Общество
Звездочеты на лесоповале

Возврат России к капитализму породил полную анархию в обеспечении производства квалифицированной рабочей силой. Одновременно в считанные годы была создана и раздута, как огромный мыльный пузырь, система частных высших учебных заведений, где учат, как правило, всему и ничему. 

Режиссерогрузчики

Сегодня нашей полуразгромленной промышленности и умирающему сельскому хозяйству явно не хватает основных рабочих профессий: токарей, слесарей, сварщиков, трактористов, комбайнеров. Негусто и с грамотными наладчиками-операторами автоматических линий и станков-автоматов.
Зато в России появилась многомиллионная армия молодых полуграмотных инженеров, юристов, экономистов, дизайнеров, режиссеров и лиц других, порой абсолютно ненужных обществу экзотических профессий. Вся эта масса активных молодых людей, не найдя занятия по специальности, заполнив до отказа сферу обслуживания, вынуждена идти работать охранниками, продавцами, даже грузчиками и дворниками, где не только высшее, но и среднее-то образование далеко не обязательно.
Заводы и фабрики, фермы и поля нуждаются в умных, трудолюбивых, грамотных рабочих кадрах, а их нет. Почему в России заброшена треть пахотных земель? Причин тут много. Но одна из главных – пахать просто некому, нет механизаторов. Сев озимых и яровых культур в нашем Ставропольском районе вместо двух недель растягивается до полутора месяцев. Нет людей, чтобы подготовить почву, отремонтировать технику и засеять поля. В фермерских хозяйствах и помещичьих землевладениях нашего района практически ежегодно меняется рабочий состав. Назвать кадрами эту в основном деклассированную публику язык не поворачивается. Дай бог, если в крупных хозяйствах (500-1000 гектаров пашни) сегодня найдется один-два механизатора, знающих досконально сельхозтехнику, способных в одиночку разобрать, заменить негодные детали и собрать любой трактор или комбайн. Остальные -- неквалифицированные «наездники». В помещичьих хозяйствах (свыше 1000 гектаров) широко используется труд гастарбайтеров: молдаван, узбеков, таджиков и даже чувашей, которых нанимают на летний сезон. Специалисты из ближнего зарубежья просто аховые, и доверять им новую технику нельзя. Вот хозяева и не доверяют. На селе стремительно стареет гвардия механизаторов, а замены нет.
Возьмем село Пискалы, где в крупном хозяйстве, переходящем из рук в руки, широко используется труд гастарбайтеров. Неудивительно, что пожар в залесенном овраге я тушил вместе с узбеками. До их приезда я и Стас Слесаренко медленно отступали перед напором огненного вала, остановить стихию вдвоем не могли.
Если с кадрами в Пискалах аховое положение, то на кого же учится сельская молодежь, где работает? Не поверите, тут чистая экзотика: учатся на программистов, дизайнеров, психотерапевтов и даже… железнодорожников. Нужны ли эти профессии в Пискалах? Глубоко уверен, что нет. Но ведь учатся же, часто в платных частных вузах, родители тратят на своих чад трудовые деньги.
Как-то я пытался выведать у пятикурсника факультета «Управление персоналом», что это за профессия такая и кому она нужна. Студент, естественно, не имеющий никакой специальности, так мне толком и не объяснил, что ему дает этот частный институт и где он сможет работать, но деньги в филиал исправно возит.
Сегодня проходимцы от образования за деньги готовы хоть все население России снабдить дипломами астрономов, благо никакой технической базы при обучении не требуется. Астрономы нужны России? Да, нужны. Но не миллионы звездочетов, а тысяча. Нужны ли России сонмища юристов, экономистов, программистов, дизайнеров и спецов по управлению персоналом, когда некому растить хлеб и пасти скот?

Где работают молодые пискалинцы?

Работают везде и всюду, но только не на полях. Их этому даже и не пытались учить. Странно, если учесть, что населению, работавшему в крепком совхозе «Красные горки», почти 20 лет назад роздано безвозмездно, на халяву, только одной пашни около 10 тысяч гектаров. Без всяких лозунгов и громких обещаний со стороны властей: бери даром, обрабатывай и живи. Но занялись хозяйством только несколько семей. Чем же занято население? Торгуют в селе, на дачах, рынках Тольятти, работают на компрессорной станции «Волготрансгаза», в свинокомплексе «Поволжское», в охранных структурах, занимаются грузовым извозом. Всего не перечислишь.
Двое моих знакомых, получившие дипломы новомодных профессий, -- дизайнер, окончивший Тольяттинский институт культуры, и программист из ПВГУСа -- занимаются чисто мужской работой. Программист, работая на частной пилораме, валит лес в узюковском лесу, а дизайнер тягает железо на рынке у Обводной дороги -- грузчик то бишь. Ничего зазорного тут нет. Очень даже неплохо, когда молодые мужики, которых не очень загружали работой в детстве и юности, познают цену трудового хлеба. Сам прошел эту школу и не жалею: колхозник, помощник бурильщика, слесарь на заводе имени Масленникова… Но была цель -- стать инженером, получить нужную себе и обществу профессию, оставить потомкам память о нашем поколении в новых заводах, дорогах, плотинах и целых городах.
Управленец персоналом, дизайнер, программист -- профессии в понятии сельчан что-то вроде звездочетов. Хорошо, если эти «звездочеты» поработают вальщиками леса и грузчиками на рынках временно, а если постоянно… Парням под четвертак катит, жениться пора, домишко для семьи своей строить, а они сами словно перекати-поле, несет их жизненный ветер неизвестно куда.

Все -- в университеты?

