Бизнес
(16+) За 10 лет «Гранта» подорожала вдвое
Один из самых популярных в истории ВАЗа автомобилей – «Гранта» – на днях отметил свое 10-летие. Юбилей, правда, получился скомканным, поскольку из-за нехватки электронных компонентов линия, где производят эту модель, стояла как в конце прошлой недели, так и в начале текущей.

Для тех, кто забыл, напомним, что именно подготовка к запуску производства «Гранты» стала одним из поводов для визита в наш город Владимира Путина. Было это в мае 2011 года, когда действующий премьер-министр сказал свою знаменитую фразу про два мешка картошки (именно столько помещается в багажнике «Гранты»), а потом лишь с пятого раза смог завести машину, серьезно перепугав вазовское руководство.
С одной стороны, реклама не самая лучшая, но с другой – присутствие первого (по сути) лица государства и заявленная цена в 229 тысяч рублей сразу же сделали новинку популярной среди россиян. Спустя год Путин снова побывал на ВАЗе, открыл производство «Ларгуса» и с тех самых пор в Тольятти больше не заглядывал, хоть его и ждали на 50-летие выпуска первой «копейки». Тогда, весной 2020-го, вмешался коронавирус, не дав отпраздновать юбилей в федеральном масштабе.
Что касается «Гранты», то за 10 лет выпущено более миллиона этих машин, причем никогда модель не опускалась ниже третьего места во всероссийском рейтинге популярности. Сегодня существуют сразу шесть модификаций, правда, и цена выросла более чем в два раза – с 229 до 587 тысяч рублей. Назвать автомобиль бюджетным сейчас язык не повернется (хотя планировался именно таким), но он по-прежнему самый дешевый среди всех отечественных и не только.
Текущий год для «Гранты», пожалуй, самый сложный, поскольку именно она больше всего пострадала от нехватки электронных компонентов. Слишком их там много или просто самую дешевую модель решили принести в жертву, чтобы продать побольше дорогих, – неизвестно, однако факт остается фактом: «Гранту» теперь очень сложно просто прийти и купить, надо записываться и ждать… Впрочем, всё это отечественный покупатель уже проходил, да и к постоянному изменению ценников привык.
Кстати, очередное повышение (седьмое с начала года) произошло на этой неделе – с 1 декабря, причем получилось оно довольно существенным. К примеру, та же «Гранта» в октябре-ноябре стоила от 559 тысяч, так что подорожание составило 28 тысяч. Еще одна популярная модель увеличилась в цене сразу на 40 тысяч – с 795 до 835 (это в самой дешевой комплектации), а самая дорогая «Веста Спорт» – на 35 тысяч рублей и теперь стоит от 1 256 900. В среднем же по модельному ряду прибавка составила более трех процентов.
Самое интересное, что даже за такие деньги машины будут покупать, поскольку россияне чувствуют, как инфляция ежедневно съедает их накопления, и готовы вкладываться во что угодно: телевизоры, холодильники, автомобили, жилье. Если год назад однокомнатную квартиру московской планировки можно было купить за 1,6-1,7 миллиона рублей, то теперь дешевле двух уже не найти. И это при том, что уровень жизни в городе продолжает снижаться, ведь зарплаты растут гораздо медленнее, чем цены на большинство товаров и услуг.
Спрос сейчас действительно велик, и если вернуться к автомобилям, то никто не знает, как сильно они подорожают после новогодних каникул. Кстати, одним из факторов очередного скачка может стать отмена экспортных пошлин на металлопродукцию в 2022 году. То есть металлургам будет выгоднее продавать продукцию за рубеж (это как с бензином), а на внутреннем рынке стоимость подскочит. В пресс-службе Минпромторга заявили, что в ведомстве не видят необходимости в продлении экспортных пошлин на металлопродукцию для избежания роста цен на автомобили.
Продолжая тему автопрома, скажем, что с 25-го по 30 ноября сборку «Гранты» в очередной раз останавливали из-за нехватки импортных электронных компонентов. Удастся ли в декабре наверстать упущенное – большой вопрос, хотя по заводу уже распространяют информацию, что, скорее всего, работать придется по 30-е число включительно (обычно вазовцев отпускают на несколько дней раньше).
Кстати, на днях заместитель министра промышленности и торговли России Василий Шпак заявил, что и в следующем году не стоит ждать решения проблемы мирового дефицита автокомпонентов:
– Для нас это шанс, ведь многие уже задумываются, начинают делать шаги по локализации. Знаю, что некоторые производители электроники ведут переговоры с крупными автозаводами.
Уловив посыл федеральных властей, Дмитрий Азаров во вторник обсудил эту тему с главой комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. Пришли к выводу, что на территории особой экономической зоны Тольятти можно наладить выпуск необходимых ВАЗу компонентов.
– На мой взгляд, это идеальное место, хотя понятно, что для начала массового производства полупроводников там предстоит многое сделать и решить. Давайте вместе вопрос проработаем, – предложил губернатор.

Тимур КАЛИНИН
Просмотров : 495
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 12...14, ветер 2 м/с
утро 12...14, ветер 3 м/с
Завтра
день 15...17, ветер 2 м/с
вечер 13...15, ветер 2 м/с