Культура
(16+) Гоголь подчеркивал, что брак его родителей благословила Богородица
То, что лекторий «Химия слова» – уникальный проект в нашем городе, не сомневается уже никто. Благодаря известным выступающим ученым, искусствоведам, химикам, инженерам, физикам, литературоведам можно совершенно бесплатно повысить свой образовательный уровень, а также узнать много нового нам, порой скептически настроенным на всё взрослым.  Два часа по пятницам – и вы уже сами вполне готовы читать лекцию и держать интригу перед заинтересованной аудиторией. Некая мозговая перезарядка, и это здорово!

Суперактуальный писатель

Большим подарком не только для меня, но и для многих почитателей таланта великого русского писателя стала очередная лекция в ДК «Тольяттиазот» под названием «Цвет настроения Гоголь».
В наш город с однодневным визитом приезжал известный столичный литературовед, писатель, доцент кафедры факультета журналистики МГУ Егор Сартаков. Кроме того, он еще и лучший гид Москвы прошлого года, по версии Русского географического общества. Егор Владимирович разработал экскурсионный маршрут под названием «Рукописи не горят: Булгаков – Гоголь»...
Николай Васильевич смешил своими произведениями всех: от Пушкина до наборщиков в типографии. Гений комического даже родился в день смеха – 1 апреля. Как же жил Гоголь, этот неуклюжий меланхолик, страдающий с детства болезненными припадками, и как он умер: что произошло с могилой и правда ли, что его похоронили живым? Как показывал в своих текстах черта и почему был уверен, что «дьявол кроется в деталях»?  Так о чем же поэма «Мертвые души»? И почему поэма? Ведь тогда она должна была быть в стихах? Мистик или проповедник? Загадка для современников или просто больной человек? А имеем ли мы право называть его больным?
На эти и еще сотню вопросов нам ответил столичный лектор.
– Друзья, поговорим о самом противоречивом и тяжело интерпретируемом писателе. Вы можете возразить мне: книжки открывали, читали, проходили в средней школе, годы жизни знаем, да и изображение писателя довольно яркое. Говорим «партия» – подразумеваем «Ленин», говорим «Гоголь» – подразумеваем каре, это совершенно очевидно. Но вот парадокс. С него и начну. Проходим в школе, читаем, книгу закрываем и больше никогда к ней не возвращаемся.
Мы перечитываем Толстого, открываем Достоевского, во взрослой жизни вспоминаем Чехова и практически никогда – Гоголя. Почему так? Почему он не вошел в нашей стране в список популярных писателей у взрослого читателя? – удивлялся Сартаков. – На мой взгляд, интерпретации Гоголя навредила как раз школа. Его до сих пор изучают по советским лекалам, отсылавшим к критику Виссариону Белинскому: он разоблачал самодержавие и клеймил язвы крепостничества. В таком восприятии Гоголь – писатель, не касающийся нашей современности, и всё это ужасная скукота.
Но моя задача – показать вам, что Гоголь очень актуален. Иногда мне кажется, что мы живем во вселенной Николая Васильевича. Даже возьмите сегодняшнюю пандемию. Как в «Ревизоре» говорит главврач: лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой если умрет, то и так умрет. Если выздоровеет, то и так выздоровеет…
Гоголь – писатель не просто актуальный, а суперактуальный, иногда пугающе актуальный для современности. Итак, сегодня он – не по Белинскому. Попробуем и, может быть, даже начнем его читать.

Мистический? Православный!