Стареет рабочая гвардия на заводах и стройках Тольятти и по всей стране, стареют инженерный корпус, научные кадры. Нужна подпитка производительных сил России хорошо обученными молодыми кадрами. Всюду требуется жесткое государственное планирование, а его нет.
Две тысячи выпускников тольяттинских школ в 2010 году решили поступать в вузы, и только 70 человек пошли на производство и в сферу обслуживания. Расклад просто печальный для государства, для… я так и назову: народного хозяйства и капиталистической формации.
При советской власти при сдаче вступительных экзаменов в институты двоечники и троечники, как правило, отсеивались. Был небольшой процент блатных, из середнячков, пролезших в вузы. Но этот жалкий процент не особенно портил общую картину по стране -- в институтах училась элита молодого поколения.
Сегодня чохом в университеты берут всех, чьи родители способны заплатить за обучение, берут даже явных дураков и дебилов. Закончит эта полуграмотная публика наши институты, университеты и куда пойдет работать? Какая польза обществу от нее?
Во-первых, качество обучения в институтах ниже плинтуса. Низок интеллектуальный уровень преподавательского состава, низки требования к студентам по освоению учебных программ. Куда годится такое положение, когда молодые люди, окончившие университеты, не могут без ошибок написать заявление о приеме на работу, заполнить анкету. Читал я эти заявления от «академиков», которые они писали при приеме на работу в один из тольяттинских ЧОПов. Нанимались-то в сторожа-охранники: нет ни одного предложения без ошибок, а в анкете даже слово «Египет» написано с буквой «д» на конце -- Египед.
Вот и валит дипломированный народец прямо в сторожа после окончания университетов. Лет пять назад весенней порой продавал я овощи (тыкву, лук) со своего огорода на мини-рынке на Ленинградской. Работали там на подряде у таджиков две выпускницы тольяттинских вузов: одна окончила институт сервиса, другая -- филиал пединститута. Сцепились они однажды в ссоре из-за какой-то мелочи, и по полупрозрачному ангару понеслась такая отборная матерщина, какой я от роду ни слыхал. Покупатели рванули на улицу, вышел и я. Я считал, что вроде всю ненормативную лексику знал, ан нет!
Спрашивается, нужны ли государству дипломированные сторожа, грузчики и продавщицы картошки? Стоит ли молодежи терять впустую пять лет жизни, чтобы начинать зарабатывать прямо с низшей ступеньки, почти с социального дна? Стоит ли тратить государственные и родительские деньги на обучение профессиям, ненужным обществу? Стоит ли обучать людей в институтах с таким интеллектом, что они самостоятельно не могут организовать даже продажу картошки-капусты?
На все вопросы ответ один: нет, не нужно! Для торговок, желающих углубленно изучить ненормативную лексику, борзых сторожей и грузчиков ведь можно организовать вечерние курсы по матерщине, дешевле обойдется.
Во-вторых, молодежь, проболтавшаяся 5 лет в университетах и оказавшаяся ненужной ни обществу, ни производству, наносится огромная моральная травма. Каково оказаться отличником учебы в таком положении -- безработный, с нуля?
В-третьих, двоечники и дебилы, получившие дипломы, засоряют производственную и управленческую сферы. Ленивая в освоении науки, это публика необычайно пронырлива и нахраписта. По части рвачества и воровства это настоящие «академики». Яркий пример таких дельцов: Березовский, Касьянов, Черномырдин.
Возьмем косноязычного Виктора Черномырдина. На первом же вступительном экзамене в Куйбышевском индустриальном институте он получил двойку. Казалось, все! Но Черномырдин не только пролез в студенты, он, вступив в КПСС, попал в директора, министры и даже в премьеры.
Может, я ошибаюсь, когда считаю, что эта троица своей деятельностью на высших постах в государстве принесла стране куда больше вреда, чем пользы? Думаю, что не ошибаюсь.

Нет кадров -- нет модернизации

В стране почти до основания развалена система подготовки квалифицированных рабочих кадров для промышленности, строительства и сельского хозяйства. Вот сократили с ВАЗа в 2010 году, если верить прессе, примерно 30 тысяч человек. Сможет ли в случае нужды через год ВАЗ набрать столько же равноценных кадров? Нет, не наберет. Так всюду.
Наконец-то правительство что-то намеревается сделать по реформе среднего и высшего образования. При геометрическом росте дебилизации молодежи в России настала пора вводить раздельное обучение детей в школах в зависимости от умственных способностей, от наклонностей и физических данных. Таких учебных заведений в России сотни: школы одаренных детей, школы олимпийского резерва, школы для детей-инвалидов.
Что интересно: Бог наградил детей среднего ума быстротой реакции, они выполняют любую ручную работу гораздо быстрее и качественнее, чем умники. Так надо таких детей уже в школе обучать разным профессиям. Значит, средние школы нужно разделить по категориям: общеобразовательные и профессиональные, что уже сделано во всех передовых странах.
Президент России понимает, что надо прикрыть разные шарашки по выдаче дипломов недоучкам за деньги. Я приветствую намерения правительства по закрытию некоторых частных и госвузов, сокращению числа студентов в России в два раза. Зачем дебилов учить 15 лет? Тогда дизайнер не будет работать грузчиком на рынке, а программист валить сосенки в узюковском лесу.

Евгений ГЕРАСИМОВ,
ветеран ВАЗа, пасечник,
специально для «Вольного города»

От редакции. Хотелось бы услышать мнения читателей по затронутым в статье темам. Пишите, звоните…

Просмотров : 4384
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 12...14, ветер 2 м/с
утро 12...14, ветер 3 м/с
Завтра
день 15...17, ветер 2 м/с
вечер 13...15, ветер 2 м/с