Право
Алексей Мартынцев: Ответственность за положение в городе с себя не снимаю

Наша встреча с начальником тольяттинской Госавтоинспекции Алексеем Мартынцевым была посвящена профессиональному празднику тех, от кого зависит безопасность дорожного движения. Впрочем, настроение сейчас не особо праздничное, поскольку цифры (а именно 23 погибших водителя и пешехода с начала года) красноречиво свидетельствуют о том, что не так уж безопасны наши дороги.  
- Алексей Станиславович, хотелось, чтобы беседа получилась позитивной, однако 23 погибших с начала года -- цифра удручающая. В чем, на ваш взгляд, причины столь высокой смертности?
- Не хочу снимать с себя ответственность за положение дел в городе. Мы более чем в два раза превышаем цифры по смертности по сравнению с первым полугодием 2010-го (тогда было 11 погибших). К сожалению, несмотря на активный информационный прессинг, мы не смогли добиться коренного перелома в действенности пропаганды. Это чисто мое мнение, хотя, например, ремнями безопасности сейчас пристегиваются 90-95 процентов, да и пешеходов на нерегулируемых переходах стали пропускать. Настораживает беспрецедентный рост детского дорожно-транспортного травматизма, хотя  мы ведем мощную пропаганду в школах, детских садах, через СМИ. Хорошо еще, что травмы у ребят в большинстве случаев не очень серьезные (ушибы, раны).
Тут хочется отметить, что часто можно увидеть, как родители ведут за руку малолетних детей на красный свет, переходят с ними улицу в неположенном месте. Очень неприятно смотреть на таких молодых мамаш, которые осознанно идут под машины. Особенно это характерно для Автозаводского района. Отдельно отмечу, что родители спокойно отпускают детей на велосипедах или мопедах кататься по городу. Вспоминаю случай, когда 15-летний мальчик из Центрального района на мотоцикле родителей попал в ДТП на улице Спортивной. Как он вообще туда попал?
- Давайте разберем одно из недавних происшествий.
- Вот недавний пример: молодой человек сам пострадал, а ехавшая с ним  девушка осталась без глаза. Такова цена их кульбита в кювет. «Осчастливил» на всю оставшуюся жизнь. Или самое последнее ДТП со смертельным исходом: юноша 1989 года рождения при выезде со двора не уступил дорогу мотоциклисту 88-го года рождения. Встретились два одиночества. В результате - труп на месте. Кстати, последняя статистика показывает, что основными фигурантами ДТП являются две группы водителей: 1988-92 годов рождения (как я их называю - юные) и 1980-85-х. Или вот еще пример: велосипедист едет по правому ряду около бордюра и вдруг резко перед огромным рейсовым автобусом начинает перестраиваться в левый ряд. Опять труп. Ну  а какой еще может быть итог столкновения автобуса с велосипедом?
Большинство происшествий - от беспечности. У людей нет устойчивых навыков соблюдения правил дорожного движения. Я делаю вывод, что в автошколах у нас подготовка слабая. Там теорию с первого раза зачастую не сдает ни один курсант. Делайте выводы. В потоке машин несложно вычислить молодого самоуверенного водителя: он ездит, как по шахматной доске: влево - вправо, вправо - влево. Догоняешь такую машину на светофоре, смотришь, точно -- за рулем молодой человек или девушка. Но когда случается трагедия, такие молодые люди имеют очень бледный вид, потому что им грозит уголовная ответственность. 
- Рейды по велосипедистам проводятся?
- Не только проводятся рейды, но и ежедневно сотрудниками ДПС выявляются велосипедисты, нарушающие правила. На проезжую часть они должны выезжать в шлемах, но когда начинаешь об этом говорить и составлять протокол, на тебя смотрят с большим удивлением или начинают возмущаться: «А что такого? Я просто выехал». К сожалению, сложно достучаться до каждого, тем более что  личный состав у меня ограничен: его сократили в рамках формирования полиции. Людей, которые непосредственно могут выйти на дорогу, меньше 250 человек. Из них в день на линию встают максимум 120 инспекторов. И это на город, в котором население около 800 тысяч  и около 700 очагов аварийности. Для решения поставленных задач нужно применение автоматизированной фиксации, способной выявлять очередность проезда, несоблюдение «стоп-линии» разметки, проезд на красный сигнал светофора (для Тольятти это болезнь). Это дорогие приборы, но они окупаются быстро. У нас же на сегодняшний день есть только приборы «Арена», фиксирующие превышение скорости.
