Город
25 лет добра и знаний
Когда-то, сидя на парах русского языка в университете, я удивлялась, что моя соседка так хорошо помнит всю школьную программу. «Вот ты гений!» -- однажды не выдержала я, на что одногруппница ответила: «Это не я, это наша школьная учительница Ирина Анатольевна… С ней невозможно было не знать». Тогда я даже и не думала, что пройдет несколько лет, и я сама пойму, что Ирина Азарова -- искренний, светлый человек, с которым не просто интересно общаться, у нее многому хочется научиться. Все началось с любви к предмету. Учительница по русскому и литературе была любимым педагогом в новокуйбышевской школе. А потом Ирина Анатольевна поступила на филологический факультет Самарского пединститута. -- После замужества переехала в Тольятти. Вначале и не думала, что на всю жизнь стану учителем, -- заметила моя собеседница. Сейчас ее учительский стаж уже перешагнул четверть века. Большую часть этого времени она проработала в гимназии №39, где и сейчас преподает русский язык и литературу. -- Было время, когда я спрашивала себя: зачем связывать со школой свою жизнь? Ведь это так сложно. Можно сказать, что мы, учителя, сами себе не принадлежим, как военнообязанные. Учебный год начинается, и все: тетради, уроки, собрания, -- поделилась размышлениями педагог. Не стоит удивляться, просто начало учебного года -- это сложное время, надо заново настроиться на рабочий лад. Но вот перед глазами учебный план, в памяти любимые авторы, а в классе внимательные ученики. И снова возникает желание донести до этих пока еще неопытных ребят все заветы классиков. Так происходило и в советское время, когда некоторые писатели были занесены в список неугодных. -- Мне кажется, литература -- это такой предмет, который учит нравственности. В работе я не особенно обращала внимание на какие-то советские, идеологические моменты. Хорошо, что это ушло в прошлое, я никогда не была увлечена политическими идеями. Мне больше нравилось преподавать литературу с точки зрения морально-этических проблем, которые раскрываются в произведении, -- рассказала учительница. Сама Ирина Анатольевна любит читать Чехова, Тургенева и Достоевского. Удается ей быть в курсе творчества и современных авторов. Правда, из-за нехватки времени полноценно окунуться в мир новой литературы получается только летом. Последнее приобретение -- романы Виктора Пелевина: «Т» и «Дневник оборотня». Азарова находит загадочного российского писателя трудным, непонятным, но интересным. Нравится ей и проза Людмилы Улицкой. --– Что касается популярного детективного жанра, то тут все неоднозначно. Скажем, Донцову и Акунина нельзя поставить в один ряд. Ради интереса читаю их произведения. Но не считаю, что это какая-то проблема нашего общества. Массовая литература всегда была, просто не все об этом знают. Как видим, эти произведения не выдержали проверку временем, -- объяснила Ирина Азарова. Еще Ирина Анатольевна любит стихи. И не только читать. Она считает, что поэтический талант есть в каждом ребенке, нужно только его раскрыть. Поэтому с особым удовольствием занимается с детьми поэзией. Видеть символы, уметь понять авторский замысел поэта, разгадать стихотворное произведение -- в этом она видит еще одну привлекательную сторону своей работы. Самый ее любимый период литературного процесса -- Серебряный век. В 2006 году Ирина Анатольевна победила в конкурсе «Лучший учитель», который проходит в рамках национального проекта «Образование». Для участия, и тем более победы, необходимо, показать не только личные достижения, но и результаты своих учеников: участие в конференциях, семинарах, высокие результаты по ЕГЭ, победы на предметных олимпиадах -- все это есть у педагога из 39-й гимназии. Одним из главных доказательств мастерства учителя, наверное, является продолжение его дела учениками. Ирине Анатольевне есть чем гордиться: буквально в этом году в гимназию пришла преподавать ее выпускница Екатерина Муранова, окончившая университет с красным дипломом. -- Это не единственный случай. Мои выпускники поступают в лучшие вузы города и страны, есть студенты МГУ и МГИМО. Выбирают филологический факультет или журналистику. Конечно, приятно сознавать, что в этом есть и моя заслуга. Но эти результаты не освобождают Ирину Анатольевну от проверок на профпригодность. И тут ее возмущение вполне понятно. -- Сколько приходится доказывать, что достоин быть учителем! Каждый год заполняем бесчисленное количество отчетов, планов. Это портит все удовольствие от работы. Вот, предположим, я выхожу на аттестацию. И в очередной раз должна доказывать, что могу преподавать. И это несмотря на то, что у моих учеников высокие баллы по ЕГЭ, что я победитель президентского конкурса, что выпускники выбирают мою профессию. Почему? -- искренне не понимает Ирина Анатольевна. Школа -- пожалуй, главное, но не единственное ее увлечение. Учительница занимается плаванием, еженедельные походы в бассейн с коллегами по работе -- норма. Кроме того, Ирина Анатольевна охотно копается на даче, разводит цветы и выращивает овощи. О своих учениках Ирина Анатольевна отзывается исключительно положительно. Она часто повторяет: «С детьми мне всегда везло, все ученики у меня хорошие». Слушаешь ее и понимаешь, что человек искренне любит свою работу. Ее пример доказывает, что доброта -- это не просто хорошее отношение к людям, это тепло, идущее от сердца. Учительница не верит утверждениям некоторых скептиков, что современная молодежь безнадежна: -- Я не могу сказать, что общество меняется в худшую сторону. Нравственные ценности вечны, и пока их помнят, пока на них равняются, будущее у нас есть. Во все времена высказывались опасения относительно нового поколения. Всегда были пороки, что нам доказывает классическая литература, но были и положительные примеры, к которым нужно стремиться. Татьяна СКВОРЦОВА
Просмотров : 4355
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 1...3, ветер 3 м/с
вечер 0...-2, ветер 1 м/с
Завтра
ночь -4...-6, ветер 1 м/с
утро -3...-5, ветер 2 м/с