(16+) Нужны ли в Тольятти подземные переходы?
Город
(16+) Нужны ли в Тольятти подземные переходы?
Подземные пешеходные переходы много лет являются большой проблемой для местных властей. Те, что были построены еще во времена СССР, обветшали и перестали отвечать требованиям, а ремонтировать их очень дорого. В итоге большинство тоннелей решили закрыть (там сейчас бетонные плиты, напоминающие саркофаги), а те немногие, что еще функционируют, стали поводом для жалоб и скандалов.

Первый в СССР подземный пешеходный переход появился в Москве под Садовым кольцом на станции метро «Смоленская» в 1935 году, а начиная с 60-х такие объекты стали неотъемлемой частью инфраструктуры крупных городов. В Москве их сейчас 457, в Казани – 42, в Екатеринбурге – 27, в Волгограде – 15 и так далее. Основная задача понятна: борьба с пробками за счет уменьшения количества надземных переходов со светофорами на основных магистралях.
В Тольятти ситуация иная. Здесь дорожные заторы если и образуются, то не из-за регулируемых переходов, но по причине изначально плохо продуманной схемы движения между районами, а также пробок на кольцевых развязках и по другим причинам.
Некоторые подземные переходы у нас делали скорее из-за того, что это было модно в советские годы, стремления подчеркнуть, что наш молодой город не хуже областных центров. Иначе как объяснить появление тоннеля на Ленинском проспекте возле «Фанни-парка», где никогда не было большого количества машин и пешеходов?
Да и в других местах (на улице Свердлова, проспекте Степана Разина возле бывшей «Пирамиды») вполне можно было бы обойтись обычными «зебрами». Впрочем, что сделано, то сделано. Впоследствии местные власти решили пойти самым простым путем и закрыли большинство подземных переходов, включая те, что расположены напротив южных проходных ВАЗа (их в свое время наверняка рыли не для красоты, а для безопасности заводчан).
Рабочими остались переход на улице Борковской возле вазовского трека (о его судьбе и нынешнем состоянии ничего сказать не могу) и два тоннеля на улице Свердлова между 1-м и 2-м кварталами, которые уже много лет не дают покоя местным жителям. Жалобы людей на плохое состояние переходов вынудили мэрию отремонтировать один из них, однако получилось, как в знаменитой фразе Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Теперь встает вопрос, что же делать с еще одним переходом, расположенным возле магазина «Восход»? Недавно одна из тольяттинок предложила мэру его закрыть, поскольку объект находится в аварийном состоянии. Ренц обещал подумать, ну а мы, на фоне всего этого, решили лично посмотреть, так ли уж плохо сейчас выглядит тоннель.
Прежде чем отправиться на улицу Свердлова, почитали информацию в интернете, сделав вывод, что жители большинства городов недовольны необходимостью спускаться под землю для того, чтобы попасть на другую сторону улицы. Исключением являются разве что Москва и Санкт-Петербург (там просто иначе движение встанет), а, к примеру, в соседней Самаре или Челябинске критики очень много.
Аргументы такие: подземный переход убивает больше людей, чем наземный, туда не может спуститься каждый третий, он не влияет на пропускную способность улицы (опять же, за исключением Москвы), там много криминала и так далее.
Ну, и главная проблема – дороговизна. К примеру, в прошлом десятилетии власти Санкт-Петербурга подсчитали, что обустройство только одного подземного перехода обходится в среднем в миллиард рублей. При этом на само строительство уходит 20-30 процентов от суммы, а стальное – затраты на переустройство коммуникаций и вынос сетей.
Соглашаться с доводами или нет – решайте сами, ну а мы поделимся впечатлениями от увиденного возле «Восхода». Ощущения того, что объект находится в аварийном состоянии, не возникло, однако радовать не может: почти вся облицовка осыпалась, ступеньки скользкие, плохо очищенные от снега, а на одной из них вообще образовалась огромная щель (кто-то вытащил камень), наступив в которую, есть риск травмироваться.
Что еще? Холодно, сыро, мрачно, стены покрыты непонятными граффити. Видно, что стены перехода не так давно пытались подкрашивать и даже лампочки поменяли, однако это не уменьшает общего ощущения заброшенности.
– Ужасно, что местные власти так безразлично относятся к безопасности пешеходов, – сказала женщина, представившаяся Светланой Николаевной. – При мне здесь несколько человек падали, причем один даже лоб разбил. Не знаю, требовалась ли пострадавшим помощь медиков, однако в любом случае пора обратить внимание на это место.
– Обратить каким образом? – спрашиваю. – Закрыть или отремонтировать?
– Лучше, конечно, отремонтировать, хотя пожилым очень тяжело под землю спускаться. Вот если бы лифт предусмотрели человек на десять… А что, я в Сочи такие видела… Закрыть тоже можно, но ведь это будет некрасиво выглядеть. Кроме того, местные чиновники наверняка понимают, что консервирование объекта – это скорее минус к их работе, чем плюс.
– Почему в Самаре и других крупных городах переходы не доводят до такого состояния? – задался вопросом Иван Кожевников. – Я тут недавно комедию смотрел, в которой чиновник провалился в открытый колодец, после чего все люки в городе проверили. Вот не знаю, хоть плачь, хоть смейся.
Собеседник вспомнил, что недавно был в Волгограде и видел, что там в переходах продают булочки и выступают музыканты, поднимая настроение прохожим:
– Чисто у них там и светло. Лично я против вложения больших средств в ремонт, однако в порядок переход нужно привести, подштукатурить, подкрасить. Может, коммерсантов приманить, дав им возможность рекламу под землей размещать?  
Стоит отметить, что людей здесь проходит очень много. Специально не считали, однако за 20 минут нашего присутствия пара сотен тольяттинцев точно спустились под землю.
– Тут ведь еще одна проблема есть, – сказала присоединившаяся к беседе Ольга Сомова. – Воды весной столько скапливается, что она начинает просачиваться в переход. Мало того, людей, которые к тоннелю подходят, проезжающие по улице машины с ног до головы обрызгать могут.
Тут проходивший мимо пожилой мужчина остановился и, вникнув в суть разговора, крикнул:
– Да закрывать его надо, и всё! Некоторые на рынок ходят с тележками и сумками тяжелыми. Представляете, сколько сил нужно, чтобы подняться по ступенькам с таким грузом? Я, например, сразу по 10 килограммов картошки беру.
Пользуясь случаем, мы прошли несколько сот метров до подземного перехода возле «Океана» – того самого, который мэрия отремонтировала за 36 миллионов рублей, а теперь судится с подрядчиком. В целом придраться не к чему, хотя в том месте, где стекает вода, вырван кусок металлической решетки. В остальном же – нормально, без трещин и падающей со стен плитки.
На лестнице увидели подъемный механизм для людей с ограниченными возможностями, который, судя по всему, находится в нерабочем состоянии. Во всяком случае, наши попытки вызвать оператора путем нажатия специальной кнопки успехом не увенчались.
Отвечая на вопрос, нужны ли в Тольятти подземные переходы, мы пришли к выводу, что не нужны. Это скорее роскошь для крупных городов, а наш, где чиновники постоянно говорят, что денег нет, вполне может обойтись и «зебрами». Если уж делать пешеходные тоннели, то широкие, как в Москве и Волгограде – с магазинчиками, чтобы арендная плата хоть как-то компенсировала затраты на содержание объекта.

Илья ПРОСЕКИН
Просмотров : 240
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 5...7, ветер 1 м/с
утро 13...15, ветер 2 м/с
Завтра
день 18...20, ветер 3 м/с
вечер 13...15, ветер 0 м/с