Культура
(16+) Брестский феномен или код Розенгартена?
Старейшему профессиональному театру города исполнилось 45 лет. Символично: 2019-й объявлен Годом театра в стране, а cейчас Ставрополь-Тольятти отмечает целых три круглых даты, связанные с театром.
«Пилигрим», или просто театр кукол, был открыт в 1973 году по инициативе народного артиста СССР Романа Ренца, режиссера Куйбышевского кукольного театра. Тольяттинский поначалу был филиалом областного.  Актеры приехали в основном из Оренбурга, как ветеран «Пилигрима», заслуженная артистка РСФСР Надежда Никулина, а также из Саратова. Первый режиссер Савелий Уралов прибыл из Омска.
У театра не было своего зала, пользовались сценой музыкальной школы на улице Победы, где сегодня консерватория. А художественно-бутафорский цех и репетиционный зал находились на Новозаводской, 20. Сегодня это Голосова, 20 – адрес, который на слуху у театралов. Творческий дух в этом полуподвальном помещении оказался неистребим, и, после переезда кукольников в новое здание, он взрастил здесь еще ТЮЗ, ныне «Дилижанс». А сегодня там прописан театральный центр «Начало», который называют просто «Голосова, 20».
С 1980-го по 1989 годы главным режиссером театра был Александр Розенгартен. При нем, в год своего 10-летия, кукольники переехали в здание на площади Свободы. Помог сам Сергей Образцов, приезжавший в Тольятти по приглашению Розенгартена. И тоже символично: здесь, во дворце культуры ленинского комсомола, в 70 годы работал народный театр оперетты. Многие ведь и не знают, что в Тольятти была оперетта! И хотя этот театр возник раньше, чем кукольный, он не был профессиональным.
Всего в «Пилигриме» работало девять режиссеров, но никто пока не побил рекорд Александра Розенгартена – ни по длительности нахождения на посту, ни по вкладу в развитие театра по собственному неповторимому сценарию.
– Первый на тольяттинской сцене спектакль Розенгартена «Куда ты, жеребенок?» оказался не просто точкой отсчета, он явился носителем генетического кода, определившим будущее нашего театра… – это мнение актеров, работавших с Александром Исааковичем. Он ушел из жизни совсем молодым, в 41 год, но его код работает до сих пор!
Когда праздновался юбилей, неоднократно звучала мысль о том, что театр кукол – это отнюдь не примитивное действо для самых невзыскательных зрителей, и что определение «кукловод» сужает понятие о профессии актера кукольного театра.
А ведь новые – открытые – приемы работы с куклой ввел именно Александр Розенгартен. Расширил рамки театра, включив в его инструментарий, помимо куклы, предмет и маску, тоже он. Сделав театр синтетическим, обратился к серьезным темам, таким, как война: в спектаклях «Былина о солдате» по «Василию Теркину» Твардовского, «Баллада о Мальчише-Кибальчише». И, еще более раздвинув рамки обычных представлений о театре, Розенгартен поставил в 1987 году кукольное шоу для взрослых – «Привидение старой мельницы».
Почему я вспомнила о Розенгартене в связи с юбилеем? Да потому, что и традицию колесить по свету, подобно странникам-пилигримам, хотя название это появилось после него, завел тоже Александр Розенгартен!
Поездили по стране, от Ташкента до Калининграда, в 80-е, продолжают до сих пор такое количество тех, кто знает, любит «Пилигрим» и потому не поленился приехать и поздравить с 45-летием: Москва, Владимир, Йошкар-Ола, Челябинская область, Казань, Набережные Челны, Ульяновск. И даже Актобе – это уже зарубежье, Казахстан.
Руководитель областного отделения Союза театральных деятелей России Владимир Гальченко – не частый гость тольяттинских праздников, хотя Самара и близко. Но тоже приехал и от души поздравил:
– Это большая ответственность – носить звание «первый». И первый профессиональный театр Автограда, и первый театр, куда приходит человек в самом начале своей жизни...
Да, привычка самарцев именовать весь Тольятти Автоградом, конечно, неистребима... Но суть сказанного верна.
Праздник удался, и хотя дата не совсем круглая, цветов, подарков, счастливых лиц и аплодисментов было море. Официальные чествования не слишком затянулись, коллеги поздравили творчески: песнями, танцами и пантомимами. Задувание свечей на огромном торте и золотой дождь, просыпавшийся на зрительный зал – всё было выдержано в лучших юбилейных традициях.
