Истоки
Подвижничество аскульского монаха

Скромный дом отца Иова виден сразу при въезде в Аскулы. Здесь, в старинном заброшенном селе, расположенном в самом сердце Самарской Луки,  близ Соснового Солонца, батюшка живет  уже семь лет, служа в местной церкви и проводя дни в трудах праведных. Ранее отец Иов служил в поселке Федоровка, где благодаря его хлопотам была выстроена новая Благовещенская церковь. Однако о прошлых заслугах своих он вспоминать не любит в силу большой скромности. 
Чудотворный источник
- Люди мало верят в чудеса, а они  окружают со всех сторон, - сказал отец Иов, приглашая нас в игуменский дом. - И не только видеть, но и принимать их. Вот, например,  у нас в селе чудотворный колодец есть, такой, как в Ташле. Там было трехкратное явление иконы Пресвятой Богородицы…
Сам же отец Иов во дворе своего дома вырыл общественный колодец, чтобы народ не страдал от отсутствия воды, как прошлым летом, когда все сельские колодцы пересохли. Помогали 76-летнему батюшке лишь два его внука-отрока, Владислав и Виктор, живущие вместе с отцом Иовом здесь же, вдали от городской суеты. Мы подходим к колодцу, над которым возведено добротное деревянное покрытие в виде пирамиды. Внутри глубокий пятнадцатиметровый колодец столь же добротно забетонирован. 
- Неужели всего за 22 дня уложились?! - вырывается восхищенный возглас. - Туда и заглянуть-то страшно.
- Да, - со сдержанной гордостью кивает Владислав. - А глубину-то можно сравнить с пятиэтажным домом. Загляните, не бойтесь, - добавляет он, одновременно бросая вниз ведро, прикрепленное цепью.
Проходит несколько секунд, прежде чем раздается всплеск воды, которой нам предлагают утолить жажду и оценить по достоинству. Пьем  ледяную и чистейшую, представляя, какой отрадой и спасением может стать она для усталых путников, заезжающих в село. Набрать ее можно и за забором батюшкиного дома, где стоит насос с подсоединенным шлангом. Накануне нашего приезда отец Иов колодец освятил, так что вода теперь не простая,  благодатная.
Спрашиваю батюшку, тяжело ли, пока строили колодец, было подниматься вверх, на свет Божий, с такой глубины.
- А я лестницу веревочную сделал, - улыбается отец Иов. - В прошлом  альпинизмом занимался, так что опыт есть. Правда, гибкости в суставах былой уже нет. Но нам ангел помогал, мы просили его о помощи и присутствие его чувствовали.
Рядом жужжат пчелы: отец Иов держит несколько ульев. Ведь живут обитатели этого небольшого дома на сельской окраине исключительно натуральным хозяйством. Тут же небольшой огород, где выращиваются овощи.
- Если смешать соки свеклы, моркови и редьки, то получится прекрасное лекарство от простуды, - говорит батюшка.
Здесь же, в огороде, растут многие целебные травы. Отец Иов знает массу лекарственных сборов, которыми лечится сам и врачует близких и знакомых.
-  Я не специалист, - поясняет он с присущей  скромностью. - Рецепты беру у известных целителей. У меня много записей, но каждая трава в них зашифрована, на случай, если кому-то записи попадут, чтоб по незнанию человек себе не навредил. Значатся травы под названиями: «ангел-1», «ангел-2» и так далее.
Когда сильно болела матушка Ефросинья, пожилая монахиня, послушница отца Иова, живущая здесь и служащая регентом в церкви, сборы  тоже поставили ее на ноги. По словам отца Иова, матушка Ефросинья, великолепно владея искусством церковного пения на восемь голосов, помогает вести службу в храме.
