Культура
(16+) Портреты – лицо времени: мы смотрим на него, а оно – на нас

Новая выставка, открывшаяся в музее актуального реализма, получилась, с одной стороны, очень цельной, так как посвящена единому жанру – портрету. С другой стороны, она включает в себя несколько экспозиций, среди которых – четыре персональных и одна совместная выставка.

– Название «По образу и подобию» можно отнести ко всей выставке в целом, –  подчеркнула на открытии директор МАР Ирина Яновская. – В переводе с французского слово «портрет» означает «подобный». До появления фотографии главной характеристикой жанра была абсолютная идентичность внешних черт изображаемого и изображения...
А что же сегодня? Правы ли постмодернисты, утверждающие, что портрет изжил себя, скорее мертв, чем жив? Но уже твердили миру, что исчезнут театр, кинематограф, оперетта, а они, курилки, всё еще живы. А портрет как будто бы становится век от века всё актуальнее, как можно убедиться на открытии.
Первая выставка в выставке, с которой предложили ознакомиться посетителям, это «33 портрета Бориса Жутовского» из серии «Последние люди империи».
– Здесь представлена лишь малая часть моей большой серии, – посредством аудиосвязи сообщил московский автор. – Название «Последние люди империи» мне подарил когда-то Фазиль Искандер, это портретная галерея моих и ваших современников. Серия, которую я делаю уже 50 лет, из-за навязчивой идеи не забыть время и людей, с которыми я живу все эти годы...
Жутовский родился в 1932 году, его абстрактные живописные работы в 1962-м попали под жуткий разнос Никиты Хрущева в «Манеже» вместе с произведениями соратников по выставке «30 лет МОСХ». После такой, мягко выражаясь, критики генсека выставочная деятельность Бориса Иосифовича стала полулегальной.
Однако в 1969 году он был принят в Союз художников, а с 70-х годов начал и продолжает до сих пор создавать серию портретов писателей, актеров, поэтов, режиссеров, политиков. Без всякой абстракции, это рисунки в академической карандашной технике, но их трудно назвать просто академическими.
– Мало женщин рисовал, – признался сам автор, – они все хотят быть моложе и красивее, а мне хочется рисовать складки и буераки...
Действительно, на тех 33 выставленных работах, что передал музею сам художник, нет ни одной женщины и даже нет ни одного молодого лица. Игорь Губерман, Георгий Данелия, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко изображены в зрелом возрасте, без прикрас, со всеми «складками и буераками». Словом, более чем реалистично, даже гротескно или, может быть, немного шаржировано.
Вспомнилось высказывание британского историка Томаса Маколея:
– Самые лучшие портреты – те, в которых есть что-то от карикатуры.  
Особенно задержаться пришлось у портретов политиков. Никита Хрущев, он все-таки позировал Борису Жутковскому, а художник всех рисовал с натуры. Рисунок датирован 1971-м, и, как следует из приписки художника, это был последний год жизни бывшего руководителя страны.
Что означает странная гримаса на его лице? Горечь от запоздалого осознания собственных ошибок? Вообще, то же самое можно сказать о портрете Михаила Горбачева, созданном в 2015 году, только взгляд у единственного президента СССР более прямой и жесткий, готовый дать отпор всякому, кто собирается его осудить...
Кстати, Жутовский не только портретист, но и книжный график, иллюстратор, дизайнер, писатель и издатель:
– В 2004 году у него вышла книга «Последние люди империи», где был представлен 101 портрет, сегодня этих портретов уже под 400.  Представленные здесь работы из коллекции музея созданы в разные десятилетия, они отличаются даже по манере исполнения. Сейчас идет совместная работа музея и художника по подготовке очередной книги, ожидается пополнение коллекции, которая будет представлена на новой большой выставке Бориса Жутовского.
В отдельную локацию организаторы поместили несколько лучших, на их взгляд, портретов. Это, например, работа кисти Давида Бурлюка, а также неоднократно экспонировавшееся полотно Филиппа Малявина «Стригаль». Авторы «Автопортрета с дочерью» Виктор Иванов, картины «Бакенщик Михаил Петрович» Андрей Тутунов – действующие маститые и титулованные художники, и все они представляют своим творчеством наследие века прошлого, двадцатого.
Современное видение портретного жанра демонстрируют наши современники, 30 художников из Москвы, Самары и Тольятти. Заслуженные художники, всем известные мастера и еще совсем молодые, но талантливые и своеобразные авторы представили живописные, графические, скульптурные работы и фотографии. Всего 80 произведений, практически каждое заставляет остановиться и задуматься. Правильно сказал на открытии художник Николай Кузнецов:
– Философии, говорят, нет сейчас, как таковой. Философия ушла в искусство...
Вот только две работы, к которым высказывание, безусловно, относится. «В розовом» Екатерины Мельниковой. На переднем плане – реалистично, фотографично выписанная фигурка девочки в розовом костюме, задний план – зловещая панорама чадящих заводских труб, в руках ребенка – противогаз, в глазах – недетская скорбь и немой укор.
«Валериан» Павла Пашкина – вообще-то портрет памятника. А почему нет? Зловещий багровый отсвет падает на бронзовое лицо революционера, а над оперным театром на заднем плане реют вместо звезд скрещенные серпомолоты.
Один зал музея отдан под выставку скульптора и дизайнера Анатолия Каштанова, его экспрессивные керамические маски представляют континенты – Африка, Азия, Европа, а также состояния – сон, страх, угроза. Отдельную локацию занимают стенды с работами пензенского мастера Александра Фокина.
Каким образом из под резца художника выходят столь филигранные, словно узор на льдистом окне, рисунки и портреты? Такой вопрос задаст всякий, кто впервые их увидит. Мне посчастливилось побывать в музее стекла и хрусталя в Никольске Пензенской области, где представлены и произведения Фокина, трудившегося на знаменитом стекольном предприятии ведущим художником. Поэтому я знаю – такие чудеса нашим мастерам по плечу.
Олег Кулагин рассказал, что по его инициативе Фокин, с которым дружит тольяттинский бизнесмен, создал макет памятника Пальмиро Тольятти.
– Планируется установить его в Итальянском сквере. Личность эта воспринимается неоднозначно, поэтому решили представить Пальмиро молодым, смотрящим в небо и желающим изменить мир к лучшему. За бюстом – прозрачная фигура, символизирующая облака или горы. С главным архитектором ездили в Никольск, чтобы проверить антивандальность таких работ, там их семь подобных – кирпичом их били, и ничего...
Работа по созданию памятника началась 12 лет назад, но... Зато можно увидеть его макет на выставке.   
И еще один зал занимает персональная выставка Николая Кузнецова «Люди и время». Более 20 портретов разных лет представляют персоны, навечно вписанные в историю города и завода, а также художников и писателей, как классиков, так и современников:
– В центре мы видим работу, которая дала начало раскрученной серии «GOODутро».
Интересна история создания этого автопортрета в пене для бритья, ею автор поделился со зрителями. В момент крутого жизненного перелома он решил сбрить бороду, которую носил 30 лет. Отражение в зеркале вдохновило:
– Мой мессендж, посыл зрителю, созерцающему эти портреты: не бойтесь меняться, идите вперед, совершенствуйте себя и мир вокруг себя!
Художник «побрил» даже Сальвадора Дали, что не удивительно – кто-кто, а уж знаменитый сюрреалист точно не боялся экспериментов. Но Кузнецов пошел дальше и устроил в своей локации перформанс, встав у портрета создателя вазовского центра дизайна Марка Демидовцева с бритвой и лейкопластырем в руках:
– Знаете, раньше пользовались опасной бритвой. Когда спешишь, легко пораниться. И Марк Васильевич часто появлялся с наклеенным на щеке пластырем. Он был так увлечен своими творческими идеями, что не обращал внимания на бытовые мелочи...
Николай Иванович наклеил прямо на портрет кусочки пластыря крест-накрест и поинтересовался, оставить ли этот своеобразный символ творческого порыва, не умалит ли он масштаб личности. Большинство согласились оставить.
Кузнецов пригласил 13 февраля на свою творческую встречу всех желающих узнать об истоках творчества и планах, пообещав нечто заманчивое: его последняя работа еще не имеет названия, автору лучшего предложения он подарит одну из своих картин.
Жанр портрета вдохновлял писателей и поэтов, они уподобили художника Творцу, создавшему человека по собственному образу и подобию, наделили его миссией хранителя времени:  
– Портреты – это лицо вечности: вы смотрите на нее, она – на вас...
Сегодняшний мастер стремится не только и не столько передать внешнее сходство с оригиналом. Он философ, он смотрится, как в зеркало, в лицо современника в бесконечном поиске ответов на его и свои – наши – вечные вопросы... Попробовать поискать эти ответы можно на выставке до 28 марта.

На открытии была Надежда БИКУЛОВА

Просмотров : 550
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 9...11, ветер 6 м/с
утро 12...14, ветер 6 м/с
Завтра
день 13...15, ветер 6 м/с
вечер 12...14, ветер 4 м/с