Город
(16+) К «Радости труда» за… 40 миллионов рублей

Большинство горожан не знает, какая достопримечательность есть у них под боком. Чтобы ее увидеть, нужно всего лишь убрать забор, скосить траву и запретить подходить к монументу ближе, чем на два метра. Но сейчас, в хмурую осень, здесь начались долгожданные реставрационные и восстановительные работы. О чем это я?

В конце Итальянского сквера установлен железный забор, за ним – уникальная историческая мозаичная стела «Радость труда», которая пребывает в заброшенном состоянии и разрушается.
Монумент с первоначальным названием – стела «55-летия СССР» имеет впечатляющий размер: 100 метров в длину, 5 – в высоту и 3 – в ширину. Объект создавался четыре года, с 1977-го по 1981-й, усилиями художника-монументалиста Юрия Королева при участии ВАЗа. Для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты (около 100 оттенков), что делало тогда проект очень дорогим. Кстати, мозаику для панно везли из разных городов Советского Союза: Ростова, Лисичанска (!), Костина. Там находились стекольные заводы по выплавке смальты.
На торце панно надпись: в декабре 1972 года указом президиума Верховного Совета РСФСР Волжскому автомобильному заводу присвоено имя 50-летия СССР.
Зарисовки из 16 сюжетов, выложенные разноцветными кубиками из смальты с четырех сторон стелы-панно, посвящены значимым достижениям советского государства. Образование СССР, а вот и строчки из гимна «Интернационал»: мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем.
На первом плане – флаг торпедовцев: это работники автомобильной промышленности. Здесь и освоение космоса, и созыв по всей стране на строительство завода на Волге. Символично, но единственный сюжет, который полностью исчез со временем с панно – это выпуск первого автомобиля.
Сам монумент не в аварийном состоянии, его еще можно восстановить. Утрачено не более 20% мозаики.
После долгих согласований и составлений смет за реставрацию стелы взялась местная команда строителей и художников. На проект выделили около 40 миллионов рублей, а сдать его должны уже через год.
Что здорово, но дорого. Хотя сейчас утверждают: если еще затянуть, будет дороже. А вообще, раньше надо было всё это начинать, до всех волнительных событий в стране, когда жили еще без санкций. Поскольку в основном художники станут работать с итальянскими смолами, красками и клеями. Но они очень дороги были и тогда. На данный момент и вовсе….
А так через год у нас в городе появятся отреставрированное панно и благоустроенная территория вокруг. Точнее, должны появиться.
О том, как восстанавливают стелу, с какими проблемами столкнулись строители, мозаисты, оформители и как вообще проходит процесс реставрации смальтовой мозаики на монументе, рассказал художник, директор центра мозаики ТГУ Алексей Зуев. Подробная лекция состоялась в краеведческом музее и была посвящена памятнику «Радость труда».
– Проект оказался достаточно сложным во всех планах. Первое и самое главное. Мы в принципе, кажется, подошли к такой критичной точке, что если сейчас не восстанавливать, то стела начала бы окончательно рушиться. Местами там очень сложная ситуация со штукатурными слоями, на которых держится смальта. С арматурной сеткой, которая внутри этих слоев прикреплена к бетонному основанию. Это такие технические моменты.
Далее, чтобы взяться за работу, мы очень долго согласовывали проект реставрации с мэрией. Начинали работу еще с Анташевым, сейчас вот с Ренцем. Все они говорили, что панно необходимо сохранить, но одного слова главы города недостаточно для того, чтобы мы к этому объекту вышли, – отметил лектор.
В конечном результате работы над стелой одобрили в этом году, после победы на официальных торгах. Художники вышли к моменту реставрации накануне октября, когда начались дожди, и по сути, уже даже строители не смогут ничего там делать.
Основные работы, а именно – инъецировать пустоты эпоксидными смолами и укреплять, прикреплять стелу к стене – перенесли на апрель. Но обновленное панно необходимо сдать к октябрю 2023 года, таковы условия договора. Плюс многие строительные и оформительные компоненты доступны по параллельному импорту, а нужны они, в частности, итальянского производства. И стоили в три раза дешевле в начале этого года, нежели сейчас…
В итоге на реставрацию выделили около 40 миллионов рублей, но пока мозаисты работают на авансе в 11 миллионов. Кроме того, несколько лет назад мэрия обращалась к художникам Санкт-Петербурга, те запросили гораздо больше.