- Родом я из Сибири, долго жил в Новокузнецке (бывшем Сталинске), там родился и крестился, - рассказывает отец Иов. - Можно сказать, что в здешних краях я оказался случайно. Однако в жизни случайностей не бывает - кругом гармония и закономерность. Каждому человеку Господь дает свой путь спасения.  Свобода воли человека лишь в том, чтоб выбрать, добро творить или зло. Семья у меня не сложилась. Жена  была волжанка. Прожили мы с ней всего-то три года,  как говорят, не сошлись характерами. Кто был больше виноват в этом, сложно сейчас сказать, скорее, наверное, я. Но после того как мы разъехались, бросить детей я не мог и переехал  в Тольятти. Двое сыновей остались жить со мной, а дочка - с матерью. Старший сын окончил высшее военно-морское училище в Севастополе, служил на атомной подводной лодке.
От церковного старосты до монаха
Прежде чем рукоположиться, стать монахом, отец Иов прошел большой жизненный путь. Поступил в строительный институт, который пришлось бросить по семейным обстоятельствам. В нашем городе служил механиком, водителем в пожарной части. Всегда стремился к знаниям, к философскому осмыслению действительности, задавался вопросом, отчего в мире так много  зла и  несправедливости. Поэтому взахлеб читал философскую, историческую, духовную литературу, где находил ответы на многие вопросы. Когда дети уже встали на ноги, стал отец Иов служить церковным старостой в поселке Федоровка, был им в течение девяти лет, хлопотал о восстановлении тамошней разрушенной церкви, где в богоборческие времена устроили магазин. Семнадцать лет назад поступил в духовную семинарию, был рукоположен в иеродиаконы и начал там служить. Ему принадлежит идея создания в Федоровке мужского монастыря. Не раз, еще будучи старостой, встречался с митрополитом Ладожским и Санкт-Петербуржским Иоанном, который был в ту пору архиепископом в Самарской епархии. Его благословения просил при восстановлении церкви, по его совету церковь стала зваться Благовещенской. Отца Иоанна батюшка Иов почитает как последнего святого земли русской.
Против тотального контроля
- Я ярый противник глобализации, - говорит отец Иов. - Когда началось введение ИНН,  наотрез отказался его получать, не стал получать и новый паспорт. Служа в храме,  вел занятия в воскресной школе. Вскоре вышли четыре книги академика Валерия Филимонова, которые я не просто прочел, а тщательно изучил. Он специалист в области информатики и в своих трудах объяснял, что ожидает человечество в связи с глобализацией. Валерий Павлович проводил конференцию в Самаре, и я с ним встречался. У нас в городе сложилась небольшая группа верующих, противников глобализации.  Из священников в ней был я один. Ольга Вещева, кандидат исторических наук, стала руководителем группы. С протестом мы обращались к владыке Сергию. В городе обо мне на тот момент сложилось мнение как о еретике и раскольнике. Поскольку новый паспорт  не получил, то пенсию мне не дают, хотя заработал я ее, и довольно приличную. Нет у меня и страхового медицинского полиса, поэтому в больнице лечить меня не будут. Но пока помогают травы, настои, мед. Пчела, например, существо, которое не подлежит никакой глобализации, ее не замеришь, не учтешь, где она летает и что делает. Вместо хлеба, в который тоже кладут химические добавки, мы берем пшеницу, парим ее по специальному рецепту, промалываем через мясорубку и получаем полезнейший продукт…  Кстати, живем без электричества, пользуемся свечами. Живут у нас курочки, яйца несут, но мы их не режем. Как монах, я мяса давно не ем. Ручная курица по кличке Кукла может подойти и вскочить ко мне на колени.
Внуков отец Иов забрал в Аскулы потому, что дочь фактически одна поднимала троих детей. Здесь, на чистом воздухе и натуральных продуктах, они никогда не болеют. Обучение проходят на дому. Старший, Влад, мечтает поступить в духовную семинарию, изучает старинные церковные уставы и тоже овладел пением на восемь голосов. Нет у ребят ни мобильных телефонов, ни компьютера, ни телевизора. Но, похоже, ни Влад, ни Виктор нимало от этого ни страдают, отшельниками не выглядят. Они общительны, начитанны, много знают и могут рассказать массу интересного паломникам о чудесах, явленных в родном селе.
Мы подходим к аккуратной деревянной часовенке.