Но главное – премьера. И она стала гвоздем всей праздничной программы. Конечно, это был спектакль для взрослых. Режиссер Александр Янушкевич работает в Бресте. Это, напомню, Беларусь и почти Европа. Он заметил:
– Меня задевает семантика сочетания «театр кукол». Все думают, что это театр для детей. В Польше этот стереотип уже сломали, в России говорят о феномене белорусского театра кукол, потому что у нас тоже есть попытка разрушить этот стереотип...
Вообще-то три года назад в «Пилигриме» уже поставили спектакль для взрослых «Марьино поле», а в 1987-м, когда ставили «Привидение старой мельницы», Польша была еще социалистической страной! «Маленького принца» ставили уже в нулевые, в синтетическом жанре, включающем живой план, работу с предметом, теневой театр...
Всё это, конечно, для нас не такой уж феномен. Но Янушкевич сегодня – самый востребованный режиссер кукольного театра, его работа над постановкой – залог успеха спектакля.
По инициативе интернациональной авторской команды – режиссер из Беларуси, драматург и главный художник из Казахстана – тольяттинская труппа поставила... даже не Шекспира! Замахнуться на великого Вильяма показалось слишком скромным. «Повесть временных лет» – это древнейшая из дошедших до нас отечественных летописей, ее предполагаемый автор, монах Киево-Печерской лавры Нестор, скончался в начале  XII века. «Повесть» повествует об  истории нашей страны – от послепотопного времени разделения земель между сыновьями Ноя до крещения Руси князем Владимиром.
Написана повесть на древнеславянском языке и, конечно же, благополучно переведена, все 340 страниц. Создавшая сценическую версию Галина Пьянова – главный режиссер алма-атинского театра – сделала возможным уложить ее в... один час. Причем без всякого перевода...
Антон Болкунов – главный художник того же театра, использует все возможные в синтетическом жанре приемы: есть живой план, предмет, теневой театр и видеокадры. Нет монологов, практически не используется сценическая речь – нет покушения на главный инструмент драматического театра.
Нестор (Александр Свиридов) читает рукопись, Волхв (Олег Лактионов) вещает с экрана... Ноевы сыновья строят Вавилонскую башню из покрышек. И очень много чурок – полуотесанных деревяшек, изображающих всех нас с нашими  пращурами – народ.
С одной стороны, сюжет, если таковой есть в летописи, сильно упрощен, как и сильно усложнена, с другой стороны, задача актеров – посредством утрированных символов донести до зрителя сверхзадачу. Кажется, это удалось. Если утрировать дальше, то вот что я услышала в фойе после спектакля:
– Я просто не могла сдержать хохота: князь Олег в спортивном костюме с надписью «Олежек» и с золотой цепью. Ну да, эти князья, они же бандиты были, по сути...
Что мы, не историки, не читавшие «Повесть временных лет» ни в подлиннике, ни в переводе, знаем? То, что пересказали нам Карамзин, Гумилев, Пушкин... Вот у последнего Олег, может, и бандит, но Вещий, отправляет своего коня «на пенсию», дабы не принять от того смерть. А у режиссера Янушкевича и актера Лактионова – забивает битой! Я не знаю, как на самом деле было. Но в целом вся наша история – не повод для веселья. Тут, конечно, Нестор соврать не даст...
Впрочем, не стоит завершать на печальной ноте. Напомню, уходящий год трижды юбилейный для тольяттинской Мельпомены: в ноябре 1973-го создан театр кукол, в марте 1988-го подписан указ о создании «Колеса», а в декабре на его сцене сыгран первый спектакль.
А кроме того, в 1918 году в Ставрополе был открыт первый театр, носивший имя товарища Ленина. Подробнее со 100-летней историей театральной жизни города можно ознакомиться на выставке, которая действует сейчас в музейном комплексе «Наследие».
Ну, и напоследок. Если уж пошла такая мода – называть именами самых достойных, например, аэропорты, то почему бы в честь юбилея и грядущего Года театра не назвать «Пилигрим» именем Александра Розенгартена? Это не только мое предложение, об этом еще в 90-е говорили сами актеры кукольного.

Надежда БИКУЛОВА


49 (1228) 07.12.18
Просмотров : 945
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 27...29, ветер 2 м/с
вечер 22...24, ветер 4 м/с
Завтра
ночь 19...21, ветер 3 м/с
утро 25...27, ветер 4 м/с