На ВАЗе режут по живому
Город
На ВАЗе режут по живому

Президент Волжского автозавода Игорь Комаров подписал приказ, согласно которому 5 тысяч сотрудников предприятия будут уволены. Сейчас уже почти никто не сомневается в том, что это только начало.  
Согласно официальному сообщению, распространенному пресс-службой АВТОВАЗа, Комаров подписал приказы об отмене режима неполной рабочей недели и об оптимизации численности руководителей, специалистов и служащих. Документы были подготовлены в рамках антикризисного плана действий по высвобождению части персонала АВТОВАЗа с восстановлением размера заработной платы работников предприятия.
-- Наша задача -- сохранить как можно больше людей. Настолько, насколько позволит рынок, -- сказал по этому поводу президент АВТОВАЗа. 
По согласованию с профсоюзным комитетом с 14 декабря на заводе отменяется режим неполной рабочей недели, который был введен приказом от 23 июня и начал действовать с 1 сентября. Сокращение административного и управленческого персонала будет происходить в рамках утвержденной 9 сентября новой организационной структуры АВТОВАЗа: с 12 до 7 уменьшено количество уровней управления, с 37 до 27 сокращено число дирекций, а количество вице-президентов стало меньше в 2,5 раза. Приказом сокращается численность руководителей всех уровней, обслуживающего персонала, специалистов и служащих, прежде всего, за счет увольнения на заслуженный отдых работников, достигших пенсионного возраста, с выплатой им всех предусмотренных коллективным договором компенсаций. Общее снижение составит около 5 тысяч человек.
Нетрудно предположить, какой эффект произвел этот приказ на работников завода. Сейчас бурно обсуждается возможное сокращение еще 36 тысяч человек, которое может произойти в течение года. Вот только в этом случае уходить будут уже не пенсионеры. Кстати, появилась информация, что АВТОВАЗ якобы уже уведомил Минздравсоцразвития России об этих 36 тысячах, однако директор департамента занятости и трудовой миграции министерства Татьяна Блинова на днях заявила, что речь пока идет лишь о пяти тысячах, хотя и назвала более масштабные сокращения «гипотетически возможными».
В любом случае независимый профсоюз «Единство» планирует провести митинг в знак протеста против сокращений. Напомним, что предыдущая акция протеста, проходившая в начале августа, эффекта, по сути, не возымела. Единственно, стали организовываться общественные работы с оплатой 4500 рублей в месяц, на которые вазовцы пока не торопятся идти. 
А теперь давайте поразмышляем. В нынешних экономических условиях выпускать такое же количество автомобилей, как раньше, просто глупо, так как покупательская способность населения упала, кредитов не дают. То есть нужно либо платить за простои, либо увольнять людей. Если Комаров решится на сокращение 36 тысяч (то есть трети) сотрудников, то ВАЗ сможет еще лет 5-10 нормально работать в одну смену, делая тот план, который сейчас соответствует запросам покупателей. В общем, с одной стороны, оптимизация численности назрела. Но как быть с теми людьми, за которых новый менеджмент АВТОВАЗа взял ответственность в 2005-м? Где обещанные новые заводы («Пирелли» и так далее), где Технопарк, который мог бы обеспечить уволенных новыми рабочими местами? Ничего построено не было, так что сейчас остается лишь разогнать людей, прикрываясь низкой покупательской способностью россиян. Решится ли на это Комаров? Скорее да, чем нет, ведь в две смены завод, скорее всего, уже никогда не заработает (такой вариант возможен с 14 декабря, но лишь теоретически), а чтобы выплачивать простои, необходимы деньги, причем федеральные, поскольку своих катастрофически не хватает. По слухам, у Владимира Путина уже попросили очередные 25-30 миллиардов, но глупо полагать, что это будет продолжаться бесконечно. Кстати, не так давно в «Газете.ру» появилась публикация, в которой говорится о том, что по результатам проверки Генпрокуратуры завод перечислял огромные деньги в различные фонды -- на благотворительность, борьбу с терроризмом. Совсем некстати такие скандалы сейчас.  
Тимур КАЛИНИН