Обычно русские писатели рождались в семьях несчастливых. Вот это прямо примета такая: если несчастливая семья и нет какой-то гармонии, значит, будет великий русский писатель. Например, Лермонтов – он какой-то одинокий, а Гоголя опекали всегда.
То, что в раннем творчестве писателя много мистики, объясняется двумя факторами.
Во-первых, происхождением Николая Васильевича и его окружением.
В культуре Малороссии сильна народная демонология, и это Гоголь начал впитывать с самого раннего детства. Он рос в дворянской, но провинциальной среде. Семья верующая, матушка писателя была даже несколько фанатичной и запугивала сына разными историями, вроде Страшного суда. Его «Ревизор» заканчивается немой сценой. Это тоже своего рода Страшный суд по-гоголевски.
Еще ему особенно запомнилась история о «Лествице» Иоанна Лествичника. Когда человек умирает, к нему прилетают ангелы и ставят перед ним лестницу с семью ступенями. Если человек вел праведную жизнь, ему позволено подняться на самую высокую, седьмую ступень, и он оказывается на седьмом небе от счастья. Чем больше грешил, тем меньше ступеней сможет пройти.
На самого Гоголя эта тема имела большое влияние. Свидетели рассказывали, что в последний момент перед смертью он приподнялся на кровати и громко воскликнул:
– Лестницу, поскорее давайте лестницу!
Может быть, увидел ангелов, о которых в детстве рассказывала ему маменька.
Во-вторых, Николай Васильевич творил в эпоху романтизма, а романтики часто обращались к народному фольклору.
Вообще, с какого момента фигура Гоголя начала обрастать легендами?
Это произошло еще при жизни писателя, когда стало известно, что он сжигал рукописи «Мертвых душ». И делал это трижды. В первый раз – в 1845-м, затем – в 48-м, и – за несколько дней до смерти, в 52-м. Тогда прошли слухи, что Гоголь тронулся рассудком, и даже его друзья так считали. Их немного, потому что писатель был человеком скрытным и редко кому открывал свою душу.
– А еще Николай Васильевич сочинял молитвы – в том числе в стихах. Гоголь любил вспоминать, что он – вымоленный ребенок. Его мать молилась в церкви Николая Диканьского и обещала назвать мальчика Николаем, если он выживет. До этого два младенца родились у нее мертвыми, – рассказал Егор Владимирович. – Сама история знакомства матери и отца Гоголя тоже удивительна, и он любил ее вспоминать.
Вариант, который нравится мне. Когда Василию Афанасьевичу было 14 лет, он поехал в соседнее имение к Косяровским. В дороге он уснул, и ему явилась Богородица, держащая на руках маленькую девочку. «Посмотри, – сказала Богородица, – этот спящий ребенок будет твоей женой». Он проснулся, а когда приехал к Косяровским, то оказалось, что у них родилась девочка, в которой он узнал ребенка из сна. Он сказал родителям девочки, что она будет его женой. Все посмеялись, но Василий Афанасьевич не отступился. Он играл с ней, учил читать, и когда ей исполнилось 14, они поженились, хотя закон в ту пору это еще запрещал. Гоголь любил подчеркивать, что брак его родителей благословила сама Богородица…

Похоронили живым?

