Город
Юрий Целиков: Пусть президент Медведев попросит Сергея Чемезова уйти с ВАЗа

Наша очередная встреча с бывшим президентом международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрием Целиковым проходила после того, как он по просьбе Александра Ясинского возглавил совет ветеранов завода. Юрий Кузьмич уточнил, что должность эта временная (до 15 марта), однако работы много, ведь впереди 95-летие со дня рождения Виктора Полякова. Беседу же мы начали с подведения кратких итогов прошлого года.
Заводские беды
-- Юрий Кузьмич, в 2009-м на ВАЗе было собрано около 300 тысяч автомобилей, Очень мало. Год сложный, показавший неспособность московского менеджмента руководить предприятием в кризисный период…
-- Без сомнения, это был самый трагический год в истории автозавода. На недавней встрече журналистов-ветеранов вазовских СМИ практически все в один голос говорили о нависшей над заводом смертельной опасности. Главная проблема сегодня -- отсутствие взаимопонимания. Четыре года происходит разрушение сплоченного коллектива, традиций, вазовского духа, сформированных при Полякове. Именно сплоченность и традиции помогли ВАЗу выжить при развале СССР. Сейчас же мы достигли дна. Вторая беда завода -- дилерскую сеть фактически подвели к реанимации. Сегодня если только дилер не сделал предоплату, то ПТС за оплаченный автомобиль он получает через 3-5-7 дней. Есть, конечно, блатные дилеры, которым создают льготные условия. Но их очень мало. Сделайте тогда блатными всех. Комаров говорит: «Что дилер заявит -- то мы и произведем». А дилер не заявит, потому что он начинает осторожничать -- сумеет ли продать то, что заявил? Нужны нестандартные методы работы. Дилеры со стажем работы от 5 лет и больше в один голос говорят: «Верните менеджеров СОКа. Дилерская сеть оживет». Это та группа компаний, которая могла бы в кризисный период помочь. Если бы руководство ВАЗа снизошло до того, чтобы не вспоминать прошлые обиды, и заключило договор с СОКом года на два, то дилерская сеть расцвела бы.
-- То есть замена Криворучко на Нагайцева ничего не изменила?
-- Была надежда, что лед тронется, но вера в положительные изменения уходит с каждым днем. Когда я беседую с начальниками отделов  дирекции дилерской сети, то задаю им вопрос: «Вы вообще Нагайцева видели в лицо?»  Почти все отвечают, что не видели. Ну как же можно решить такую проблему, не общаясь со специалистами? Вот сейчас говорят, что  изучают опыт дилерских продаж фирмы «Рено» за рубежом. А почему бы не изучить опыт продаж «Рено» на территории России, не тратя при этом деньги, которых и так не хватает? Почему бы не собрать живущих еще руководителей дилерской сети, с которыми мы в конце 90-х во время дефолта выкрутились из положения? Тот же «Автоцентр Тольятти-ВАЗ» может продавать в год до 30 тысяч автомобилей. Никто этим предметно не занимается, а  часть руководства вообще считает, что его надо закрыть, так как нет прибыли. И это вместо того, чтобы разобраться, из-за чего не идет торговля. А не идет она, потому что автоцентр задолжал заводу деньги. Но если он не торгует, то никогда и не вернет их. Я считаю, что Комаров передоверился человеку, который ничего не сделал для развития АВТОВАЗа и ничего не сделает для развития дилерской сети. Такого красиво говорящего на русском и английском языках менеджера, как Нагайцев, я в истории ВАЗа почти не знаю. Был, конечно, еще один -- Борис Алешин, но Нагайцев его превосходит. Как тут не вспомнить Виктора Николаевича. Поляков любил повторять что на ВАЗе все руководящие кадры апробировались практикой и проходили все ступеньки производства. Отсюда третья беда АВТОВАЗа -- руководители безответственны. Это непрофильный пассив, который физически не способен восстановить нормальную деятельность завода, профессионалы в области «купи-продай» присвоенного имущества и ценных бумаг. Временщики. Пусть сообщат, сколько квартир за последние четыре года купило в Тольятти за личные деньги руководство ВАЗа? Купил ли квартиру Нагайцев или опять живет по льготным ценам за счет Волжского автозавода? Да, Нагайцев тут женился, да, у него тут родился сын. За это мы его любим и уважаем. Но в то же время его жена работает в управлении, где всего два человека.  Если Комаров говорит о реорганизации структуры, то почему нельзя разобраться с этим управлением?  И еще вопрос у меня. Сейчас все больше разговоров о том, что в правительстве России есть лоббисты, заинтересованные в уничтожении отечественного автопрома. Вот бы Дмитрий Медведев вместе с Владимиром Путиным публично сказали, что таких людей нет, что нет и  родственников высокопоставленных российских чиновников (жен, племянников, детей, внуков), имеющих большие доли акций в отверточных заводах
-- Комаров, на ваш взгляд, надолго задержится на заводе?