За 5 месяцев было выявлено почти 150 тысяч нарушений, то есть примерно по тысяче в день. А если учитывать скрытые нарушения (которые совершаются, но не фиксируются), то получается в 5-10 раз больше, примерно 4 тысячи человек ежедневно остаются безнаказанными. Поэтому народ и не воспринимает основы законопослушности на дороге. Ездят очень плохо. Тольятти - самый правонарушающий, неуправляемый город в сфере безопасности дорожного движения во всем регионе. Я сделал вывод, что культура вождения здесь очень низкая. Понимаю, что в автошколах стандартная программа. Значит, она требует совершенствования, переделки или замены. Выходит, это плохая программа, если она не доносит до водителя всей сути.
- Тема наезда на пешеходов остается весьма актуальной для Тольятти.
- Из 20 человек, погибших за 5 месяцев, 14 - пешеходы. Останавливаешь водителя, не пропустившего пешехода. Он вроде соглашается, что нарушил, потом начинает пререкаться. Конечно, и сами пешеходы иногда не пытаются убедиться в собственной безопасности при переходе улицы.
- Можно попросить вас дать маленькое пояснение, касающееся правил дорожного движения? Если пешеход еще не ступил на «зебру», водитель обязан останавливаться?
-- Нет, только когда его нога на пешеходном переходе. Признаю, иногда инспектора ведут себя не совсем корректно и правосознательно, фактически навязывая водителю правонарушения. Тяжело переломить психологию дорожного полицейского, чтобы он обеспечивал профилактику, а не работал «на корзину». Кстати, видеофиксация нужна в том числе и для контроля работы инспекторов как внутри салона автомобиля, так и вне его. Как он общается с водителем, как стоит на посту… Вопрос взаимоотношений водителя с инспектором очень проблемный. Все помнят видеоролик по НТВ, «прославивший» наш город (на этом ролике инспектора, не оценив обстановку, применили физическое насилие к водителю «газели». - Авт.). Я признаю, что это непрофессиональные, безграмотные действия сотрудников ДПС, за что они понесли заслуженное дисциплинарное наказание.
- Они были уволены?
- Нет, но понесли ту меру ответственности, которую заслужили за отсутствие элементарной профессиональной выдержки. А мы были вынуждены извиниться перед водителем.
- На фоне частых конфликтов инспекторов ДПС и водителей не было мыслей о том, чтобы пойти по западному пути и выставить на посты женщин? Глядишь, и ругани было бы меньше.
- Мы женщин выставляем на дорогах во время рейдов по детям, тонировке, мотоциклистам. Когда тольяттинские водители видят на дороге девушку в форме, составляющую протокол, у них это вызывает легкое недоумение. 
- Сейчас в городе сокращается количество пешеходных переходов. Но многие пешеходы не желают мириться с новшествами, лазят через ограждения, причем даже бабушки с авоськами.
- И я видел таких бабушек. Сокращение числа пешеходных переходов -- акция намеренная. Проделана колоссальная работа с обследованием каждого перехода, необходимости его нахождения именно в этом месте. Может, это неудобно и не совсем адекватно воспринимается людьми. Но если есть рядом в ста метрах переход, то надо дойти до него, а не лезть через ограждения.
- Когда на днях на Южном шоссе столкнулись несколько машин, образовалась огромная пробка. Многие опоздали на работу, деловые встречи, на прием в поликлинику. Может быть, чтобы не становиться заложниками пробок, создать в Госавтоинспекции так называемые группы быстрого реагирования?
