Культура
Алексей Архиповский: И количество струн здесь ни при чем

На днях в Тольятти с сольным концертом приезжал Алексей Архиповский, музыкант-балалаечник номер один в России. Его зачастую называют виртуозом, Паганини балалайки. Архиповский -- выпускник Гнесинки, играл в оркестре, солировал в ансамбле Людмилы Зыкиной. Сегодня ему аплодируют  Евровидение, всевозможные саммиты и кинофестивали, Европа и Америка.
Так сложилось в наше время, что интерес к балалайке поугас как в среде  музыкантов, так  и  поклонников музыки. К сожалению, меня также не миновало забвение по отношению к этому инструменту. В прошлом году, когда  на «Метафесте» объявили выступление Архиповского, я никак на это не отреагировала: народные мотивы в тот момент не вдохновляли. Неожиданно с концертной поляны полилась красивейшая музыка, словно оркестр заиграл. Каково же было мое удивление, когда на мой вопрос, кто это играет,  услышала: «Архиповский!»
Алексея Архиповского нужно не только слушать, но и видеть.
Потрясающий спектакль. При этом Алексей утверждает, что он ничего не делает, это все его  балалайка. Он только слушает, что она рассказывает.
-- Алексей, как вы стали музыкантом-балалаечником?
-- У меня странная судьба. Родился на Черном море, в Туапсе, там ни берез, ни снега нет. Тем не менее, я русский, вырос  на песнях, музыке России. В девять лет поступил в музыкальную школу по классу балалайки и фортепиано. Влюбила меня в балалайку мой первый педагог -- замечательная женщина. Она ввела меня в волшебный мир, и количество струн здесь ни при чем.
После Гнесинки я довольно долго работал в оркестре, потом был ансамбль Людмилы Зыкиной. Я всегда играл соло. В лучшие моменты, когда получается что-то интересное, ощущение  такое, словно меня вообще нет. Играет инструмент, а я зритель.
-- У вас в руках балалайка, но когда вы играете, слышатся звуки ударных, шарманки, клавесина -- целый оркестр.  Звучат рок, классика, фолк. Сколько струн на вашей балалайке и где спрятан оркестр?
-- Когда я играю, струн вообще нет, я их не ощущаю. Я прикасаюсь к инструменту -- и начинается музыка. Эта балалайка 1928 года рождения, она не электрическая, обычная акустическая. Вместо микрофона  я поставил современный звукосниматель и хорошо продумал звуковой трэк. Я все делаю сам. Инструмент достался  от моего педагога. Он старинный, на нем играли известные музыканты. У балалайки есть имя  -- Степан. Он играет и на морозе, и в жару. Терпелив, талантлив  и все выдерживает.
Я прошел академическую школу: Бах, Моцарт…   В какой-то момент мне стало интересно придумывать свое.      Балалайка -- это не музейный этнический экспонат, она живая. От нее просто фанатеешь.  Сам удивляюсь  тому, что происходит, когда мы в дуэте: кто из нас интерпретирует -- вопрос.
-- Алексей, где вас больше знают:  в России или за ее рубежами?
-- Трудно сказать. Может быть, за границей. Мне нравится наше время тем, что в России активно развивается фестивальное движение. Там рождаются интересные музыканты, инструментальное искусство, там свежий ветер музыки. Сегодня, мне кажется, музыканты-балалаечники пошли не тем  путем. Поэтому народный инструмент у нас и не в почете. В начале века балалайка была суперпопулярным инструментом. Даже в царской семье, даже графини играли на трехструнке. Интересный факт: перед расстрелом императорской семьи царевич Алексей последние три дня читал книгу «Самоучитель игры на балалайке».  Я точно знаю, что у этого балалайки большие возможности, она повторяет звуки многих музыкальных инструментов. В моих концертах мне больше нравится вторая  часть.  Меньше показухи, больше моего внутреннего отношения к музыке.   
 -- Скажите, есть ли еще балалаечники, играющие в вашей манере? 
-- Я, наверное, один из первых, кто попробовал  войти в этот саунд и применил  эффекты. Россия большая, талантов  много. Что касается меня, то после концерта в Тольятти лечу в Мадрид. Меня пригласили на открытие международной книжной ярмарки. Как выяснилось, испанцы любят балалайку. Когда я был там несколько лет назад, они сравнивали меня с великими гитаристами.  В ноябре меня ждут в Японии. Много раз  доводилось играть в Америке. Меня везде принимают хорошо. Для иностранцев мой концерт -- шок. Они привыкли к матрешечной  России,  наелись этим.  Я и мой  «Степан» -- одно целое, мы слились, я лицо балалайки.  Разумеется,  слушаю и люблю     разную музыку.  Иван Смирнов, Тома Сидорова, Ира Сурина --  прекрасные музыканты и исполнители песен, я их очень люблю.
 Вы знаете, я давно живу в Москве. Но я не представитель ночных тусовок, стараюсь вести здоровый образ жизни.  Жесткий гастрольный график обязывает держать себя  в форме. Я бросил курить, практически совсем не пью алкогольные напитки.  Трудно совмещать  приятные  вещи, приходится делать выбор. Он сделан в пользу музыкальной вселенной.
Концерт Алексея Архиповского в Тольятти прошел с аншлагом. Балалайка собрала полный зал зрителей, мест не было даже на приставных стульях. Слушать музыканта можно бесконечно.  Его музыка завораживает, волнует. Архиповский играл полтора часа без перерыва, но зал не отпускал  музыканта. Он еще долго  общался с поклонниками высокого искусства, дарил автографы и свою очаровательную  улыбку. Для тольяттинцев его концерт -- это музыкальный шок.  Алексей Архиповский обещал приехать в Тольятти в апреле -- на юбилей ансамбля гитарной музыки «Резонанс».    

Любовь  КОЧЕТОВСКИ


  

Просмотров : 2207
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 9...11, ветер 7 м/с
утро 13...15, ветер 6 м/с
Завтра
день 13...15, ветер 6 м/с
вечер 7...9, ветер 5 м/с