Откуда взялся слух, что Гоголя похоронили живым? Сам писатель в своей книге «Избранные места из переписки с друзьями», которая была опубликована за 5 лет до его смерти, в первой главе опубликовал… завещание. Было странно, но Николай Васильевич это сделал. В завещании есть пункт – не хоронить, пока не появятся явные следы разложения. Прямо в письме Гоголь объясняет это тем, что может целые сутки проводить ни с кем не общаясь, не принимая пищи и глядя в одну точку. И такое состояние возможно принять за смерть.
Это и породило все последующие легенды о том, что Гоголя похоронили живьем: его завещание в этом пункте выполнено не было. Как и все православные христиане, он был похоронен на третий день после смерти.
– В 42 года от неясной болезни в кишках умер отец Гоголя Василий Афанасьевич. Любопытно, что и сам писатель умер в этом же возрасте, и тоже от неясной болезни в кишках. Когда ему исполнилось 42, он заявил, что умрет. И… умер. Ну, это он явно себя запрограммировал, – уточнил лектор. – Гоголь чем-то заболел в Италии, ему поставили диагноз «малярия». После чего он мог целый день сидеть и смотреть в одну точку…
Он боялся улиток и вообще скользких существ, особенно пиявок. Когда Гоголь умирал, ему ставили пиявки, и этим доктора точно ускорили его смерть: писатель был и так истощен, а ему пускали кровь. Лечили насильно, как помешанного, и лили на голову холодную воду. Тогда думали, что это помогает.
До сих пор неизвестно, отчего именно умер. Версия, которая циркулировала уже в 19 веке, что он заморил себя голодом, объективными данными не подтверждается. Действительно постился, в то время был Великий пост, но граф Толстой записал, что тот ел просфору и чернослив. Едва ли умер от голода, хотя, правда, был очень худой. Возможно, смерть как-то связана с перенесенной им в Италии малярией. Сам Гоголь перед кончиной жаловался на обильные выделения из уха, но врачи не обратили на это внимания…
Первый всплеск легенд случился сразу после похорон на кладбище Данилова монастыря.
Якобы монахи слышали крики на кладбище, вой и стоны. Вторая волна возникла после 1931 года, когда кладбище вместе с монастырем закрыли, превратив в колонию для несовершеннолетних преступников.
Могилу Гоголя разрыли, тело эксгумировали и перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря, где его прах покоится до сих пор. Вместе с Гоголем перезахоронили Аксакова, основателя консерватории Рубинштейна и многих других известных деятелей. Писатели, вошедшие в комиссию по перезахоронению тел, позже распространяли сплетни. Самая известная принадлежит Лидину. Своим студентам в Литинституте он рассказывал, что, когда открыли крышку гроба, та была исцарапана, а Гоголь лежал в неестественной позе, свернувшись клубком.
На самом деле все эти слухи не имеют основы. Сохранились доподлинные свидетельства скульптора Рамазанова, который снимал посмертную маску с Николая Васильевича и заливал ему лицо гипсом. Он писал, что в тот момент на лице писателя уже были следы разложения.
Так что все эти истории про летаргический сон – не более чем сказка…

Ностальгировал в Италии

– Поэма «Мертвые души» – пример гениального неоконченного произведения. Ее незавершенность открывает большой простор для интерпретаций. Почему она называется именно так? О чем должны были быть второй и третий тома? И куда мчится птица-тройка? Попробуем порассуждать на эту тему, – продолжает увлекательный рассказ филолог.
Осенью 1835 года Пушкин поделился с Гоголем идеей ненаписанного романа про хитроумного плута, который скупает мертвые крестьянские души. Гоголь не выразил особого интереса к сюжету, но через некоторое время принес Пушкину первые главы «Мертвых душ». После этого Александр Сергеевич якобы сказал жене: с этим малороссом надо быть осторожнее – он обирает меня так, что и кричать нельзя…
Но писал поэму Гоголь в основном в Италии, куда уехал жить в 1836 году. Русские писатели часто создавали наиболее проникновенные строки о России вдали от нее. Тургенев, например, призывал любить «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» из Франции, где сам говорил на другом языке. И это не лицемерие: в разлуке связь с Родиной чувствуется острее, звучит на особенно щемящей ноте. Горький вкус этой истины в 20 веке, совсем в других исторических условиях, ощутили русские писатели и поэты-эмигранты.
Гоголь поставил себе цель показать в поэме всю Русь, ее плохие и хорошие стороны, чтобы сделать государство лучше. Это желание повысить ставки, укрупнить масштаб изображения прослеживается с первых страниц поэмы.
В губернский город NN въезжает бричка Павла Чичикова. «Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русских мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.
– Вишь ты, – сказал один другому. – Вон, какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?
– Доедет, – отвечал другой.
– А в Казань-то, я думаю, не доедет?
– В Казань не доедет, – отвечал другой. Этим разговор и кончился».
Уточнение Гоголя о русских мужиках здесь значимо: они говорят о достоинствах и недостатках колеса брички Чичикова. Но если посмотреть на их разговор метафорически, то колесо нужно воспринимать как символ. Знающие толк в езде русские мужики делают вывод, что колесо чичиковской брички «колесит», то есть едет не прямо, поэтому до Казани не доедет. Уже в начале поэмы Гоголь показал читателю, что «негоция» Павла Ивановича не состоится, колесу его брички не объехать всей страны.

Души-то давно умерли?