-- Я не удивлюсь, если в ближайший месяц Игорь Комаров подаст заявление об увольнении или  переводе на другую работу. Из последних четырех президентов Комаров поработал наиболее прагматично -- жестко, четко. Он, конечно, провел гигантскую работу по очистке от малоэффективных, дублирующих кадров, за что ему спасибо. Но при этой чистке некоторые ценнейшие кадры надо было оставить хотя бы на год -- для передачи опыта меняющим их людям. Этого не сделано. Отрубают, отрезают, вычищают. Сигнал к отставке президента был дан в ноябре, когда избрали новый совет директоров, где Комарова нет. Вместо Бориса Алешина в совет ввели Сергея Когогина с КАМАЗа. Это первый случай, когда президент АВТОВАЗа не входит в совет директоров. Недоумение преобразовывается в мысль, что Комарова и не планировали надолго. Хотя сам он всех заверяет, что собирается работать здесь долго. Но то же самое за неделю до ухода говорил и Есиповский.
-- А кто бы мог возглавить ВАЗ после Комарова?
-- Недавно мы с ветеранами обсуждали этот вопрос. Главное условие -- человек должен быть жителем Тольятти. К моему удивлению, кандидатур было множество. Это бывший руководитель вазовской дирекции по безопасности Сергей Очиров, банкир Анатолий Волошин (бывший зам по экономике в «АВТОВАЗтехобслуживании»), бывший директор по качеству Александр Васильчук, бывший руководитель завода Виталий Вильчик и так далее.
-- Каков, на ваш взгляд, дальнейший сценарий развития ситуации на заводе?
-- Дальнейшая судьба  завода может развиваться по трем сценариям. Первый -- банкротство. Оно не снимается с повестки дня, потому что долго держаться на личной заинтересованности правительства России завод не сможет. Сегодняшний терроризм на информационном поле в отношении Волжского автозавода ведет к дискредитации в глазах россиян всех достижений предприятия. Искусственно о ВАЗе создается мнение  как о предприятии, выпускающем ненужную россиянам продукцию нижайшего качества. Используются термины вроде «ведро с болтами», при этом нашу продукцию продолжают называть «жигули», хотя эти модели не выпускаются уже много лет. Весь этот поток дезинформации направлен на то, чтобы очистить рынок от продукции Волжского автозавода. Наш автомобиль соответствует всем европейским нормам. За такую цену ни одна фирма в мире не может пока сделать машину, соответствующую нормативам. Покупают «Ладу» охотно и много. Конечно, надо ставить на конвейер новые модели. За четыре года мы слышали от вазовских руководителей столько всяких обещаний, и фактически ни одно из них не было выполнено.
Второй сценарий -- продажа на приемлемых условиях доли «Тройки-Диалог» в уставном капитале ВАЗа компании «Рено». Свою задачу «Тройка-Диалог» выполнила. Люди, которые держат деньги в этой инвестиционной компании на Кипре, наварились очень существенно, в том числе  многие руководители «Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Если долю «Тройки-Диалог» продадут «Рено», то у французов будет уже не блокирующий, а контрольный пакет акций. И вот тут «Рено», освободив для себя нишу на российском рынке в объеме 220 тысяч автомобилей (это разобранная первая нитка конвейера), не позволит восстановить прежние объемы продаж марки «Лада».
-- Невеселая перспектива…
-- Третий сценарий менее вероятен. Волжский автозавод вместе с правительством отдаст контрольный пакет (или сдаст в аренду) какой-то эффективной российской компании -- Аветисяну, Качмазову, Дерипаске. И эти люди, имея контрольный пакет, будут более эффективными менеджерами, чем иностранный инвестор, задача которого -- продолжать снижать долю отечественных автомобилей на российском рынке. За прошлый год «Рено» вышло на первое место среди иномарок по продажам в России благодаря тому, что у них блокирующий пакет акций АВТОВАЗа. И вот они нас блокируют и блокируют. А ведь есть еще четвертый сценарий, о котором еще никто ничего не говорил. Дмитрий Медведев недавно сказал о том, что нельзя занимать десятки постов в различных организациях, а надо концентрироваться на одном направлении. И тут возникает такая полуфантастическая идея, которая греет душу многим вазовцам. Если президент снизойдет до проблем Волжского автозавода, сам проанализирует все на основании документов Счетной палаты и Генпрокуратуры и попросит очень сильного менеджера в области технологий Сергея Чемезова сконцентрироваться на его основном направлении -- восстановлении обороноспособности нашей Родины и тем самым освободить АВТОВАЗ от своей опеки. Это шаг был бы самым мощным стимулом к восстановлению дееспособности завода. После этого решения все родные, блатные, знакомые, больные и озабоченные доходами Волжского автозавода слиняют из Тольятти со скоростью истребителя 5-го поколения. Можно, как вариант, попросить Сергея Викторовича  возглавить внешнюю разведку, там он вообще специалист высшего класса.