 Депутат Государственной думы Анатолий Иванов:
-- Считаю, что приказ о сокращении 5000 работающих будет для вазовцев не слишком болезненным. В это число войдут те, кто увольняется с завода по своей инициативе, чтобы получить вазовское пенсионное пособие. А оно составляет 20 процентов от средней зарплаты за каждый отработанный на заводе год.
Конечно, нельзя в полной мере считать, что это их свободное волеизъявление. Люди просто опасаются, что выплата пособий с учетом кризиса прекратится. Сколько будет таких «свободных» пенсионеров, сказать сейчас сложно, но в отделе кадров очередь большая.
Эти пенсионеры не будут оформлены как сокращенные. По-настоящему станут сокращать ИТР. Смущает, что будет отменен с 15 декабря приказ о неполной рабочей неделе. Здесь просматриваютса два варианта. Первый. После этого могут последовать более массовые сокращения, а завод станет работать только в одну смену. Второй вариант. До середины декабря время есть, и руководство надеется, что спрос на машины  вырастет. Это означает, что вторая смена останется.
Думаю, будет симбиоз вариантов. Кризис, конечно, к декабрю не пройдет, но у руководства предприятия есть еще время улучшить организацию сбыта автомобилей.
Вчера я был в одном из крупных дилерских центров Москвы. По мнению его специалистов, они могли бы в два раза больше продавать вазовских моделей. Я специально уточнил: “А сколько вы реализовали сегодня?” В ответ услышал: “Четыре автомобиля, но три потенциальных покупателя ушли неудовлетворенные -- не было нужных им моделей или нужной комплектации. Часто спрашивают “Приору”, “Калину”, “Ниву”и “семерку”. Завод выполняет не все наши заявки”.
Полагаю, что такая же ситуация и в других дилерских центрах. Разве это не резерв? Хотелось, чтобы дополнительные меры поддержки, направленные на повышение продаж автомобилей, оказало правительство страны. Например, слишком затянулось, на мой взгляд, обсуждение вопроса о введении так называемой экологической премии. Это когда выплачивают 50 тысяч рублей за старый (свыше 10 лет) автомобиль.
С учетом этого и заявлений руководства страны о начале восстановления экономики нецелесообразно проводить массовые сокращения. Ведь объем продаж должен увеличиться. Значит, надо думать о сохранении для ВАЗа высококвалифицированных кадров

Социолог Сергей Дьячков:
--
В «Российской газете» опубликовано интервью с руководителем федеральной  службы по труду и занятости. Он официально объявил о предстоящем увольнении с 14 по 28 декабря 2009 года 4997 работников ВАЗа. С этой даты завод перейдет на обычный режим работы. Но поскольку в Трудовом кодексе установлено, что предприятие может работать по схеме неполной рабочей недели  непрерывно не более 6 месяцев, наверняка, возможен возврат к ней после новогодних каникул.
Из уволенных 2387 -- пенсионеры, остальные пойдут, видимо, в центр занятости, где всегда была проблема несоответствия вакансий и пожеланий соискателей. Но жизнь поджимает, и, боюсь, скоро люди будут рады хоть в дворники. Надо помнить, занятые на ВАЗе --  это 16 процентов от всего населения Тольятти. Что будет, если пойдут по пути ГАЗа, где собираются сокращать 20 процентов?
Добавим сюда прогноз экспертов: из него следует, что каждый второй выпускник вуза не сможет устроиться на работу. Удивляться нечему -- в России классификатор специальностей насчитывает 600 узких наименований,  в международном -- около 80, выходит, там выпускают спецов широкого профиля.
В Тольятти на биржу уже явились 650 бывших студентов, это хуже, чем в Самаре. Кстати, Приволжский округ отличился: здесь больше всего безработных выпускников. Тут почти 42 процента проблемных компаний, 47 предприятий имеют долги по зарплате, а 49 процентов работают в неполном режиме.
Что могут предложить безработным? Самарская область оказалась в списке самых отсталых регионов по борьбе с безработицей. Здесь израсходовали лишь 7 процентов перечисленных федеральных средств. Сюда даже направили спецкомиссию контрольного управления президента. В ответ срочно представили «комплексный план», предусматривающий организацию общественных работ: 20 тысяч мест  -- на ВАЗе и под угрозой административных мер -- 7 тысяч на других предприятиях города. Получать  “общественники ” будут 4900 рублей. Из них область раскошелилась лишь на 570 рубликов.
Не лучше обстоят дела и с открытием собственного бизнеса. В Тольятти изъявил желание рискнуть только 61 человек, хотя денег выдали на 300 (впрочем, по всей стране негусто --  25 тысяч человек). Дают денег мало -- 58 тысяч 800 рублей. Да и получить их можно только после изматывающего процесса по сбору необходимых бумаг и лишь в качестве компенсации за расходы из своего кармана.
Эффективных мер в борьбе с безработицей нет, а ситуация на рынке труда стремительно ухудшается. Несмотря на это,  статистика по безработным намеренно искажается. Появился термин  “скрытая безработица”, которую можно и не замечать. Она перехлестнула официальную в 3 раза. Деваться-то некуда: численность безработных уже превысила в два с лишним раза потребность, заявленную службами занятости.
Неважно обстоят дела с субсидированием малого бизнеса. Государство помогает одному из 60 предпринимателей. Многие программы пишутся исключительно  для отчетности.  Органов, контролирующих деятельность бизнесменов, сотни. Условия кредитования невыносимые, да и сами банки активности не проявляют: слишком велики риски. Из 100 пердприятий МБ до  трех лет доживает не более 10. Государство предоставило возможность снижать ставку налога для “упрощенки” до 5 процентов, но в Самарской области на это не пошли.
    
