Юрий Целиков: Две смены на ВАЗе -- это реально
Город
Юрий Целиков: Две смены на ВАЗе -- это реально

Наша очередная встреча с бывшим президентом международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрием Целиковым состоялась накануне Дня машиностроителя. Впрочем, поводов для радости на ВАЗе сейчас не очень много, так что и разговор получился не слишком праздничным.
У «могильного» камня
Мы встретились с Юрием Кузьмичом в тот момент, когда он вместе с двумя столичными журналистами из «Коммерсанта» отправлялся на осмотр «могильного» камня. Того самого, что был заложен несколько лет назад на месте будущего завода, который так и не построили. Камень, ставший общим памятником управлению Есиповского, Артякова и Алешина. Теперь он валяется в кустах неподалеку. Целиков взгромоздился на камень, снял кепку.
-- Статью можно писать под названием: «Господи, спаси мою душу грешную», -- сказал он. -- Ведь тут 21 июля 2006 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил молебен с чином освящения места строительства. В церемонии закладки камня приняли участие Владимир Артяков, депутаты Государственной, губернской и городской дум. Это святая земля, а мы видим свалку. Святой камень бросили в кусты. Табличку давно скрутили и украли.  
Кстати, общаясь с москвичами, весьма любопытно было услышать, как им в редакции обрисовали ситуацию в Тольятти перед командировкой: «Завод стоит, люди получают деньги и радуются». Вскоре гости отправились в парк искать гуляющих,  довольных жизнью вазовцев (удачи им в этом), а мы с Юрием Кузьмичом начали беседу.
-- Грустный в этом году получается День машиностроителя. Увольняют 5 тысяч работников ВАЗа, еще 31 тысяча на очереди. Оправданы ли эти меры? Чего нам еще ждать?
-- Могу сказать, что праздник грустный лишь отчасти. Подавляющее большинство вазовцев отлично понимает, что сокращение необходимо. Другое дело, что каждый считает себя более нужным заводу, чем его сосед. Средняя текучесть на заводе -- около 10 процентов в год (то есть около десяти тысяч человек уходит, а на смену им приходит столько же), поэтому увольнение 5 тысяч человек вполне укладывается в эти нормативы. Пенсионеров на ВАЗе около 12 тысяч человек, поэтому трагедии я не вижу. Операция на теле ВАЗа нужна, но надо знать: квалифицированный ли хирург, есть ли все медикаменты, не отрежут ли лишнее, и самое главное: все ли продумано, чтобы больной после операции не скончался?
-- Хорошо, а еще 31 тысяча претендентов на сокращение?
-- Это уже проблема. Хотя сейчас, когда соотношение цена -- качество не в нашу пользу, можно, конечно, выпускать еще меньше и численность сократить еще больше. Поляков и его команда всегда стремились держать цену в нашей нише -- от 4 до 8 тысяч долларов. Где вы видели, чтобы внедорожник стоил дешевле, чем седан? А у нас это именно так. Сегодня все больше просматривается желание наших иностранных партнеров сократить объем выпуска автомобилей на ВАЗе, увеличивая объем выпуска иномарок.
Акции упадут в цене
-- А вообще, для меня самый грустный праздник этого года  не День машиностроителя, а 40-летие фирменного автосервиса, которое будет отмечаться 25 сентября. Никаких поздравлений, мероприятий. Мы никогда так горько не отмечали наш праздник. Фирменная сеть трещит по швам. Около 20 процентов наших дилеров в предбанкротном состоянии. И самое печальное -- автоцентр «Тольятти-ВАЗ», где я в свое время был директором. Там тяжелейшее положение. Им даже не дают запасные части на гарантию.
-- Почему?
-- Они брали деньги на развитие, строили свой автосалон. Потом спад, сбой продаж вазовцам. А у них же все доходы от продажи. Техобслуживание еще работает, а вот торговля автомобилями и запчастями в агонии.
-- У остальных дилеров схожие проблемы?
-- Да, долги. Например, «Элекс-Полюс» -- одна из сильнейших дилерских сетей. Ее искусственно обанкротили, и теперь она принадлежит зятю бывшего первого вице-президента АВТОВАЗа Александра Пронина (сейчас он президент холдинга «ЛАДА-СЕРВИС»). Вот оно, кумовство, родственные связи. 
-- Кстати, о банкротствах. Недавно прошла информация, что прокуратура возбудила дело о преднамеренном банкротстве «Иж-Авто», где руководителем был Добындо…
-- Почему был? Он и сейчас там, восстанавливает работу. Вряд ли банкротство «Иж-Авто» преднамеренное. Вся эта информация распространяется для того, чтобы дискредитировать предприятие и подешевле купить его акции, желающих на которые очень много. Сегодня СМИ играют не последнюю роль в понижении активов акционерных обществ.
