(16+) Что объединит Самару и Тольятти: экология или гедонизм?
Истоки
(16+) Что объединит Самару и Тольятти: экология или гедонизм?

Выставка «Знаки, символы и мифы», посвященная 170-летию Самарской губернии, открылась в музее актуального реализма. До приезда в Тольятти она экспонировалась в галерее при областной научной библиотеке. В ней приняли участие около 70 художников, представившие 140 работ в различных стилях и техниках: от традиционных полотен и графики до абстрактной скульптуры и видеоарта.

Немного огорчает слишком малое количество художников из Тольятти: Игорь Панов, Николай Кузнецов, Владислав Пашко, Олег Кулагин, Анатолий Каштанов, и вроде всё. Видимо, основная концентрация знаков и символов образовалась в столице губернии? Так можно судить и по афише, изображающей козу, хотя точнее было бы сказать – козла, именно он украшает герб области с 1851 года. Но поскольку животное на афише золотого цвета, то явный отсыл – именно к козе, локальному символу Самары. Эта золоченая скульптура красуется над гротом с водопадом в центре Струковского сада.
А что можно считать символом губернии, если не циклиться на геральдике? Вариантов множество, по тематике картины распределены в разных залах. Природные пейзажи со знаковыми для нас Жигулями: Молодецкий курган, Попова гора, Жигулевские ворота. Городской пейзаж со знаковыми объектами архитектуры: самарские Иверский монастырь, костел, кирха, драмтеатр. Нам, увы, тут похвалиться нечем, даже вазовскую высотку или памятник Татищеву не изобразили. Из скромности, очевидно – куда нам до столичного модерна и готики!
Жигулевский пивзавод – тоже символ, разве нет? Авторы выставки пошли еще дальше, если судить по натюрморту Яны Арбузовой «Волжский гедонизм» с почти двумя дюжинами пустых бутылок от фирменного нашего пенного напитка. Один из кураторов выставки Павел Пашкин на своем весьма символичном и знаковом натюрморте «Русь» изобразил всем знакомый пластиковый пакет с сей гордой надписью. Но фоном ему служат бутылки, коробки и упаковки с латиницей. Тут «Сникерс» с «Кока-колой», «Пепси» с «Баунти», «Дошираком» и «Мальборо». В общем, со всем, чем матушка Русь богата...
Символизм некоторых авторов простерся далеко за пределы Самарской области. Стилизованные под древность скульптуры Каштанова отсылают к богатой мифологии античности. В соавторстве с Кулагиным автор представил и уже завершенную скульптуру славянского Велеса с бычьими рогами в медвежьей шкуре.
Но символами также являются и люди. Обратила внимание, что те живые символы, которых самарцы считают своими, вовсе не являются коренными уроженцами города. Это и назначенный вторым после Волховского губернатор Самары Константин Грот, много сделавший для города, в том числе для его культуры. И почтившие своим пребыванием Самару-Куйбышев известные всему миру персоны – от Владимира Ленина до Юрия Гагарина. Тольяттинские живые символы, представленные фирменными портретами Николая Кузнецова – Марк Демидовцев и Юрий Целиков – тоже родились не здесь. Юрий Кузьмич, например, в роковом 1941-м, в вагоне-теплушке поезда, увозящего в эвакуацию воронежцев.
Вообще-то живых символов могло быть намного больше. Художник вправе сделать выбор сам. Мария Пешкова считает таковым ученого Владимира Ионесова, а Павел Пашкин отразил в своем полотне исторический факт, думаю, далеко не всем известный.
Два серьезных английских агента начали сотрудничество с советской разведкой после завершения войны, осознав нараставшую угрозу фашизма. Эти два аристократа, выбравшие тайную и опасную «вторую жизнь в Советской России», Доналд Маклейн и Гай Берджесс, изображены на фоне дома, в котором они жили в закрытом Куйбышеве с 1952-го по 1956 год.
Но все-таки центральным символом не только выставки, но и областного творческого конкурса, завершившегося накануне вернисажа, стал уроженец Самары. Личность не просто известная, но и легендарная, без всякого преувеличения – Константин Головкин.
Купец новой формации, образованный, разносторонний, спортивный. Первым в губернии сел за руль собственного автомобиля, построил удивительный по архитектуре объект – знаменитую дачу со слонами. Яхтсмен, художник, археолог и меценат, основавший коллекцию художественного музея.
Из Европы привез и распространил моду на открытки с видами города. В этом году отмечается его 150-летие, хотя данные о дате рождения разнятся. Зато дата смерти известна точно: в 1925 году, еще вполне молодым, Головкин скончался от неудачно проведенной операции. Последнее, что он делал в жизни, - рисовал вид из больничного окна…                                                                          

Надежда БИКУЛОВА

Полностью материал читайте в печатной версии «Вольного города»

Просмотров : 391
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 9...11, ветер 6 м/с
утро 12...14, ветер 6 м/с
Завтра
день 13...15, ветер 6 м/с
вечер 12...14, ветер 4 м/с