Думаю, наши тольяттинские художники с работой справятся не хуже столичных.
Плотно к подготовительным общестроительным работам команда приступила два месяца назад. Очистили территорию стелы от травы и деревьев, а также внутренние пространства панно от мусора. Причем долго очищали, оказалось, внутри стелы жили… бомжи, жгли костры. Там же много клопов.
В общем, работы всем хватает. Плюс внутри стены придется тщательно убирать всё специальной мойкой под высоким давлением. Просто так не отчистить. Затем эти бетонные блоки внутри стелы начнут красить, так что она будет отреставрирована со всех сторон.
Установили ворота и подъездные пути. Кстати, любой желающий может приехать в будни и посмотреть, как продвигается работа над стелой «Радость труда». Но лучше в некотором отдалении от нее, поскольку местами там куски штукатурки всё еще висят, и нужно быть осторожными. Мало ли что.
– Еще команда очищала панно от граффити. Оказалось, не так-то просто это убрать. Ни вода, ни средства анти-граффити не помогали. Счищали специальными металлическими щетками. Смальте они не вредят, а вот застарелая краска исчезла. Затем мозаику необходимо отмыть от атмосферных осадков, – пояснил специалист. – Также мы обследовали всю поверхность панно для выявления пустот в штукатурном слое, которые будем заполнять. Провели фотосъемки мозаики для восполнения утрат, которые возникнут при вырубке поврежденной смальты.
Кроме того, нельзя же просто стелу отреставрировать, территорию вокруг тоже нужно как-то привести в порядок. К следующему году здесь планируют сделать небольшой газон, а за ним будет что-то наподобие поребрика. Это некое скорее психологическое ограждение для интеллигентных горожан, которые не станут перешагивать через него и трогать само панно.
Почему? Потому что части уникальной мозаики нет, пуст и весь пласт, посвященный ВАЗу, конвейеру, где рабочие, в том числе девушка, дружно собирают двигатель.
А почему советская мозаика осыпалась? Как предположила команда художников, возможно, советских коллег подвел клей. И местные вандалы. Ну кто-то же оторвал, выдрал части рисунков из мозаики? Кто? Дети? Дачники? Себе на заборы в огород, как украшения? Никто уже и не узнает. А по низу стелы кто-то вообще прошел и сознательно выковырял или выколотил самые красивые куски мозаики, в основном зеленые, красные, голубые, золотистые.
Об этом команда узнала из сохранившихся музейных фотографий, о кусках неизвестной мозаики.
Тольяттинский художник Игорь Панов, выпускник репинской академии, станет заниматься созданием картонов и эскизов для утраченных участков стелы. Довольно сложная работа: нужно делать цвет в цвет, выкладывать камушек к камушку. Именно в этом задумка: вернуть то советское панно, ту мозаичную карту в нашу современность.
– Мы закупили в Краснодаре 2400 килограммов советской смальты производства 80-х годов. А приобрели ее у наследника известного краснодарского мозаиста Виктора Ануфриева. У нас примерно 36 оттенков, но они закрывают не всю палитру. Если кто не знает, то в «Радости труда» использовали более ста оттенков смальты.
В нашем понимании по утраченной площади нужно примерно 6500 тонн, а мы закрыли только треть. Но зато сейчас в работе появились зеленые, голубые, розовые краски, максимум того, что на данный момент необходимо. Они уже находятся на объекте. Нужны еще красные оттенки, – рассказал Алексей Зуев.
У команды есть выход на поставщиков смальты из Иваново и Москвы, может быть, у них они что-то смогут приобрести.
Слушателей лекции очень волновал вопрос, как защитить в будущем уже готовую стелу от вандалов. Чтобы никто не смог выковыривать красивые камушки себе на дачу.
– Видеонаблюдение и поребрик. Хотели закрыть стеклом, но это очень затратно. Поэтому решили оставить камеры, они уже есть на объекте, – пояснил лектор. – Вы знаете, для меня это личный некий патриотический момент. Я всё детство провел там, рядом. Жил в 7 квартале, на углу Приморского и Юбилейной. Для меня работа по восстановлению «Радости труда» является важной, я – житель Тольятти, и мне хочется, чтобы это произведение не было утеряно…

Алина НЕСТЕРОВА

Просмотров : 2297
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 13...15, ветер 3 м/с
утро 17...19, ветер 5 м/с
Завтра
день 21...23, ветер 8 м/с
вечер 18...20, ветер 1 м/с