Общество
Творцам важен не народ, а заказчик
Кроме «Культуры», телевизор не смотрю. Но редакция попросила оценить последние сериалы Первого канала, который принимают в любой деревне. Посмотрел «Зою» (с трудом), теперь вот «Дом образцового содержания». Оба фильма используют исторический материал с понятной политической целью: не жалуйтесь на нынешнее время, при Советах было еще хуже.
Ну просто ужас и кошмар. Дискредитируется социализм, к которому вновь появился интерес, подменяются факты, события, герои. Вместо выдающихся великих картин «Чапаев», «Щорс», прославивших наше киноискусство, показывают пафосный посредственный фильм «Адмирал» о человеке, нарушившем присягу, предавшем царя, расстрелявшем омскую директорию, в которой не было ни одного большевика, только члены учредительного собрания, кадеты и меньшевики. После этого он объявил себя верховным правителем России.
Сегодня на большевиков вешают всех собак, но в трагическом для России феврале 1917-го о них никто и слыхом не слыхивал. Ленин – в Швейцарии, Сталин – в ссылке, Троцкий – еще не большевик. Все совершили масоны временного правительства и предатели-генералы, которые потом возглавят белое движение: заставили царя отречься, арестовали его и отправили с семьей в Сибирь. Когда начался голод в Петрограде, они же изобрели продразверстку, продотряды и заградотряды, в армии создали военные подразделения по нацпризнаку и еще множество всего, что вызвало коллапс в стране.
Какое это имеет отношение к упомянутым фильмам? Прямое. Отвергая и искажая все в советском прошлом, мы утрачиваем национальную память. В то время наш народ верил, что строит идеальное, невиданное до сих пор общество. Именно эта надежда предопределила громадный подъем в экономике, в искусстве. Советская Россия, разоренная гражданской войной, стала могучей державой, мировым культурным центром. В СССР были лучшие в мире театр, кино, музыка, искусство и архитектура, наконец.
Мы так и не поняли до конца историческую миссию великой сверхдержавы. Честное обращение к ее истории позволило бы наиболее точно понять современные проблемы. Но, к сожалению, власти в основном нужны управляемые режиссеры, снимающие чернуху, криминал либо низменные человеческие инстинкты, а лучше, если все эти «компоненты» содержатся в подобных фильмах.
Население превращают в тупую, дичающую, варварскую массу, лишенную духовного содержания. Воспитательная функция культуры выброшена. Творцы держат отчет не перед народом, а перед заказчиком, для которого важны только деньги. А деньги (тем более большие) просто так не платят.
«Советская эпоха не стояла на барыше» (Даниил Гранин). Были идеи, люди все-таки дорожили нравственным состоянием общества. Теперь же приходится жить среди бесчестия, корысти и безнаказанности. И современные режиссеры, лишенные моральных принципов, чтобы показать прошлую жизнь в гадком виде, вынуждены лгать, искажать ее. Ну разве это не нравственное уродство? И что, это и есть наше будущее?
Все эти фильмы, все вокруг нас наполнено фальшивками и подделками. Фальшивые биографии, поддельные должности, сфабрикованные документы. Вот и в фильме «Дом образцового содержания» действует сын Керенского – Александр. Возможно, я чего-то не знаю (Александр Федорович слыл большим докой по части женского пола), но я был знаком с английским биографом Керенского, он приходил ко мне домой. От первого брака у Керенского были два сына – Олег и Глеб. В 1921 году они с матерью уехали в Англию, где стали известными инженерами. Отца не жаловали, особенно когда тот приветствовал нападение Гитлера на СССР. Есть там еще архитектор, который всех женщин подряд… Но и современный архитектор тоже не прочь. Так что не вижу разницы.
А история с комкором (почему-то смахивающим на Котовского), которого топят дядьки в семейных трусах, способные без аквалангов бесконечно долго находиться под водой. Воистину зрителей принимают (или делают) за идиотов.
И вообще, по-моему, не только мне уже надоели бесконечные «ужастики» про «кровожадную гэбню». К искусству это не имеет никакого отношения. Советское кино в основном цельное и ясное, потому что государство четко понимало, каким должно быть кино. И не только кино.
Нам до зарезу необходима преемственная история Отечества – внятная и непрерывная, консолидированная, где масштаб событий и деятелей соотносим со временем и задачами. В США дела были куда покруче наших противостояний «красные – белые». И ничего. Их официальная история по умолчанию выстроена ради национального единства и гражданского согласия.
Может быть, и нам пора свой «дом» сделать примером «образцового содержания»?

Сергей ДЬЯЧКОВ,
почетный гражданин Тольятти
Просмотров : 3967
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 15...17, ветер 3 м/с
вечер 13...15, ветер 2 м/с
Завтра
ночь 11...13, ветер 3 м/с
утро 16...18, ветер 4 м/с