Общество
(16+) Практика – критерий истины. Это то, что работает…
Встречи интеллектуального клуба «Химия слова» продолжают радовать тольяттинцев. Лекции научно-популярного проекта – интересные и познавательные, а еще абсолютно бесплатные. Единственное, вам необходимо предварительно зарегистрироваться через официальные аккаунты ТОАЗа в интернете либо уже на месте – в ДК «Тольяттиазот».

В этот раз с лекцией о том, как управлять самооценкой, из северной столицы приехал психолог-консультант, преподаватель, автор телеграм-канала «Страдай с толком» Константин Кунах.
Общаясь с людьми, каждый из нас всегда старается дать максимально точную, на наш взгляд, оценку своему собеседнику. Но при этом, оценивая других, умеем ли мы так же точно и объективно оценивать самих себя?
Что такое самооценка и какое влияние она оказывает на нашу жизнь? В каких случаях повышение самооценки просто необходимо, а когда это может только навредить? Почему иногда проблему стоит искать в других, а не в себе? На эти и другие вопросы максимально понятно и доступно ответил нам психолог-лектор.
Константин приезжает с актуальными лекциями не в первый раз. И эта не стала исключением. Мне же запомнилась его цитата о счастье:
– Я считаю, что счастье – это нормальное состояние человека. Если кто-то не может искренне сказать: «Я счастлив», значит, ему пора что-то в жизни менять.
А теперь поговорим о том, что же такое самооценка.
– Нет никакой темы в сферах жизни, которая только бы зависела от самооценки. Вроде бы нет видов деятельности, где нужно обязательно иметь высокую или низкую самооценку. Как будто она, как дымка, исчезает, но в тоже время она везде. От нее очень многое в жизни зависит…
Вдохновленный недавно прочитанной книгой одного зарубежного психолога, Кунах начал с рассказа, что такое… фикция, мем, истина.
– Что такое фикция? Кто мне скажет?
– Обман, подмена, фикция-аннулирование! – посыпались ответы от слушателей.
– Обман – ближе всего. Это нечто объективно не существующее, выдуманное. А по мнению моего иностранного коллеги, фикция – это интерперсональная фантазия.
То есть у нас всех есть какие-то фантазии, и они нереальны. Могу нафантазировать волшебную фею, огра. Но мои фантазии влиять ни на что не будут, вопреки верованиям некоторых мистиков. Поскольку мысль нематериальна, не считая нейронных процессов в мозгу, никакого материального субстрата она не имеет.
За примером далеко ходить не нужно. Деньги – вот фикция. Нет объективно такой вещи, как ценность денег. Вы не сможете никакой линейкой померить ценность этих бумажек. Никакая материя не является субстратом ценности денег. Они – наша договоренность, социальный контракт. Мы все договорились, что есть меновая стоимость. Эта наша фантазия, мы ее все разделяем, и она имеет власть над нами до тех пор, пока мы все ее разделяем.
И таких фикций вокруг нас очень много. Смелость, доброта, храбрость и прочее – это все наши фантазии. Общий социальный контракт, мы все опять же договорились и так верим в эти качества, что порой всерьез начинаем думать, что всё это объективно.
Мы начинаем говорить, что есть объективно добрые или злые люди. Хорошие или плохие, хотя эти понятия – полный вымысел. Фюрер с точки зрения собак был очень хорошим человеком. Ну, а каким он был с людьми, нет смысла рассказывать. Все хорошо об этом знают.
– Итак, как же формируется наша самооценка? Когда мы себя оцениваем, соотносим не только с какими-то объективными вещами, меряем не только то, что существует в материальной реальности (рост, вес, объем бицепса), но еще – и с фикцией. Но последнее подлежит трактовке. Какой я? Сильный? Привлекательный, смелый, а может, агрессивный, злой, страшный?
А это всё важные для самооценки вещи. Они подлежат трактовке, тут нет никакого объективного ответа. И это сразу отметает огромное количество вопросов, которые задают люди по поводу самооценки: как мне узнать, я на самом деле привлекательная девушка ли нет? Я добрая или нет? – продолжает психолог. – Да никак! Это предмет социальной договоренности.
Это фикция. Фантазия. Ты повысил голос на другого человека, и ты уже агрессивный. Но в рамках своей культуры. У других, пока не схватил лом и не ударил, ты – хороший. Ты живешь в рамках коллективного договора. Меняется договор – меняется фикция.
Вывод? Каким себя считать – это вопрос того, на какой социальный договор вы подписались.
Далее, разбираем мем. Что это? Идея, общепризнанный символ, юмор?
Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Он предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц – мемов, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. И так же, как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции.