- Здесь, у святого источника, в  1785 году простой крестьянин увидел икону Казанской Божией Матери, - рассказывает Владислав. - Он отнес ее в местную церковь, но на следующий день обнаружилось, что из закрытого храма икона исчезла. Кто-то догадался посмотреть у источника, и обнаружилось, что образ вновь там. Отнесли ее снова в церковь, даже сургучом дверь запечатали, чтоб никто туда тайком не проник. На утро приходят - сургуч не тронут, зашли в церковь, а иконы как не бывало. И вновь ее  нашли на прежнем месте, у источника. Тогда и поняли, что это настоящее чудо явлено, и решено было поставить часовню на том месте. Потом, во времена гонений, икону верующие прятали, передавали из рук в руки. Сейчас она хранится в нашей домовой церкви.
Старая часовня была разрушена, а нынешнюю, новую, всего лишь за один день в 2005 году возвел батюшка Иов вместе со своими юными послушниками-внуками. В это трудно поверить, глядя на довольно высокое деревянное строение под куполом, но это так. К святому источнику ведет довольно крутой спуск, который также укрепил батюшка Иов с помощью деревянной лесенки. Благодатный колодец не столь глубок, как новый общественный, поскольку находится в овражке. Над колодцем образ Спасителя и икона «Неупиваемая чаша». Влад привычно черпает воду ведром, и мы утоляем жажду прохладной, чистой водой. К источнику, так же, как и к ташлинскому, приезжают паломники в надежде на небесное покровительство Пресвятой Богородицы.
Церковь в честь Архангела Михаила была построена тоже самим батюшкой. Лишь кирпичную кладку ему помогли сделать рабочие. А внутренняя отделка, купола - дело рук отца Иова.  Здесь он проводит службу по субботам, воскресеньям, по великим и двунадесятым праздникам, как и положено по церковному уставу. Даже если в храме ни одного прихожанина, служба идет.
- Да здесь и жителей-то по пальцам сосчитать, - говорит батюшка. - Две бабушки-староверки (они тоже ко мне приходят), пожилой бомж, который живет в заброшенном доме, да дачники, которые в сезон появляются, все время в огороде проводят, соберут урожай да уедут. Но паломники сюда приезжают. Ведь нет счастливых людей в миру, у каждого свои горести да проблемы, даже у самых богатых. А здесь, в наших краях, хорошо, здесь благодать Божия. В Аскулы перебрался я еще и потому, что мне нужна была свобода. Ведь в Федоровке в течение нескольких лет с амвона я людям объяснял, что такое глобализация. Считал, что не имею права молчать. Мне было сделано внушение, но я свой долг священника видел как раз в том, чтобы рассказывать людям, что такое глобализация, к чему она ведет. Мы, следуя заповедям святых, не выступали против нее, а просто старались людям открыть глаза. Мы против того, чтобы человек становился объектом постоянного контроля, был, как говорится, под колпаком. Я читал много святоотеческой литературы, и то, что происходит сейчас, было предсказано ими очень давно. Читая откровения Иоанна Богослова, пришел к выводу, что многое уже свершилось. Но тем, кто ждет конца света в 2012 году, опасаться ничего не стоит. Пусть живут спокойно, ибо времени этого не знает никто, и многое должно еще свершиться, прежде чем наступит конец.
Отец Иов живет отшельником, радуясь свободе, тишине и покою. Ведь по простой грунтовой дороге сюда и добраться-то избалованному цивилизацией человеку непросто, особенно в зимнее время. Но паломники, приезжающие сюда, почитают батюшку, ведущего праведный образ жизни и трудящегося в поте лица во благо людей, многие просят его благословения. Ведь священного сана с него никто не снимал, запрет на служение на него духовным руководством не налагался, поскольку ни одной церковной догмы он не нарушил. А если вспомнить историю православия, то и многие русские святые жили уединенно, в скитах. Хотя себя со святыми батюшка Иов даже сравнивать не велит. Он просто живет и молится за наше спасение. 

Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 3159
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 0...2, ветер 4 м/с
утро -1...1, ветер 4 м/с
Завтра
день -1...1, ветер 3 м/с
вечер -1...1, ветер 4 м/с