– Продолжим разговор о зарубежных партнерах. На днях появилась информация, что совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ» при сборке автомобиля «Шевроле Нива», возможно, перейдет на собственную платформу, а нынешнюю за ненадобностью вернет ВАЗу. Как считаете, от такого подарка не стоит отказываться?
– Если они нам ее бесплатно вернут, то это сильно облегчит замену первого поколения вазовских внедорожников на современную модель. Конструкция «Шевроле Нивы» (она же ВАЗ-2123) настолько удачна, что может жить еще очень долго, претерпев лишь кое-какие внешние изменения. На базе этой платформы можно делать пикапы для нашей глубинки, небольшие пожарные автомобили или джипы для российской армии.
– Еще одним важным событием последнего времени стал окончательный отказ ВАЗа от «классики». С конвейера в Ижевске сошла последняя «четверка», и теперь можно сказать, что дешевых моделей наш завод не производит. То есть мы добровольно отдаем эту ценовую нишу (от 180 до 240 тысяч рублей) конкурентам. Правильно ли такое решение?
– Выпускать очень дешевые машины сегодня даже опасно для всех крупных городов.
– Потому что из-за своей дешевизны они небезопасны и шансов выжить в ДТП, находясь в такой машине, гораздо меньше?  – Нет, я о другом. Количество автомобилей в крупных городах таково, что если будут появляться дешевые модели, которые начнут приобретать те, кто раньше о машине и не мечтал, то мы захлебнемся в дорожных пробках и пропадет смысл в приобретении вообще любого автомобиля. По прогнозам аналитического агентства «Автостат», в городах с населением более 500 тысяч человек средняя скорость движения автомобилей приблизится к московской – 20 километров в час. А теперь скажите мне, нужны ли нам дешевые машины?
– Любопытная мысль. Ее озвучивали власти государства?
– Я не слышал, чтобы это где-то озвучивалось, потому что подобные разговоры могут вызвать негативное отношение у россиян с небольшими доходами. Хотя между собой чиновники наверняка подобные вопросы обсуждают.
– С вашего позволения все-таки разовью мысль о том, что дешевые автомобили еще и небезопасны сами по себе. Пример – недавняя трагедия в зеленой зоне, где бизнесмен Сергей Лекторович протаранил на своем джипе вазовскую «пятерку», в которой один человек погиб и двое оказались серьезно ранены.
– Я думаю, что там все-таки был неудачный для «пятерки» удар. Я видел фотографии с места ДТП. На них видно, что «Фольксваген» ударил вазовскую легковушку колесом, и оно даже отвалилось. Судить по этому случаю об общем положении дел нельзя. Я знаю случаи, когда «жигули» опрокидывал иномарку, в которой все гибли. Вспомните, леди Диана погибла в ДТП, находясь в салоне одного из самых безопасных автомобилей в мире…

Беседовал Тимур КАЛИНИН
Просмотров : 1766
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 0...2, ветер 2 м/с
утро -1...1, ветер 3 м/с
Завтра
день 0...2, ветер 2 м/с
вечер 0...-2, ветер 2 м/с