-- А что ждет город, Юрий Кузьмич? АВТОВАЗ отказался от соцобъектов, да и вообще Тольятти называют модным, но каким-то не слишком веселым словом «моногород»…
-- Когда Артяков только стал губернатором и приехал в этом статусе в Тольятти на встречу с городским руководством, я передал ему записку с таким вопросом: «Имея такую мощную партию, как «Единая Россия», почему бы не ввести поправки в законодательство и не обозначить градообразующие предприятия, придав им особый статус по налогообложению?». Если эти градообразующие предприятия несут функции государства (финансируют детские сады, спортивные команды и учреждения), то есть являются социально направленными, почему бы не дать им льготы? Ведь можно посчитать, что получается, когда все эти соцобъекты отдаются государству, и что получается, если они остаются у завода. Можно все просчитать и оставить потраченную заводом на социалку сумму в бюджете города, одновременно ужесточив контроль за расходованием этих средств. Разве народу от этого было бы хуже? Артяков ответил, что никто и не собирается уничтожать социалку, а в итоге мы видим, что сейчас происходит.
Еще о городе. Я категорически не согласен с наскоками на нашего мэра. Да, он не великий политик. Я его называю «главный инжемэр города». Он за этот период в условиях кризиса сделал очень много. Жилкин был больше политическим деятелем, Уткин -- неплохим хозяйственником, но соотношение «себе -- городу» было несколько гипертрофировано. Так что не надо Пушкова сдувать с места, тем более что с его фамилией это сделать очень просто. Не надо его трогать ближайшие пару лет. Он и сам надорвется. У него тяжелейшая работа. Конечно, он в силу занятости дистанцировался от ветеранов промышленных предприятий, а для поддержания имиджа такие встречи нужны.
Отдайте машины вазовцам
-- Лично я уверен: можно за несколько месяцев восстановить торговлю на тольяттинской площадке. И продажи будут даже больше, чем до кризиса.
-- Каким же образом?
-- Центральная мысль -- кто производит, тот и покупает. С ВАЗом связано около двух миллионов рабочих мест (включая поставщиков из других регионов), которые сейчас задыхаются от маленького плана автозавода. Нужно начать со значительного снижения цены на автомобили для работников ВАЗа и заводов-поставщиков. При этом прекратить малоэффективную рекламу и направить эти деньги на снижение цены. Срочно начать  внедрение программы продаж с использованием Интернета. Теперь главное. Нужно дать возможность вазовцам  и смежникам покупать столько автомобилей по сниженной цене, сколько они хотят. И не наша проблема, куда они их денут. Пусть хоть каждый месяц покупают и потом перепродают. У нас на автоцентре допустили грубейшую ошибку, издав приказ, запрещающий продавать автомобили работнику ВАЗа, который кому-то дал доверенность, кроме  мужа, жены или детей. Ну, какое наше дело, сколькиюродному жителю Азербайджана он этот автомобиль отдаст? Есть деньги у людей. Пусть для всех родственников покупают машины. Ведь если рабочий будет знать, что машина для родственника, он и о качестве станет больше думать. А сегодня на конвейере рабочий говорит: «Да пошли вы! Чтобы я за такую зарплату еще о качестве думал…»
 -- По прогнозам заместителя министра промышленности и торговли России Станислава Наумова, автомобильный рынок в стране оживет к 2015 году. Тогда можно будет снова собирать по миллиону машин в год. Это реально, на ваш взгляд?
