Город
Горькая правда о ВАЗе и не только

Вчера руководитель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев проводил пресс-конференцию, на которой рассказал о тех проблемах, с которыми в ближайшее время столкнутся рабочие ВАЗа. Для полноты картины были также приглашены представители «GM-АВТОВАЗ», «РАТ-Тольятти», КОП ВАЗа, люди из заводских комплексных общежитий и даже профсоюзные деятели из США.
С американцами, кстати, был связан один неприятный эпизод. Когда представители профсоюза «Единство» везли гостей из аэропорта, на посту ДПС в Зеленовке микроавтобус был остановлен.
- Подошли люди с автоматами, - рассказывает Петр Золотарев. - Здесь же рядом уже стояли понятые. Нас заставили встать лицом к «Газели» и досматривали с пристрастием, выворачивая карманы, роясь в личных вещах. Час мы так простояли. Непонятно, что искали - бомбы, наркотики? Американцы же с тремя пересадками летели, их в аэропортах неоднократно осматривали. Милиционеры сослались на какую-то операцию. Признаюсь, мне в тот момент было так стыдно за Россию, что я готов был сквозь землю провалиться.
Поделившись тем, что задело за живое, Петр Анатольевич перешел к насущным проблемам, а именно к ситуации на ВАЗе. Он в частности сообщил о том, что будут урезаться социальные льготы на проезд, питание, путевки. И главное: с 1 сентября по 28 февраля рабочий график на заводе останется таким же, как сейчас (5 рабочих дней по 8 часов, а затем 9 дней выходных), однако простои будут оплачиваться не 2/3-х от средней зарплаты, а 1/5-я. То есть доходы многих упадут едва ли не до прожиточного минимума.
- Это одна из форм принуждения увольняться с завода по собственному желанию, - сказал Золотарев. - Работодатель показал свою социальную безответственность и неспособность управлять таким большим предприятием.
- Как отнесутся рабочие к этим новшествам? Что лучше для них, получать меньше или увольняться?
- Вопрос непростой. Повторю, приказ был неожиданным для нас, но согласованным с профсоюзным комитетом АСМ. В ближайшее время это станет известно.
- ВАЗ уже давно работает по сокращенному графику. Почему же лишь сейчас об этом стали кричать во весь голос?
- Так ведь люди, наоборот, радовались, что получали за простои 2/3-х средней зарплаты. Работаем меньше, зарабатываем почти также. Уже потом, когда средняя зарплата начала падать, до всех дошло, что как-то надо кормить детей. Поэтому профсоюз будет действовать в зависимости от настроения рабочих. К тому же создана атмосфера страха при вступлении в профсоюз «Единство». Вступишь - уволят, накажут, лишат. Едва ли не ежедневно мне звонят и жалуются: «Вот, начальник цеха мне сказал, что если я не выйду из «Единства», то меня уволят по сокращению в первую очередь, не дадут профессионально расти». Мы огромный пакет документов отправили в международную организацию труда по дискриминации на АВТОВАЗе.  Оправдываться будет правительство Российской Федерации.
- Готовы ли вы повести народ на митинги и пикеты?
- Все будет зависеть от настроя самих людей. Мы готовы повести людей, чтобы заставить работодателя изменить ситуацию. Но если рабочие согласятся с такими условиями труда, как мы их вытащим? Деньги заводу выделяются немалые.
- В апреле из Москвы приезжали депутаты Госдумы во главе с Хинштейном, которые должны были стать посредниками в подписании договора между «Единством» и АВТОВАЗом. Было ли оно подписано в итоге?
- Меня очень удивило это решение. Много лет мы добивались, чтобы нас включили в переговорный процесс, но нам всегда отказывали. Оказывается, эту технологию придумали в администрации президента России. Решили надеть хомут на строптивый профсоюз, который может поднять народ. В этой бумаге, в частности, было написано, что мы не должны проводить акции протеста, пока не обсудите это с работодателем. А ведь мы всегда именно так и делаем, но нас не слушают. Администрация считает, что народ все сделает так, как они сказали. Они считают, что хорошо контролируют трудовой коллектив. И 1 августа 2007 года они были уверены, что все под контролем, однако люди «сели». Началась забастовка, и мы пытались пойти на контакт с администрацией, вести переговоры. А нам в ответ: никаких переговоров, будем давить, чтобы завод работал. Так вот, вернемся к визиту москвичей. Соглашение так и не было подписано. Почему? Просто в этом случае состоялось бы официальное признание профсоюза, чего мы всегда и добивались. 
