(16+) Театр и жизнь – неразделимая пара
Культура
(16+) Театр и жизнь – неразделимая пара

Возвратившийся после многолетнего отсутствия в «Колесо» Анатолий Морозов открыл театральный сезон постановкой по довольно загадочной пьесе Жана Кокто «Священные чудовища». Премьера спектакля состоялась вчера, второй показ будет сегодня вечером.
Что же загадочного в пьесе, написанной в предвоенной Франции и так претенциозно озаглавленной? 1940 год. Фашизм уже не бродит – победно шествует по Европе, а знаменитый драматург, поэт, романист и режиссер рассказывает нам о банальнейшем адюльтере! Всего-то необычного в истории, что участники любовного треугольника – актеры.
Жизнь богемы Жан Кокто знал как свои пять пальцев. Мы ее представляем по статьям из желтой прессы несколько иначе. Следуя незабываемому принципу Раневской «Нельзя выходить замуж за публику!», господа актеры вступают в брак друг с другом (кажется, в прошлом веке не было моды на футболистов). Как сосуществуют люди, привыкшие изображать чувства? Умеют ли они отделять свои истинные переживания от наработанных с годами, отрепетированных штампов показных чувств? Наверное, многие из зрителей задавались такими вопросами.
Эстер в исполнении заслуженной артистки Российской Федерации Ольги Самарцевой – или исключение из правил, или действительно великая актриса. Она – умеет отделять жизнь от игры. По крайней мере, так говорит. Нет, по крайней мере, мы ей верим, пока она так говорит… Подобная путаница, возникающая в голове зрителя во время просмотра спектакля и во время переживания так называемого послевкусия – это отнюдь не погрешность режиссера или автора. И сыграть актрису (актрисе!) в этой пьесе вовсе не так просто, как кажется.
Кратко сюжет: в налаженную и счастливую жизнь талантливой театральной пары врывается «юное дарование», жаждущее возвыситься на этом живом пьедестале до голливудских высот. Ей кажется, что она преуспевает, приручив этих старомодных господ, рассуждающих о том, как благороден истинный театр и как неприемлем театр в жизни. Но Эстер и Флоран проходят это испытание, а финал пьесы просто вопиет мыльнооперным пафосом – у пары рождается внук! Старлетка Лиан отправляется в Голливуд одна. Все с облегчением надеются, что она больше не вернется…
Кто-то из зрителей постигнет в постановке истину, которой вряд ли ограничился бы Кокто. Привычка делает любовь невидимой, как говорит Эстер. И только угроза потери заставляет переосмыслить ценность для тебя человека, который так давно рядом. Но это слишком простая мысль, много раз повторенная в незамысловатых книгах. Мне кажется, режиссеру удалось большее, может быть, то, чего хотел автор. Глядя на сцену, мы смотрим… в зеркальный коридор. Когда непонятно, что мы видим – реальность или отражение.
– Я часто думаю, – с жаром говорит Эстер, – если бы герои моих пьес просто сказали друг другу правду…
– Тогда не было бы пьес! – саркастично продолжает Флоран (актер Андрей Чураев).
– Но мы-то не играем пьесу, – холодно возражает Эстер-Самарцева.
Вот оно – зазеркалье! Эстер, искренне убежденная в том, что она – одна из немногих, кто всегда говорит правду, сама не замечает, как театр входит в ее уютную, правильную жизнь. И она начинает не просто играть – режиссировать жизнь, поселяя изначально не имеющую шансов соперницу в собственную виллу и толкая Лиан в объятия собственного мужа!
Потрясающе тонко играет актриса. Чуть-чуть больше надрыва в этих вычурных фразах о ноже в сердце, о жемчужных ножнах, в кои превратило ее несчастье с милым юным личиком Лиан – и мы бы не поверили ее героине. О, сказали бы мы, да это игра! Собственно, мы это все равно поняли – потом, выйдя из зала. Но в тот момент, когда актриса произносит свои реплики – мы ей верим безоговорочно! Это и есть вечная загадка театра. И это – та самая ловушка, в которую попадает даже самый великий артист. Потому, что он сам себе верит, когда произносит заученные фразы. И, к сожалению, отделить свою жизнь от театра он уже не сможет никогда…
Несомненной удачей спектакля является его художественное оформление (автор – Ирина Бируля из Санкт-Петербурга). То сияющие, то затененные ложи на заднике сцены не дают забыть о месте действия и опять же закрепляют эффект зеркального коридора – как будто невидимые зрители смотрят и на нас.
– Пятнадцать лет назад я ставил «Священные чудовища» в Калининграде, – рассказал Анатолий Морозов, – но тогда не было таких технических возможностей – помоста, вращающейся сцены. На мой взгляд, они добавляют в действие чего-то будоражащего…
Действительно, мизансцены, выстроенные еще и по вертикали, добавляют динамики. Режиссер говорит, что он «переписал» пьесу. Появляющиеся, по замыслу автора, только в третьем действии, радиодикторы – у Морозова  с самого начала действующие лица. Они комментируют, суют героям микрофоны, чтобы те повторили, акцентировали свои значимые реплики. Но, на мой взгляд, чуточку эти суетливые ребята (Владимир Губанов и Виктор Шадрин) переборщили, когда начали допытывать зрителей, выше или ниже вешать тряпку, изображающую облако.
Автор рекомендовал будущим постановщикам: «Костюмы должны быть те, что носят во время, когда играется пьеса». Отдельный респект Елене Варениковой – ее костюмы играют! Лиан (актриса Елена Добрусина) появляется в драных джинсах, кроссовках и кофте на четыре размера больше, а покидает нас – в Голливуд! – уже в сияющем суперстильном костюме баклажанного цвета. Незаметная преданная Люлю (Татьяна Колотенко) носит одно и то же платье неопределенного цвета и вневременного фасона. Костюмы примадонны роскошны – в первом и третьем действии, во втором же она в простоватом платье, согнувшись, уходит с тяжеленным чемоданом из собственного дома.
Но самое интересное решение – костюмы Шарлотты (Галина Злобина), коллеги главных героев, той, что пытается распутать эту нарочитую авторскую путаницу. Пожалуй, сложнее всего понять образ именно этой героини, заявляющей, что ее призвание – все понимать! Она появляется в клоунском наряде, а потом… Ее второй наряд – шедевр швейного искусства, соединивший женское платье и мужской костюм. Это намек на бисексуальность автора пьесы? Или на то, что разделить Эстер и Флорана, сложившуюся пару, «сиамских близнецов» – напрасная затея, так же, как отделить жизнь от театра или театр от жизни…

Надежда БИКУЛОВА

 

Просмотров : 1379
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь -7...-9, ветер 4 м/с
утро -7...-9, ветер 4 м/с
Завтра
день -5...-7, ветер 5 м/с
вечер -8...-10, ветер 4 м/с