Юрий Целиков: Таких долгов у ВАЗа не было никогда
Город
Юрий Целиков: Таких долгов у ВАЗа не было никогда

Поводов для очередной встречи с бывшим президентом ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрием Целиковым у нас набралось немало. Это и продолжающий падать спрос на тольяттинские автомобили, и приказ Бориса Алешина о режиме неполной рабочей недели, а еще отставка Виталия Вильчика, встреча президента ВАЗа с дилерами  и многое другое. Юрий Кузьмич, как обычно, был резок в оценках деятельности руководства, ведь его, как и всех ветеранов, тревожит обстановка на заводе.
- Юрий Кузьмич, с момента нашей с вами последней встречи ситуация на автозаводе, к сожалению, не улучшилась. Реализация машин по-прежнему не на высоте, доходы рабочих падают…
- Это мы с вами думаем, что ситуация ухудшается, а по мнению топ-менеджеров «Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий», она заметно улучшилась. Иначе как объяснить, что Борис Алешин ушел в отпуск? Когда во время такого шторма капитан покидает корабль, он либо спасает свою жизнь, либо это очередной продуманный ход. Я думаю, что Борис Сергеевич может из отпуска не вернуться.
- Такие слухи, действительно, ходят…
- Я не исключаю, что место исполняющего обязанности руководителя завода может занять исполнительный вице-президент господин Комаров.
- Еще говорят, что Вильчик возвращается…
- Так он уже на заводе кабинет занял, но в каком качестве, пока неясно.
- В любом случае, возвращение Вильчика - это благо, не так ли?
- Есть такое выражение: «На дохлой лошади сбрую не меняют». Поэтому Вильчика сейчас убирать нельзя. Он способен помочь. Завод в реанимации, ему нужны капельница и искусственная вентиляция легких.
- А разве выделенные правительством 25 миллиардов рублей - это не искусственная вентиляция?
- А вы знаете, какие убытки по международной отчетности показал Волжский автозавод за прошлый год? Более 24 миллиардов рублей. В истории завода убытки были, но таких -- никогда. Для сравнения: в 2007 году прибыль составила 3 миллиарда 669 миллионов. То есть разница в деятельности -- больше 28 миллиардов. И это под руководством французов, и в частности, старшего вице-президента по управлению затратами Алена Карреры. Вот он управлял затратами так, что административные расходы за год увеличились на 22 процента и дошли до 19 миллиардов 506 миллионов рублей, расходы по продаже продукции увеличились на 25 процентов (до 10 миллиардов 533 миллионов). И прочие операционные расходы -- в 3,7 раза (до 28 миллиардов130 миллионов). Убыток от основной деятельности (административные затраты, расходы на брак и так далее) в 2007 году был 8 миллиардов 256 миллионов, а в 2008-м – почти 26 миллиардов. Это характеризует французскую команду. Вот еще одно интересное сравнение. В структуре себестоимости в 2008 году сырье и материалы были 18 процентов, а в первом квартале 2009-го -- 20,8 процента. Затраты на оплату труда также увеличились с 10,83  до 11,26 процента.
- Невеселые цифры вы назвали…
- Фактически, если завод показал такие большие убытки, да еще и сейчас они продолжают расти, ВАЗ может сам объявить себя банкротом. Без вмешательства правительства выжить он уже не способен.
- А что даст банкротство?
- Это даст жизнь городу. К нам пришли люди, которые обогащаются за счет Волжского автозавода. Они оказались не способными выполнять свои обязанности. 21 июля будет третья годовщина закладки «могильного камня» в строительство неизвестного завода на западной стороне ВАЗа. 22 декабря еще одна третья годовщина -- подписания рамочного соглашения о сотрудничестве с «Магной», предусматривавшего разработку автомобиля на унифицированной платформе класса «С», создание системы производства и поставка автокомпонентов европейского уровня, создание сборочного производства мощностью 450 тысяч автомобилей в год. Вот такие впереди печальные даты  торжественных заявлений и обещаний этой команды, которая пришла и пока ничего не сделала, кроме того, что привела завод к банкротству. После исторического акционерного собрания в 2005 году (я называю его «декабрьское вооруженное собрание») я написал такую эпиграмму:
Так что Тольятти ждет теперь?