Свою оценку происходящим на АВТОВАЗе событиям попросили дать и американцев. Их было четверо. Это вице-президент профсоюза рабочих среднего Запада Рэнди Берлил, представитель профсоюза по охране труда в супермаркетах США и Канады Стивен Мозер, член международной организации охраны труда Алекс Фелтон и Херберт Сандерс из профсоюза госслужащих штата Мичиган.
- Мы приехали в Тольятти, чтобы поддержать наших коллег из профсоюза «Единство» и рабочих «GM-АВТОВАЗ», - сказал Алекс Фелтон. - Очень озабочены тем, что услышали. Особенно мы переживаем по поводу уменьшения зарплаты на ВАЗе и рабочих часов. Экономический кризис повлиял на весь мир. В США закрываются автомобильные заводы, люди теряют работу, дома, но даже в таких условиях профсоюзы продолжают бороться.
Кстати, журналистам поведали, что главный профсоюзный офис американцев находится  рядом с белым домом, и они едва ли не каждую неделю ходят к президенту США решать проблемы.
- Передайте Обаме, что Карагин (председатель профсоюза АСМ) нас не защищает, - крикнул кто-то из зала, правда, по-русски. 
- Почему руководство ВАЗа не уменьшает себе зарплату до 1/5-й от тарифа? - задала вопрос жительница комплексного общежития ВАЗа Вера Алексейчук. - Тогда действительно будет видно, что завод в тяжелой ситуации. А то получается, что они миллионы гребут, а нас оставляют на прожиточном минимуме.
Представитель профсоюза «GM-АВТОВАЗ» Антон Филиппов напомнил, что зимой без предварительного согласования с профсоюзом была сокращена половина трудового коллектива предприятия (400 человек). В числе попавших под сокращение около 300 человек - члены профсоюза. Были поданы иски в суд с требованием восстановления 25-ти уволенных членов профсоюза - председателей цехкомов, их заместителей.
- Два дела мы уже выиграли, - отметил он. - 1 июля состоится, я надеюсь, последнее заседание, причем ни на одно из предыдущих ответчик так и не явился. Это говорит об отношении руководства «GM-АВТОВАЗ» к нашим законным требованиям. Был даже наложен штраф за неуважение к суду, однако и это не подействовало. Общаясь с теми, кто остался на предприятии, я с удивлением узнал, что администрация распространяет слухи о том, что якобы есть приказ о нашей реабилитации, согласно которому две недели назад мы должны были выйти на работу. А так как не вышли, нас уволят за прогулы. На самом деле никакого письменного уведомления об отмене приказа о сокращении мы не получали. Это провокация. И еще. Мы в очередной раз доказываем администрации завода в суде, что наш профсоюз существует. Уже на первом заседании это было доказано, затем решение оспорили, состоялось еще одно заседание, и вновь суд встал на нашу сторону. Сейчас ответчик в очередной раз заявил, что профсоюза нет. Судьи уже улыбаются по этому поводу.
Петр Золотарев дополнил, что, общаясь с американцами, он лишний раз убедился - борьба с профсоюзами является одной из традиций «Дженерал Моторс» во всем мире. 
Далее слово взял председатель профсоюза «РАТ-Тольятти» Николай Корчагин:
- Вы помните, что в свое время вазовцев на работу возили автобусы АТП-1. Потом у предприятия образовался долг, его подвели под банкротство. Мэрия пригласила из Москвы «РАТ». Два с половиной года работали, оформили в лизинг автобусы, не платили за них. Теперь «ВТБ-Лизинг» арестовывает эти автобусы, трудовой коллектив (а это почти тысяча человек) остается без работы.
- Насколько известно, АТП-3 готово взять на работу водителей «РАТ-Тольятти»…
- Мы отправляли письмо в мэрию. Нам сказали, что АТП-3 готово взять 100 водителей. Больше им не надо. Из ИТР вообще никого не берут. Получается, что около 900 человек останутся без работы. Кстати, у АТП-3 долг 160 миллионов. Мы предлагаем возродить АТП-1, долг у которого всего 60 миллионов, есть лицензия на перевозки, стоянки, ремонтная база, 112 автобусов, которые сейчас передали третьему автотранспортному предприятию.  