 Руководитель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев:
-- Конечно же, мы возмущены поведением руководства АВТОВАЗа, которое еще совсем недавно заявляло во всех СМИ, что никаких увольнений не будет, тем более массовых. И для того, чтобы не допустить массовых увольнений, они специально организовали с 1 сентября работу по сокращенному 20-часовому графику. То есть они вселили надежду и тут же ее разрушили, прислав нам 14 сентября уведомление о том, что планируют сокращение 5 тысяч человек. Так что слухи о возможном сокращении еще 30 тысяч сотрудников вполне могут быть правдой. Верить руководству АВТОВАЗа уже нельзя.
Мы в профсоюзе «Единство» обсудили происходящее на ВАЗе. Получили ответ от правительства на наше требование о проведении митинга. Он состоится где-то в середине октября. Сказать точное число участников пока не могу. Этот вопрос обсуждается.
Также пришел ответ из федерального агентства управления Госимуществом на наши требования по итогам первого августовского митинга. Ответ был от первого заместителя руководителя этого агентства. В нем сказано, что государство передало 18,83 процента акций АВТОВАЗа корпорации «Ростехнологии», так что со всеми требованиями нужно обращаться туда. Это удивительно, что государство устраняется от решений проблем города и АВТОВАЗа. Значит, на митинге определим, будем ли мы брать в свои руки судьбу завода и свою судьбу.
И еще. Недавно Минпромторг предложил организовать в Тольятти производство игрушек и велосипедов, устроив туда всех уволенных с ВАЗа. Они, видимо, хотят решить проблему социальной напряженности по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Если это будет реализовано, то переход от высокотехнологичной продукции (каковой считаются автомобили) к производству игрушек не скажется на развитии интеллекта работников. Это не сочетается со словами президента России Дмитрия Медведева о том, что надо менять культуру экономики страны, переходить на высокотехнологичное производство, а не заниматься только добычей ресурсов. Здесь же мы, наоборот, возвращаемся в первобытность. Да и не способны они будут организовать производство с задействованием такого большого числа людей. К тому же я не уверен, что будет спрос на эту продукцию. Много вопросов, которые требуют времени. А времени-то нет, потому что людей уже собираются увольнять.
 

Просмотров : 6016
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 5...7, ветер 3 м/с
вечер 0...2, ветер 3 м/с
Завтра
ночь -1...1, ветер 3 м/с
утро 1...3, ветер 5 м/с