По замыслу писателя поэма должна была состоять из трех томов. В трех томах автор хотел показать вертикальное движение от смерти к воскрешению. Если в первом томе показаны все «страхи и ужасы», то второй и третий тома должны были рассказать о жизнеутверждающих основах русской жизни.
Движение в поэме начинается с самого низа русской действительности, и ее темой становится духовное умирание. Отсюда название – «Мертвые души». В литературе подобный прием называется "оксюморон" (сочетание несочетаемого). До Гоголя умерших крестьян называли «ревизские души» (то есть записанные по ревизии), «приписные» (то есть принадлежащие помещику), «убылые» (то есть умершие), но никогда «мертвые». Необычное название чуть не поставило крест на публикации поэмы: московская цензура посчитала, что автор якобы покушается на основы христианской веры, которая утверждает догмат о бессмертии души. К счастью, цензура в Петербурге оказалась более либеральной: книгу разрешили, но название пришлось изменить на «Похождения Чичикова, или Мертвые души».
Гоголь схитрил. Он сам нарисовал обложку к первому изданию, где «Похождения Чичикова» напечатано мелким шрифтом, а «Мертвые души» – прописными буквами. Рисунок из рюмок, брички с тройкой лошадей, колодца, тарелки с рыбой и причудливых украшений складывается в череп.
Писатель явно вдохновлялся криптой капуцинов в Церкви непорочного зачатия на нынешней Виа Витторио Венето, где с 18 века находится необычное захоронение: кости монахов выставлены на всеобщее обозрение, из них сделаны светильники, арки и другие декоративные элементы. Гоголь жил недалеко от этой церкви, любил там гулять и всегда водил туда друзей, приезжавших в Рим.
Кого же Гоголь считал в поэме «мертвыми»? С точки зрения сюжета, это крестьяне, которых задешево скупал у помещиков Чичиков. Помещики платили за каждого крестьянина мужского пола налог. Раз в несколько лет проходили ревизии, составлялся документ или ревизская сказка, куда были внесены все. Если крестьяне умирали, то до следующей ревизии по бумагам они числились живыми. Иногда помещики годами платили за умерших крестьян.
Идея Чичикова была в том, чтобы за копейки скупить души умерших и заложить их в опекунский совет под процент. Получив деньги в совете, предприимчивый Мавроди хотел объявить крестьян переселенными в Херсонскую губернию: в 1830-е годы она считалась неосвоенной, поэтому помещик, который переселял туда крестьян, получал землю от государства. После этого крестьяне должны скопом умереть от какой-нибудь болезни, а их хозяин остался бы и с деньгами, и с землей.
Но подлинными «мертвыми» душами в поэме являются не крестьяне, а помещики и сам Чичиков. Гоголь, конечно, обличает общество, где одни люди продают других. Показательна сцена торговли главного героя с Собакевичем, который, единственный из всех, сразу понял его выгоду:
«– Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга, позабыли, в чем состоит предмет. Я полагаю со своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен за душу – это самая красная цена!
– Эк, куда хватили – по восьми гривенок!
– Что ж, по моему суждению, как я думаю, больше нельзя».
Кажется, что они о дровах торгуются, а не о людях. В итоге Собакевичу удалось надуть Чичикова: помещик всё же подсунул ему мертвую женскую душу, в то время как того интересовали только мужские.
– Гоголь хотел показать всю Русь, поэтому символически мертвой в его поэме стала сама Россия. Писатель увидел, что страна пошла ложным путем корысти, торгашества и движется по нему к самому краю пропасти. Эсхатологическое звучание конца света в поэме Гоголя от главы к главе только усиливается, – объяснил Сартаков.
И тем удивительнее образ птицы-тройки в последней главе. Под пером Гоголя бричка Чичикова превращается в стремительно несущуюся Россию: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями… Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?»
Читайте книги, читайте Гоголя! А следующая лекция «Химии слова» состоится в ДК «Тольяттиазот» 20 ноября, тема «Стресс: хороший, плохой, злой».

Ксения РИС
Просмотров : 578
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 9...11, ветер 6 м/с
утро 12...14, ветер 6 м/с
Завтра
день 13...15, ветер 6 м/с
вечер 12...14, ветер 4 м/с