Власть
Замминистра Белов: Приостановление индексации – это нарушение

Еще 6 октября 2009 года правительство Самарской области своим постановлением № 517 приостановило индексацию ежемесячных выплат труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Срок приостановления – до 1 января 2013 года.
Депутат Государственной думы Анатолий Иванов считает, что постановление подлежит обмене. Это, судя по отзывам, раздражает губернских чиновников. Анатолий Семенович направил официальный запрос министру здравоохранения и социального развития страны Татьяне Голиковой с просьбой дать оценку постановлению правительства области. Ответ пришел за подписью заместителя министра.
В соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки тружеников тыла, то есть лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941-го по 9 мая 1946 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ветеранам труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом согласно пункту 2 статьи 10 меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 названного Закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
 Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Вместе с тем, определение уровня социальной поддержки, порядок и форма предоставления мер социальной поддержки являются прерогативой субъектов Российской Федерации. В связи с чем, давать правовую оценку актам субъектов Российской Федерации  Министерство здравоохранения и социального развития не уполномочено.
Но по данному вопросу Минздравсоцразвития России может высказать свое мнение.
Так, в соответствии с постановлением правительства Самарской области от 10 сентября 2008 года № 342 «О порядке и сроках индексации размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны – труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий» индексация размеров ежемесячных денежных выплат льготополучателям осуществляется ежегодно с 1 января. При этом пунктом 5 установлено, что финансовое обеспечение предусмотренной данным постановлением индексации ежемесячных денежных выплат льготополучателям осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых областным бюджетом на соответствующий финансовый год министерству здравоохранения и социального развития Самарской области.
Приостановление индексации социальных выплат по своим правовым последствиям равнозначно отсутствию механизма индексации социальных выплат в определенный период времени, правовая оценка которому уже дана Конституционным судом Российской Федерации в определении от 2 апреля 2009 года № 476 -О-П  при проверке на соответствие Конституции Российской Федерации норм законодательства, которые не предусматривали индексацию на приобретение продовольственных товаров.
Конституционный суд Российской Федерации в указанном определении отметил, что признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по его возмещению посредством предоставления мер социальной поддержки, в том числе выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Исполнение такой обязанности предполагает обязательность индексации указанной выплаты, так как иное в условиях инфляции и связанных с ней роста цен на товары, включая продукты питания, означало бы, вопреки требованию обеспечения надлежащего уровня их социальной защищенности, уменьшение объема возмещаемого им вреда и ставило бы их в худшее положение в сравнении с иными категориями граждан, подвергшихся воздействию радиационного излучения, для которых действующим законодательством предусмотрена индексация аналогичных выплат.
Как подчеркнул в указанном определении Конституционный суд длящийся характер указанной выплаты, не сопряженный с обязательностью индексации, влечет ее обесценивание в условиях инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, и то, что в соответствующем федеральном отсутствуют положения об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не предполагает освобождение государства от обязанности обеспечить ее индексацию исходя из уровня инфляции.
В результате чего указанными определением Конституционного суда федеральному законодателю предписано в первоочередном порядке установить механизм индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, обеспечивающий покупательную способность указанной выплаты в условиях инфляции, роста цен и динамики стоимости жизни.
Учитывая приведенные позиции Конституционного суда Российской Федерации, касающиеся индексации социальных выплат, принятие решения о приостановлении индексации социальных выплат либо введение какого-либо нового порядка индексации социальных выплат, результатом которого явится уменьшение размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации, с большей степенью вероятности будет рассмотрено как нарушение прав граждан и, соответственно, может стать предметом оценки Конституционного суда.
В свою очередь, Конституционный суд в своих решениях неоднократно указывал, что изменение правового регулирования механизма индексации социальных выплат, само по себе не влечет нарушения конституционных прав граждан, если при этом не нарушаются конституционные принципы поддержки доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость  законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На основании изложенного, полагаем, что приостановление индексации ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан будет противоречить принципам соблюдения прав и законных интересов граждан и не согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу.
Владимир Белов,

заместитель министра здравоохранения и социального развития                    

 

 

Просмотров : 1983
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 0...2, ветер 6 м/с
утро 0...2, ветер 5 м/с
Завтра
день 1...3, ветер 3 м/с
вечер -1...-3, ветер 3 м/с