Каких нам ждать еще потерь?
Пришли варяги и хапуги?
Иль государевые слуги?

Разгонят или нет народ?
Не обанкротят ли завод?
Заводу жит, иль умереть?
Что ж, скоро будем посмотреть.
- Наверное, сейчас уже можно ответить на эти вопросы 3,5-летней давности…
- Никогда варяги и хапуги не приводили ни одну организацию и предприятие к положительным результатам. Что произошло на ВАЗе за это время? Разогнали весь старый менеджмент, кандидатов наук, защитивших диссертации на базе Волжского автомобильного завода -- Владимира Кучая, Анатолия Рыжкова, докторов наук (Васильчука, Ляченкова). Понабрали «пацанов», которые фактически загнали автозавод в угол. Вот один пример. В последние годы рекламная и консалтинговая деятельность завода вызывает много вопросов. Ответы может дать либо прокуратура, либо счетная палата. Есть такая контора - «Бостон Консалтинг Групп», которая разрабатывает предложения по улучшению продаж и сокращению затоваривания путем предоставления скидок на определенные модели и комплектации. В эту находящуюся в Москве консалтинговую группу с иностранным названием уходят миллионы рублей. А если эти деньги (как и те затраты, которые используют для отмывания денег на рекламе) направить на снижение цены автомобиля, продажи бы намного выросли. Вполне можно делать скидку до 20 процентов на любую модель, что позволяет российское законодательство. Есть схемы, которые разрабатывались 10 лет назад и которые были доведены до совершенства. Но для этого нужно изменить порядок торговли, исключить длительное оформление документов по платежам, получению ПТС, передаче конкретного автомобиля дилеру. Сегодня на это уходит от двух недель до месяца, и в итоге клиент плюет и идет покупать иномарку. Дилеры настолько затюканы этим сложным оформлением, настолько потеряли доверие, что без смены руководства маркетинга и торговли, ничего изменить нельзя.
Где-то в середине 80-х годов «Дженерал моторс» испытывал подобные затруднения, когда недоверие между руководством и дилерами доходило до критической точки. Об этом написано бывшим вице-президентом компании Джеймсом Патриком Райтом в книге «GM в истинном свете». Вот цитата оттуда: «Конечно, наряду с хорошими имелись и плохие, бесчестные дилеры. Некоторые, например, прославились тем, что совершали жульнические операции с гарантийным ремонтом». То же самое сейчас происходит и у нас. Жульнических операций с гарантийным ремонтом становится все больше, потому что стоимость нормо-часа АВТОВАЗ сильно занизил, и дилеры, чтобы оправдать гарантийные затраты, начинают приписывать, чем оказывает медвежью услугу заводу. Затраты на гарантию растут, а это говорит о том, что качество падает. И на самом деле, качество на заводе поползло вниз. Карточек разрешения стало больше, пропускают некачественный металл в МСП, в прессовом производстве. А все потому, что поставщики, не получая от завода денег, начинают впаривать ему брак. То есть на ВАЗе пропуск материалов, не соответствующих техническим условиям, становится массовым явлением. Конструкторов и дирекцию по качеству вынуждают подписывать эти карточки разрешения.
-  Вы очень часто критикуете заместителя генерального директора по сбыту и техническому обслуживанию Алексея Криворучко. Ну, уберут его, придет другой, за спиной у которого также будет стоять кто-то из «Ростехнологий» или «Рособоронэкспорта»…
- У меня есть такая эпиграмма:
Идет ВАЗ не по той дорожке.
Дождемся, может, Прямоножки?
Может, правда, дождемся? У нас есть кадры, которые могут поправить положение. Я уже называл людей, которых можно и нужно вернуть на завод.
- А зачем руководству ВАЗа возвращать этих людей, если они им не нужны?
