Культура
Есенин и Пушкин «made in Togliatty»

- Театральный композитор -  профессия редкая,  даже для Москвы, - Алексей Пономарев, которого все знают именно как композитора, давно служащего в «Колесе», говорит о разнице понятий.
 Он -  заведующий музыкальной частью, должность в большей степени чиновничья, нежели творческая. Однако в «Колесе» все изначально развивалось не по законам жанра.
- Я не разделяю себя и театр, я очень благодарен тем, кто здесь был, и тем, кто остался: никто бы мне такой школы не дал…
Речь и о Глебе Дроздове, фигуре, по выражению Алексея, пиететной, и о предшественниках.
- Первый завмуз, Ремир Левитан, был мощным питерским композитором, благодаря ему появились «Женитьба», революционная вещь, настоящий мюзикл, спектакль «Рождает птицу птица». Даже театральный звонок -- это созданная им мелодия песни «Городок на Волге».
Когда первый, «золотой» выпуск учеников Дроздова готовил курсовой спектакль «Чиполлино», Игорь Касилов попросил друга-стэмовца, с которым «зажигали» в политехе, написать для его роли песню. Другим тоже захотелось. В итоге из простецкой курсовой работы получилась музыкальная сказка, выдержавшая более 250 показов. Тогда и Глеб Дроздов обратил внимание на одаренного юношу всего лишь с музучилищем за спиной. Проработав более двадцати лет в театре, написав музыку к 60 спектаклям,  да что спектакли, и для симфонического оркестра ноты расписывал,  сейчас он все-таки получает высшее музыкальное образование в Тольяттинском институте искусств.
- Просто, когда говорят, что неплохо бы тебя на звание выдвинуть, приходится мотивировать: мол, у меня высшего образования нет. Хотя «народный артист Америки Роберт де Ниро» - очень смешно звучит. Для творческого человека важно не звание, а профессиональная востребованность. А она у меня есть…
Театральное пространство едино. Сотрудничая с продюсерской компанией «Арт-Питер», созданной выходцами из Тольятти, в 2008 году Алексей познакомился с Сергеем Безруковым.
- Он пришел в гостиницу «Славянка», где мы остановились, - симпатичный парень с гитарой, в темных очках и гоночных перчатках. Охранники сначала не хотели его пускать, потом пришли за автографами. Под диктофон он спел свои двенадцать песен на стихи Есенина. Я уехал в Тольятти и начал работать. Я сделал подарок городу и нашим музыкантам. Весь двухчасовой аудиовариант спектакля-мистерии «Хулиган» был записан здесь, в студии «Колеса», я подтянул всех знакомых музыкантов, своих однокашников…
Главная цель композитора - профессионально воплотить идею, так, как хотел бы видеть ее автор. Она была достигнута. Но получилось и большее. О Безрукове Алексей говорит с уважением и без фамильярности. Актер несколько раз приезжал в Тольятти, вырываясь из бешеного столичного ритма, наслаждаясь относительным покоем и любимым делом. Приезжал, разумеется, инкогнито. К чести тольяттинцев, например продавцов супермаркета, они вели себя весьма тактично. Например, рекомендовали, какие продукты на прилавке свежее.
- Закончив «Хулигана», они осенью специально привезли сюда спектакль, зал ДК «Тольятти» был полон. Меня вызвали на сцену и объявили, что эта музыка написана здесь. И Серега мне тут же предложил второй аудиопроект -- русские народные сказки, которые были начитаны прекрасными голосами Сергея и Ирины Безруковых. Музыка в этих сказках -- эмоциональная канва. Звуковая палитра очень богатая, она включает шум леса, волчий вой. Это был благотворительный проект, созданный на средства меценатов для детей из малообеспеченных семей.
Второй проект также рождался в «Колесе». А совсем недавно воплотился и третий. В Пушкинские дни в Москве прошли три премьеры спектакля «Пушкин» по пьесе Виталия Безрукова. Пьесе десять лет, она уже ставилась в Ермоловском театре и… получила разгромную критику.
- Когда на сцене появляется человек в бакенбардах и начинает звучать свиридовский вальс из «Метели» -- там-та-та, та-та-там-та-та-та, это уже анекдот. Остается только еще продекламировать: «Выпьем с горя, где же кружка!»  Это сбор банальных пошлостей. И это, увы, было в первой постановке….
Пономарева пригласили в качестве композитора, и он написал новую музыку, которую пресыщенная московская публика слушала с абсолютно другим настроем. Проще говоря, после спектакля столичные театралы устроили длительные овации стоя и режиссеру, и актерам, и композитору.
- Первое, что я написал, -- это новый пушкинский вальс, лейтмотив, который дает базисную основу спектакля, из которой начали развиваться другие темы -- гадание, дуэль, всего сорок музыкальных тем. Сам спектакль длится четыре часа, и в нем Сергею удалось соединить живой план и кино, что еще никому толком не удавалось.
Сейчас Пономарев совместно с Сергеем Безруковым работает над очередным проектом, создавая образ не менее значимой, чем Есенин или Пушкин, но более современной личности. Что за личность -- пока секрет. На неизбежный вопрос о том, не планирует ли музыкант перебраться в столицу, он отвечает твердо:
- Нет. Я не смог бы работать в Москве. Мы здесь правильно живем. Хотя у меня только жизненный уклад местный, а рабочий уклад -- московский. Меня спрашивают: как ты все успеваешь? Просто я не халтурю, нахожу силы для всего, потому, что за мной стоит фигура Глеба Дроздова. Нет, это не культ личности, это профессиональная форма…

Тамара УШАКОВА

Просмотров : 2053
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 2 м/с
утро 8...10, ветер 3 м/с
Завтра
день 7...9, ветер 3 м/с
вечер 6...8, ветер 2 м/с