-- Миллион автомашин в год можно будет собирать к 2013-му. Но должен прекратиться вахтовый метод управления автозаводом. Если первые два руководителя страны проникнутся мыслями ветеранов ВАЗа и организуют встречу с ними. А не так, как приехал Шувалов и встретился с людьми, которых выпроваживают на пенсию, чтобы немного подсластить им горечь. Надо Шувалову снова искать деньги для ВАЗа, который должен почти миллиард поставщикам за прошлогодние поставки. А рынок и сейчас живой, но притаился…
У Каданникова свой бизнес
-- Еще несколько актуальных вопросов. Сейчас появилась информация, что охранные функции на ВАЗе начнут выполнять московские ЧОПы. Причем говорят, что набирать на работу в них будут не тольяттинцев, а жителей других регионов и даже бывших судимых…
-- С самой идеей я согласен. Другое дело, чтобы затраты на новый московский ЧОП не были обременительными для ВАЗа, как это получилось с заводским комбинатом общественного питания. Придя 1996 году работать в автоцентр, тоже пришлось поменять охрану. Почему?  Неэффективность! Один пример -- ведение  журнала учета выезжающих проданных автомобилей. Зеркальцем проверяли номер двигателя, записывая все это в амбарную книгу. Спрашивается: зачем? Сколько было случаев, чтобы не совпал номер двигателя? Выяснилось, что случаев было два, и выявили их в ГАИ, а в автоцентре ни одного. А мы в тот год продавали ежемесячно более 2 тысяч машин. Так зачем же вести эту амбарную книгу и тем самым делать ненужную работу? Потом в автоцентре ловили мелких жуликов, которые были родственниками кладовщицы и охранника. Я считаю, что охрану надо менять периодически, к тому же мы тогда почти половину всех сотрудников устроили в ЧОП, который пришел охранять автоцентр. И не важно, какой ЧОП -- московский, питерский. Главное, чтобы работники были проверены спецслужбами. Насчет того, что будут набирать из других регионов… А жить они где будут? Опять вахтовый метод?
-- С 8 марта должна заработать программа утилизации старых автомобилей. Не станет ли это источником дохода для отдельных категорий граждан?
-- Конечно, станет. Причем в первую очередь для тех, кто сдает автомобили. Появится множество посредников. Но какое наше с вами дело, кто на этом заработает? Если раньше это называлось спекуляцией, то сейчас это бизнес. Пускай перепродают. Другое дело, что это активизация коррупционных процессов, то есть заработают и чиновники, которые будут в цепочке. Но главное -- активизируются продажи. 200 тысяч автомобилей будет продано.
-- На ВАЗе созданы дочерние предприятия. Люди не особо горят желанием туда переходить, поскольку не верят в долговечность этого проекта…
-- Народ сомневается абсолютно верно. Проект временный. Это переходный период. Частичное решение проблемы по снятию напряженности в Тольятти. Может быть, не самое лучшее, с низким коэффициентом полезного действия. Некоторые называют эти дочерние предприятия мужским отделением банно-прачечного комбината по отмыву бюджетных денег. Есть еще женское -- «Корпус Групп».
-- Что-нибудь известно о бывших руководителях завода, в частности о Владимире Каданникове?
-- Иногда звоню ему. Он живет в Москве, регулярно общается с ведущим «Авторадио» Юрием Гейко. Владимир Каданников имеет свое дело, так сказать, живет не на одну пенсию. Отслеживает ситуацию на ВАЗе, очень переживает. На мой взгляд, он дал обещание силовым структурам не комментировать ситуацию.
-- Тем более у него проблемы с сердцем…
-- Проблемы с сердцем есть у всех. У некоторых болит сердце за завод, а у других нет, что тоже является проблемой. Чемезов вот должен болеть за оборонные предприятия, которых  в зоне его ответственности  около четырехсот (четверть из них на грани банкротства)… В связи с этим ветераны  просят Сергея Викторовича принести пользу Родине там, где он профессионал. А автопром отдать  лучше профессионалу  Когогину.
Беседовал Тимур КАЛИНИН

Цитата
Как вы знаете, первую нитку главного конвейера разобрали. Когда  спрашиваю у специалистов, есть ли проектная документация на реконструкцию, мне говорят: «Не ведаем, Юрий Кузьмич. Пока такой документации не видели». Никто из тех, с кем  общался, не знает даже имя человека, работающего над этим проектом.  Если работа  и ведется, то келейно. Это и вызывает недоверие.  Наверное, что-то есть, но для работников ВАЗа всегда было понятно, что строим, какие сроки. А когда такая мутная вода, то неизвестно, есть ли в ней рыба.
«Варягам» все разрешено…
О, как завод, любя, курочат!
В объятьях душит нас «Рено».
«Комар» и носа не подточит.

 

Просмотров : 5826
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 1...3, ветер 3 м/с
вечер 0...-2, ветер 1 м/с
Завтра
ночь -4...-6, ветер 1 м/с
утро -3...-5, ветер 2 м/с