- Вот в чем и дело-то. Это наводит на мысль, что, скорее всего, задумано обанкротить завод, скупить акции, снова перепродать… Вы знаете, в скольких предприятиях так или иначе присутствует Сергей Чемезов? Возникает мысль. Нужно, чтобы дума приняла закон, запрещающий одному человеку возглавлять более трех предприятий. Он же физически не успевает. Вспомните недавнее интервью Чемезова, в котором он говорил о том, что в 2005-м, до прихода «Ростехнологий», третья смена на ВАЗе работала на бандитов. В этом интервью показано полное незнание обстановки на ВАЗе. Говорится, что АВТОВАЗ дышал на ладан, а завод в 2005 году был на подъеме, работал с хорошей прибылью. И так заявлять председателю совета директоров… Говорить, что Каданников не управлял заводом… Да это московские топ-менеджеры не управляют заводом, а только стригут купоны. С коллективом не встречаются. В сравнении с Каданниковым Чемезов -- дилетант. Сейчас работают по тем документам, которые разработаны при Каданникове. К примеру, программа по качеству, разработанная Васильчуком. Два года работали по ней, а как только ее начали менять, показатели по качеству пошли вниз. В общем, один негатив, нет слов для возмущения. На рекламу тратятся огромные деньги. Вот сейчас они журналистов возили на тест-драйв в Калининград. Да если эти деньги отдать на понижение цены «Приоры», очередь сумасшедшая выстроится. А они тратят деньги на журналистов, на чартерные рейсы, на выпивку.
- Во время прошлого нашего интервью вы задавали вопросы руководству АВТОВАЗа. Сегодня о чем-то спросить хотите?
- Да, хочу. В отчете за 1-й квартал в разделе «Кредиторская задолженность» есть пункт 2.3.1. Там написано, что общая кредиторская задолженность до одного года составляет 81 миллиард 735 миллионов. Свыше одного года задолженность -- 11 миллиардов 520 миллионов. Есть еще прочая кредиторская задолженность. Там написано, что в составе прочих долгосрочных обязательств отражена рублевая беспроцентная задолженность по векселям на предъявителя со сроком погашения в 2017-2030 годах на сумму 9 миллиардов 129 миллионов рублей. Что это за векселя такие? Куда ушли эти деньги? Вот тоже задание для прокуратуры и счетной палаты.
- А можно то же самое, но проще?
- Вот я и прошу объяснить. Я так понимаю, что кто-то взял эти 9 миллиардов и дал заводу векселя, которые можно будет предъявить не раньше 2017 года. Получается, что 9 миллиардов, которые могли бы сейчас пригодиться, куда-то ушли. Есть еще задолженность. В конце прошлого года завод приобрел банковские векселя на сумму 4 миллиарда рублей с рассрочкой оплаты до июня 2009 года под 10 процентов годовых. Вместо того чтобы эти деньги направить на погашение задолженности перед поставщиками, они приобрели векселя. Зачем? Что выиграли от этого? Сыграли на изменении курса валюты? Сомнительно.
- Кстати, в начале года ходили слухи, что топ-менеджеры АВТОВАЗа якобы играют на курсах валют и что им выгоднее ждать роста курса доллара, нежели запускать производство в январе… 
- Тогда надо объяснить, сколько мы на этом выиграли. Покажите прибыль от этой деятельности. Кто на этом нагрел руки? А сколько мы потеряли на том, что подсадили поставщиков. Какие валютные игры, когд, как говорится, жрать нечего?
- А получили ли вы ответ хоть на один из тех вопросов, которые задавали руководству завода во время прошлого нашего интервью?
- Я не жду, что они выполнят то, что я говорю. Однако количество вице-президентов сократили в два раза, зарплату уменьшили, но не так, как надо. Телохранители прячутся, в пансионатах вроде руководство АВТОВАЗа теперь платит  больше, хотя подтверждения у меня нет. С поставкой машин на Дальний Восток вроде завязали. Французы многие уехали,  в частности Ян Венсан, которого я называл растратчиком. И вообще, по каждому из моих замечаний я вижу существенные изменения, хотя отношу это к случайным совпадениям. 