-- Юрий Кузьмич, если на ВАЗе сократят 31 тысячу человек, верите ли вы в то, что завод еще когда-нибудь заработает в две смены?
-- Конечно, но только затраты будут несоизмеримые. Для восстановления работоспособности придется вкладывать намного больше денег. Но завод способен, я верю.
-- На чем основан ваш оптимизм?
-- На том, что некоторые действия нового руководства говорят о начале нешуточной борьбы за снижение себестоимости автомобилей. Это и сокращение количества вице-президентов, дирекций, и приведение в соответствие зарплат топ-менеджеров. Но самое главное, все наладится, если высший менеджмент покажет прозрачность своих доходов, если не будет место алчности и жадности. Если же будет продолжаться то, что было при Нагайцеве, Артякове и Алешине, то восстановимся мы нескоро. Но в том, что восстановимся, я не сомневаюсь, потому что Волжский автозавод -- это минимум один процент России.
-- Ваше мнение относительно объединения ВАЗа и КамАЗа в холдинг?
-- Сомнения в доведении до логического конца принимаемых решений все крепнет и крепнет. По улице Воскресенской до сих пор висят щиты «АВТОВАЗу -- 40 лет». Их вешали три года назад и до сих пор не обновили, хотя за это время потрачены миллионы рублей на разные пиар-акции. Музей завода в учебном центре на грани развала. И вот еще что очень сильно обижает ветеранов: холле заводоуправления все чаще отсутствуют цветы возле бюста Виктору Полякову. Неужели у менеджмента нет денег, чтобы два раза в неделю ставить по четыре гвоздики? Все это говорит о том, что если на ВАЗе будут руководить варяги, которые не везут сюда свои семьи, работая вахтовым методом, автозаводу не встать на крепкие ноги. И объединение с КамАЗом -- это лишь разговоры для повышения стоимости акций Волжского автозавода. Кстати, я думаю, что они скоро упадут.
-- А какова сейчас их стоимость?
-- Около 20 рублей, а реальная, на мой взгляд, -- пять рублей. 
На заводе «лягушачий грипп»
-- Еще один недавно озвученный проект -- совместное предприятие с «Рено»…
-- На ВАЗе французский «лягушачий грипп». Завод заболел этим вирусом.
Французы за счет уменьшения выпуска наших автомобилей хотят увеличить долю «Рено Логан» на российском рынке. И им это удается. Кстати, с «Рено» мы работаем так: они говорят по-французски, потом это переводят на английский, потом на русский, потом в обратную сторону. Еще и тут посредники. 
-- То есть 25 процентов акций ВАЗа они покупали лишь для того, чтобы продвигать «Логан»? Не больно ли хитро?
-- Ну почему больно хитро? Просто хитро, а больно будет потом. Да, именно для этого и покупали, чтобы задушить нас в объятиях. Это самый лучший способ блокировать развитие АВТОВАЗа с помощью Нагайцева, которого они прибрали к рукам. Поэтому ничего за четыре года на ВАЗе не сделали и не сделают. Собственные разработки -- в ящик, а занимаются совместными предприятиями с «Рено-Ниссан» и так далее.
-- Хотите сказать, что спланирован развал завода?
-- Да. Вот если бы «Новиком банк», чьи акции на сумму миллиард 600 миллионов купил завод в конце прошлого года, выкупил их назад, я бы поверил в серьезные намерения по восстановлению завода. Мы тогда спасали этот банк, точнее, Алешин спасал свой карманный банк, в котором все счета «Рособоронэкспорта». Кроме того, «Тройка-диалог» на раскольцовке акций Волжского автозавода заработала себе не менее 600 миллионов евро. То есть деньги, которые завод получил от продажи акций «Рено», осели там. Сегодня «Тройка-Диалог» -- один из владельцев нашего завода, так почему они не вкладывают деньги в развитие? Коллектив ВАЗа не верит, что эти хозяева могут восстановить работоспособность.
-- Относительно еще одной любопытной инициативы господина Комарова: сократить количество публикуемых о ВАЗе заметок…
-- Я не верю, что он лично давал такую команду. Это такой же миф, как и то, что Артяков вернул заработанные на ВАЗе полтора миллиарда. Считаю, что это черная пиар-акция против Комарова. Вообще, по соотношению позитивного и негативного в действиях Комарова пока процентов 80 позитива. 
-- Да и, в принципе, сократить количество заметок, наверное, нереально
-- Ну зачем обсуждать то, чего не говорил Комаров? Говорят, что эту информацию запустила пресс-секретарь Алешина.
-- Прошла информация о том, что прокуратура рассылала дилерам ВАЗа запросы относительно их потребности в автомобилях…