Мемы – это идеи, которые копируются из мозга в мозг и при этом эволюционируют. Мы не пересказываем где-то услышанную историю слово в слово, а выбрасываем из нее лишние фразы и добавляем другие, более емкие. Со временем наша история мутирует, а ее копии становятся смешнее оригинала. Став популярной, она выиграет естественный отбор – получается анекдот…
Ученый считает, что дарвинизм простирается за пределы биологии, и предлагает использовать эту модель для объяснения культурных процессов. Вопреки распространенному заблуждению, понятие «мем» гораздо шире прикольной картинки из интернета. По Докинзу, мемомможет быть даже вера в Бога…
– Расскажите, пожалуйста, почему самооценку порой полезнее снижать, чем повышать? – прозвучал вопрос из зала.
– Хочется сказать, что часто жалобы на низкую самооценку вызваны завышенной самооценкой. Проверить это просто: представьте себе Васю, у которого низкая самооценка. Парень считает, что он страшный, тупой, неумелый, ну и так далее.
Имея такое мнение о себе, он плохо отстаивает свои границы, не умеет отказывать, вечно чувствует себя неуместным и виноватым. Естественно, окружающие относятся к нему соответствующе, вольно или невольно нарушают его границы, пользуются его услужливостью.
Внимание, вопрос: как к этому относится Вася? Я полагаю, что относится совершенно нормально. В смысле, это весьма конгруэнтная ситуация. Представьте себя на его месте: вспомните что-то, в чем вы плохи. Я вот не умею играть на пианино. Из-за этого не пытаюсь играть на пианино, а если бы кто-то таки заставил, у меня бы не получилось. И мне бы сказали, что у меня не получается. Что бы я ощутил? Да ничего особенного, всё по плану. Я ожидал, что у меня плохо получится, так и случилось. Откуда бы в этой ситуации возникла идея, что у меня заниженное представление о своем уровне игры? Разве пошел бы я после этого к психологу с жалобой на комплексы по поводу неумения играть? Нет, конечно.
Ну, или вспомните, как вы учились чему-то новому: танцам, программированию, готовке. Вы низко себя оценивали, у вас плохо получалось – полная идиллия, откуда бы взяться жалобам?
Так кто же тогда жалуется на низкую самооценку?
Внимательно прислушайтесь к этому вопросу, развернув еще по смыслу. Кто жалуется на то, что его оценка оказалась ниже правильной? Разумеется, тот, кто считает, что его правильная оценка – высокая. То есть человек, в глубине души оценивает себя очень высоко, но не готов добиваться соответствия этой оценке и потому предъявляет самооценку заниженную.
Скажем, человек приходит к психологу и жалуется на то, что из-за низкой самооценки он боится знакомиться с девушками. Вполне вероятно, что при ближайшем рассмотрении окажется, что в его фантазии это девушки должны с ним знакомиться, соблазнять, ухаживать и добиваться. Ну, или, если уж он снизойдет до проявления инициативы, девушка должна в него влюбиться с первого взгляда, срочно предложить борщ, поглаженную рубашку и любовь.
Не будучи дураком, этот человек понимает, что так не будет. Он может не понимать, как именно его оценивают другие люди, но точно понимает, что ниже, чем в его фантазиях. И вот эта оценка – она-то переживается как неадекватно низкая.
Так что пункт первый в работе с жалобой на низкую самооценку – выяснить, а был ли мальчик. Где та низкая самооценка и действительно ли она такая, как предъявляется…
Очень много было примеров с оценками тех или иных действий, но мне понравился ответ лектора про истину. Он задал вопрос аудитории, что же такое истина.  Естественно, посыпались ответы, что это – первоисточник, правда, некое неоспоримое.
– Практика – критерий истины. Это то, что работает, – вот вывод клинического психолога Константина Кунаха.

На лекции была Алина НЕСТЕРОВА

P.S. Следующая лекция интеллектуального клуба «Химия слова» будет посвящена истории – «От глиняной таблички до биткойна: как документы сформировали нас и наш мир».
Ученый, писатель и лауреат книжной премии «Просветитель» Кирилл Бабаев собрал в своей новой книге сотню документов, сыгравших важнейшую роль в формировании человеческой цивилизации. На лекции он расскажет, как наш сегодняшний мир был сформирован законами Хаммурапи и завещанием Ивана Калиты, Евангелием и Торой, Кораном и шариатом, «Домостроем» и «Апрельскими тезисами» Ленина.
Встречаемся в ДК «Тольяттиазот» в пятницу, 15 октября, в 19:00. Вход на лекцию – по предварительной регистрации и с QR-кодом о вакцинации!
Просмотров : 510
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь -14...-16, ветер 2 м/с
утро -12...-14, ветер 2 м/с
Завтра
день -7...-9, ветер 4 м/с
вечер -9...-11, ветер 4 м/с