Падет ли ВАЗ, «РЕНОй» пронзенный?
Или поддержит ВАЗ страна?

Это я переделал две строчки из "Евгения Онегина".
- Юрий Кузьмич, давайте о чем-нибудь хорошем… 
- Хорошее в том, что коллектив завода зажался, накапливает злобу, но работает. Хорошо, что взрыва нет, что терпение вазовцев бесконечное.
- Терпение или запуганность, боязнь потерять то малое, что имеешь?
- Запуганность - это сопутствующий фактор. Но вообще, терпение у вазовцев колоссальное, и это притом, что завод фактически банкрот. Поэтому я считаю, что Борису Алешину после отпуска на завод лучше не возвращаться. Это снимет хоть какое-то напряжение, продлит терпение вазовцев, даст какие-то надежды. Может быть, августовский совет директоров решит этот вопрос?
- А со спросом на машины что делать?
- Волжский автомобильный завод во времена любых кризисов всегда выигрывал. И когда в 98-м году доллар рос, ВАЗу это было выгодно, потому что мы держали низкие цены. Сегодня мы подняли цены и держим их изо всех сил. Делаем рекламные акции, привлекаем иностранцев. А клиент видит, что качество все хуже. Давно известно, что рекламная шумиха обратно пропорциональна качеству товара. Сейчас нужно выпускать самые дешевые комплектации.
- Вы говорите, что нужно выпускать самые дешевые комплектации, а между тем, когда дилеры встречались с Борисом Алешиным, они жаловались, что нет машин с автоматической коробкой передач. Мол, теряем женщин-покупательниц…
- С коробкой-автоматом дилерам машины нужны, но мелкими партиями. Спрос на них будет мизерный, потому что качество нашей АКП оставляет желать лучшего. Фирма «КАТЭ» привезла недавно автоматическую коробку. Поставили ее на «Калину», а через несколько дней коробка потекла. Ее разобрали, снова собрали, а потом опять какая-то неисправность. Хотя на ее создание затратили уже сотни миллионов рублей. 
 - «КАТЭ» - это какая-то местная фирма?
- Нет, это фирма, которую возглавляет жена Чемезова. Ее зовут Катерина, Катя, Катэ. Покупайте готовую коробку передач за рубежом, обучите дилеров, пусть они сами ставят, если им нужно. Какие женщины будут покупать наши «Калины» с автоматической коробкой, когда есть великолепные японские и корейские автомобили с АКП, которые стоят почти столько же.
- У нас пока нет японских автомобилей с автоматической коробкой передач за 280 тысяч…
- Почему? Трехлетние японские машины столько стоят. А по качеству они все равно лучше, чем наши новые. И это мнение специалистов, а не мое личное. То есть мы пытаемся залезть не в свою нишу. Дилеры иногда для отвлечения внимания и чтобы задать умный вопрос,  говорят такую фигню, не изучив спрос.
- То есть главная причина низкого спроса -- это цены?
- Не только. Сейчас отменяют продажу автомобилей вазовцам по программе «50 на 50». По этой программе в января продали 7 машин, в феврале - 8. Потом мы с помощью «Вольного города» подняли шум. Лишь в марте продажи наладились -- 363 автомобиля, в апреле - 529, в мае - 448, в июне - 542. То есть всего по программе «50 на 50» продали 1897 машин. Но так как у ВАЗа нет уверенности, что рабочие с осени будут получать нормальную зарплату и платить кредиты, программу решили ликвидировать. И вот вместо того чтобы продавать автомобили, они нанимают иностранную консалтинговую группу, которая учит торговать.

Беседовал Тимур КАЛИНИН

Просмотров : 7810
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь -4...-6, ветер 0 м/с
утро -2...-4, ветер 1 м/с
Завтра
день 5...7, ветер 3 м/с
вечер -1...1, ветер 3 м/с