-- Это все муть. Мне один из дилеров сказал, что недавно они получили письмо из дирекции по развитию дилерской сети с требованием объяснить причины уменьшения объемов продаж в августе. Путин знает, вся страна знает, почему плохо продаются машины, а дирекция по продажам не ведает. И при этом дилерам угрожают, что если те не объяснят причины, то будет рассматриваться вопрос о снижении квот на продажу и даже по лишению дилерства. Это такой маразм, который в страшном сне не приснится. Теоретически прокуратура могла сделать тот запрос, о котором вы говорите, но это не ее дело -- вмешиваться в работу акционерного общества. Если бы они расследовали, куда делись автомобили на ВАЗе, я бы понял. Недостача -- несколько тысяч. Отдали на УРП (управление региональных поставок), а ни машин, ни денег нет. Вот это интересно. Или судьба денег от продажи акций ВАЗа компании «Рено». Но прокуратура молчит.
-- Так хватает дилерам машин или нет? Ведь потребность в «Приоре» в августе была, когда завод стоял… 
-- Если у дилера много денег, то он может купить то, что хочет, по предоплате. Но сегодня денег нет, а кредит под нормальный процент взять очень сложно. Поэтому дилер берет у клиента деньги за какой-то конкретный автомобиль, накапливает их, выкупает у ВАЗа машины. Только после того, как завод получает подтверждение, что деньги пришли, дается разрешение на выдачу ПТС. А клиент без автомобиля все это время. Разрушили систему продаж, разогнали опытных специалистов. Поляков не зря говорил, что создать систему автосервиса сложнее, чем построить завод. Я просил Алешина: «Ну сходите на автоцентр, как это делал Поляков. Вы же с ним родились в один день, 3 марта. Побеседуйте с товароведами, продавцами, и они вам скажут, почему не идут продажи». Когда я был директором автоцентра «Тольятти-ВАЗ», сидел с товароведами, ездил на автовозах, слушая вранье водителей о рэкете. Хотя бандиты есть, и я с ними встречался. Говорил, что готов их обучить работе на компьютерах, чтобы они продавали автомобили, а не отнимали деньги на выходе. И они, между прочим, учились на курсах, а некоторые из этих людей потом были депутатами в городской думе.
Путин купил не «Ниву» а «Джунгли»
  -- Во время одной из наших встреч вы задавались вопросом, какую все-таки «Ниву» приобрел себе Владимир Путин. Удалось узнать?
-- Да, показывали по телевизору, как он в Сочи на ней журналистов катал. У него «Нива» (точнее, «Лада» 4х4, так как бренд «Нива» ВАЗу не принадлежит) под названием «Джунгли», сделанная в управлении спортивных автомобилей. Есть одна легенда в связи с этим, причем я в нее верю на 99 процентов. Когда эту машину привезли в Москву, то сдали ее в гараж особого назначения, где ее частично разобрали для проверки на наличие жучков, радиоактивных веществ и так далее. А когда собрали, то Владимир Владимирович проехал 400 метров и сказал, что она плохо едет. После этого ее перебирали уже наши специалисты, и теперь она ездит очень хорошо. Кстати, сейчас есть «Нива-3» -- великолепный автомобиль, который мог бы вытащить Волжский автозавод из болота. Но Нагайцев, дальний родственник Чемезова, гнобит эту тему изо всех сил.
-- Так как же заводу сегодня выходить из кризиса? Снова просить помощи у правительства?
-- Вот сейчас идет сокращение кадров на заводе. Нужно посадить чиновников, чтобы они написали сочинение на тему: «Как вывести завод из кризиса?» и на основании результатов решить, кого сократить, а кого нет. Если люди не могут связать двух слов, то зачем они нужны? Вот есть управление контроля и координации инвестиций в техническое развитие, состоящее из пяти человек, где числится жена одного из вице-президентов. Я не знаю, сократили сейчас это управление или нет. Если нет, то я Комарову не буду верить никогда. Раньше при Полякове пять человек -- группа, а сейчас управление. 

Беседовал Тимур КАЛИНИН

Шутка от Кузьмича
На генном уровне «Фиат» заводу ближе,
Но москвичи вдруг снюхались с «Рено».
Летает ВАЗ фанерой над Парижем,
И очень скоро плюхнется в… на дно.


Цитата
"Волжский автозавод продает запчасти фирме «Лада-имидж». Она накручивает свои пять процентов, ничего не делая при этом и даже не видя деталей. Затем ей перегоняют деньги пять фирм, которые получают эти запчасти напрямую с завода. Так зачем нужен этот посредник? Цена на запчасть вырастает процентов на пятнадцать. Дилер, чтобы купить хорошую заводскую запчасть, вынужден переплачивать, и тогда он идет на железный рынок и покупает ворованные запчасти, стимулируя тем самым потребность в воровстве. Зачем ВАЗ официально стимулирует теневую экономику?"

 

Просмотров : 3287
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 10...12, ветер 6 м/с
ночь 9...11, ветер 6 м/с
Завтра
утро 12...14, ветер 6 м/с
день 13...15, ветер 6 м/с