- Скорее всего, это ДТП было несерьезным. А приоритетный выезд -- именно туда, где пострадали люди. Если на месте происшествия не было сотрудников ДПС, значит, они либо ехали туда, либо занимались другими делами. Я повторюсь, причем не в оправдание:  личного состава колоссально не хватает.
- Региональное отделение общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» распространило письмо, в котором просят начальника тольяттинской милиции Владимира Староносова навести порядок в МРЭО, называя это подразделение коррумпированным. Как-то можете это прокомментировать?
- Я не буду комментировать это конкретное письмо, но скажу, что поток жалоб идет с весны. Хочу заметить, что, во-первых, весь личный состав, находящийся там, работает без обеденного перерыва. Могу сказать, что инспектор, ведущий прием, перевыполняет норму набора материалов в 2-4 раза. Это не просто слова, а официальная статистика. Во-вторых, МРЭО работает в понедельник, хотя по закону у них выходной. То есть я, как работодатель, нарушаю гражданское законодательство. И это притом, что по понедельникам обычно людей очень мало приезжает, и, тем не менее, мы работаем. В-третьих, в интернете есть такая функция, как госуслуги. Пожалуйста, заходите -- регистрируйтесь, для вас в МРЭО есть отдельное окно. Однако эта функция почему-то тоже не особо востребована. Что касается возмущения по поводу так называемых «бегунков» (людей, предлагающих посредничество за деньги), продажи очереди -- да, это есть. Но ведь есть телефон доверия - сообщите или обратитесь непосредственно к руководителю подразделения. Причем, как только по факту предполагаемой коррупции мы начинаем служебное расследование, недовольные граждане говорят, что вопросов у них нет. Я им говорю: «Ну вот вы же на сайте написали обращение. Давайте разберемся. Говорите, какое окно, сколько было времени, какой сотрудник вас принимал. Мы опросим, разберемся, и если будут основания -- накажем человека». Так из людей слова не вытянешь. И последнее замечание, касающееся работы МРЭО. Сегодня там ажиотаж, но в июле-августе очередей не будет. А я не могу нанять сезонных рабочих и открыть 50 окошек на июнь, а в августе сократить их до пяти. Зачем мне нужен этот сезонный полк МРЭО?
- Прошлым летом на оживленных участках дорог работали регулировщики, что помогало уменьшить количество пробок. Будет ли подобная практика применяться в этом году?
- Вопрос принимается, хотя, когда на дороге появляется инспектор, люди воспринимают его на дороге как помеху движению. Это психология водителя. Не надо при виде инспектора сбрасывать скорость с 60 до 20 километров в час (если нет ограничения). Чтобы не было пробок, нужно развивать дорожную инфраструктуру, но это требует колоссальных средств, которых просто нет. Мы имеем такие дороги, какие позволяют иметь выделяемые бюджетные средства.
- В планах к 2018 году строительство различных развязок…
- Мы все помним о развязке: Обводное шоссе - Южное шоссе. Иных уж нет, другие уж далече, а воз и ныне там…
- Приходилось ли вам самому нарушать правила дорожного движения?
- Да, по мере необходимости. Если мимо меня по встречной полосе со скоростью 120 километров в час проносится неадекватный водитель, то, конечно, я нарушу правила и развернусь через двойную сплошную линию. Кроме того, в Тольятти есть места, где можно нарушить правила из-за слабой организации движения. Например, перекресток Приморского бульвара с улицей Юбилейной, где много раз меняли фазу у светофора.  
- В заключение хотелось бы услышать от вас что-нибудь позитивное.
- Хорошее в этом году пока только одно -- 75 лет Госавтоинспекции. Хочу поздравить всех ветеранов, выразить им слова признательности за тяжелый, а порой и неблагодарный труд, пожелать успехов, здоровья. Действующим коллегам хочу пожелать полного взаимопонимания со всеми участниками дорожного движения и, конечно, продвижения по службе, здоровья и процветания.

Беседовал Андрей ЛИПОВ

Просмотров : 1666
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 20...22, ветер 3 м/с
ночь 16...18, ветер 2 м/с
Завтра
утро 21...23, ветер 4 м/с
день 23...25, ветер 5 м/с