Вера Алексейчук из комплексного общежития говорила о своих проблемах. Например, о том, что всеми возможными способами рабочих пытаются запугать, лишь бы только закрыть им рот:
- Людей постепенно начинают утеснять. Если раньше женщина с семьей снимала комнату, то теперь ей подселяют чужую девочку, а потом вообще говорят: «Вам отказали в подписании нового договора». Это значит, что завтра к ней могут прийти с милицией и сказать, чтобы собирала вещи и катилась на улицу. А город даже слышать не хочет о том, что там живут люди, которые платят за комнаты гораздо больше, чем вы за свои квартиры. И все молчат. А пока все будут молчать, о нас так и будут вытирать ноги.
Последней выступала администратор столовой санатория-профилактория «Прилесье» (она входит в систему комбината общественного питания ВАЗа) Лариса Скорницкая, которая тоже рассказывала страсти:
- 14 ноября вышел подписанный единолично Алешиным приказ о прекращении деятельности комбината питания. 40 лет он устраивал завод, а теперь нет. Решили, что он приносит большие убытки. Мы люди не глупые. Если КОП выводят из структуры АВТОВАЗа, то должно быть собрание акционеров и изменение устава. Мы до сих пор остаемся в уставе автозавода, а значит, и в структуре ВАЗа. Далее, с 6 апреля мы терпим рейдерские атаки. Приезжает служба безопасности «Корпус групп Волга-Дон», ломает нам двери, замки. Довели до истерии людей, которым нужно готовить диетическое питание. Кстати, директор этой организации - господин Марьин, который также является директором комбината питания. Мы неоднократно обращались в прокуратуру. Нам угрожают. Служба безопасности выкручивает нам руки, доказательство чему снято на видеокамеру. Я хожу на работу с газовым баллончиком. Вчера нам сообщили, что готовится очередной захват. Мы теперь ночуем в столовой вместе с милицией. Далее. Мы всем коллективом (60 человек) вышли из профсоюза АСМ. После того, как мы написали заявление, господин Карагин прислал нам свою свиту, которая угрожала тем, что нам не будут оплачивать больничные, что нас сократят.
- В чем суть проблемы? Вам предлагают перейти на работу в «Корпус групп»?
- Да. Я должна написать заявление, что увольняюсь из ОАО «АВТОВАЗ» по собственному желанию. Потом еще одно заявление с просьбой принять в «Корпус групп». Мы спрашиваем у господина Марьина: «На каком основании?». Согласно закону, в трудовой книжке должна быть запись, что я перевелась в ООО «Корпус групп Волга-Дон» в связи с реорганизацией КОП ВАЗа. В этом случае все льготы остаются за мной. Нас же просят написать заявление, что мы увольняемся с завода, а значит и лишаемся льгот. Марьин с Карагиным клятвенно обещали в мае, что подпишут соглашение между «Корпус групп» и АВТОВАЗом, которое позволит сохранить нам льготы, но воз и ныне там.  Люди, конечно же, не согласны. Их запугивают, ходят домой. Кстати, история с отравлением в санатории «Прилесье» специально была раздута, чтобы бросить на нас тень. Ничего там такого уж страшного не произошло.
- Как прокуратура отреагировала на ваши обращения?
- Прокурор Автозаводского района Михеев пожал плечами, а прокурор города Зайцев помогает. Благодаря ему у нас в столовой дежурят милиционеры. Это необходимо, так как в службе безопасности «Корпус групп» работают амбалы. Что против них мы сможем сделать? 6 апреля этих амбалов выводила из нашей столовой служба ФСБ, а 7-го нам вскрыли склад. Все документы у нас есть. А на мне материальных ценностей на 3,5 миллиона рублей. 
После этого выступления в зале воцарилась тишина. Решили заканчивать встречу, по итогам которой вопросов, к сожалению, осталось больше, чем ответов.
Тимур КАЛИНИН

 

 

Просмотров : 2779
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 16...18, ветер 3 м/с
ночь 13...15, ветер 2 м/с
Завтра
утро 21...23, ветер 4 м/с
день 26...28, ветер 5 м/с