Общество
Личный конфликт или защита прав детей?

Недавно в редакцию пришли три взволнованные женщины. Две из них оказались сотрудницами интерната № 3, третья -- мамой одной из воспитанниц.
-- В интернате вот уже второй год подряд нарушаются права детей, -- сказали посетительницы. -- Там используется детский труд, имеют место факты жестокого обращения… В подтверждение своих слов они готовы были продемонстрировать видеозаписи, доказывающие моменты эксплуатации детского труда. Обучаются в интернате дети с психическими нарушениями, и работа с ними требует особого подхода и внимания.
По словам педагогов школы-интерната Ларисы Бровкиной и Ирины Романюк, детей в интернате использовали длительное время на непосильных работах.
-- Разумеется, в интернате существуют дежурства, во время которых дети обучаются навыкам самообслуживания, сказала Лариса Петровна. – Но все это должно быть в посильной форме. А когда четверых детей заставляют накрыть завтрак за 140-150 человек -- это уже значит, что дети работают за штатных сотрудников.
Три года мы наблюдали, как воспитанники старших классов (с 5-го по 9-й) ежедневно на прогулке убирали территорию школы, мыли лестничные пролеты, коридоры, классы, спальни, таскали мебель, грузили и разгружали продукты. Получается, что эту работу они выполняют за дворников, уборщиц, грузчиков и других штатных сотрудников, за которыми эти работы закреплены. Мы понимаем, что детей надо приучать к труду, но эксплуатировать и прикрываться воспитанием навыков самообслуживания недопустимо.
-- Мы, родители, видели, как часами дети работают, но не видели тех, за кем закреплены эти обязанности и кто получает за их выполнение зарплату, --  вступает в разговор Елена Землянова, мама одиннадцатилетней Насти, воспитанницы интерната.
По словам Ларисы Петровны, именно противоправные действия сотрудников интерната заставили ее вести видеозапись, где фиксировались работы, выполняемые воспитанниками. Кадры, которые удалось просмотреть в редакции, запечатлели детей, занятых уборкой помещения, помогающих сотрудникам столовой. Сказать, как долго они были заняты на этих работах, трудно. Поэтому столь же сложно стороннему наблюдателю решить, насколько в данном случае нарушаются детские права.
Вот уже длительное время Лариса Петровна находится в остром конфликте с администрацией интерната. В июне прошлого года она обращалась в прокуратуру Центрального района с заявлением. Касалось оно, впрочем, не  прав детей, а нарушения трудового законодательства, когда Лариса Петровна приказом директора была привлечена к работе в выходной день.
Жалобы и проверки
Так что же было первично во всей этой истории? Конфликт с руководством интерната из-за ущемления личных интересов Ларисы Бровкиной или ее стремление защитить права детей привело к острым разногласиям в коллективе?
Надо сказать, что интернат считается самым крупным коррекционным учебным заведением в губернии. Здесь обучается более четырехсот детей с разной степенью умственной отсталости, в штате около двухсот сотрудников. В интернат дети направляются по решению медико-педагогической комиссии. Одно из зданий находится в Центральном районе на улице Кирова, 64, второе -- в Комсомольске на  Матросова, 31.
Директор школы-интерната № 3 Любовь Лобастова, казалось, моему звонку ничуть не удивилась. Когда я изложила суть вопроса, она спокойно сказала:
-- Что ж, приезжайте, поговорим. За минувший год в результате жалоб Ларисы Петровны у нас было 8 проверок со стороны разных инстанций…
По словам Любови Дмитриевны, конфликт с воспитателем Ларисой Бровкиной начался с той поры, когда  интернат перешел на новую форму оплаты труда.
--  Лариса Петровна сказала мне, что хотела бы получать весьма высокую зарплату, рассказывает она. -- Новая же система оплаты труда подразумевает результативность. Если раньше сотрудники получали деньги в соответствии с разрядом плюс 20 процентов за сложность, то теперь все несколько изменилось.  Кроме фиксированного оклада идет ежеквартальная стимулирующая часть, которая определяется по результатам работы. На общем собрании были приняты изменения, дополнения и критерии, которые определяют степень дополнительной работы. Например, учитывается, что, кроме того, что воспитатель выполняет  основную работу, он ходит с учащимися на экскурсии, проводит дополнительные мероприятия, ведет кружки. Ларисе Петровне новая система не понравилась. По тарифно-квалификационному справочнику Лариса Петровна у нас не проходит даже как воспитатель, поскольку закончила десятилетку и педагогические курсы. Опыт работы у нее большой, в интернате она с1997 года. Я сказала ей, что не могу оплачивать ее труд так, как ей бы хотелось. Во-первых, она не имеет соответствующего образования, во-вторых, речь идет о бюджетных деньгах. Тогда-то впервые прозвучали угрозы с ее стороны. Она сказала, что закидает нас жалобами. Первое время, мы пытались сгладить конфликт, найти общий язык с нею. Но Лариса Петровна -- человек по натуре очень активный и настойчивый. К сожалению, все свои силы она направила не на творческий труд, не на то, чтобы создать и подтвердить свое портфолио, а на то, чтобы идти наперекор внутреннему распорядку. Любыми способами человек хочет доказать свою правоту.
Например, она написала обращение в отдел труда, пожаловалась, что  1 сентября 2007 года, в субботний день, сотрудники вышли на линейку.
Думаю, в каждом учреждении есть свои небольшие шероховатости.  Например, о графике работы мы должны предупреждать сотрудников за месяц, чего не сделали, и проверка нам указала на эту ошибку. Отдел труда проверял нас достаточно жестко, совместно с прокуратурой, при этом сделали лишь мелкие замечания. Работу в выходной день педагогам Бровкиной и Романюк мы оплатили. Хотя выходили наши педагоги  часа на два, и не все сотрудники стали заявление писать, чтобы им оплатили тот день.
Региональная инспекция по труду проверяла нас трижды на предмет правильности перехода на новую систему оплаты, изучались колдоговоры. Никаких серьезных нарушений не нашли.
Потом была жалоба Ларисы Петровны в министерство образования с последующей проверкой. Никаких нарушений не  выявлено. Были, правда, отдельные замечания, касающиеся преподавателя Светланы Лысовой. Родители пожаловались, что она якобы грубо разговаривает с детьми. 
Создается впечатление, что Лариса Петровна поставила задачу задавить нас количеством жалоб. Те сотрудники, которые хоть слово критики скажут Бровкиной, подвергаются гонениям с ее стороны. Два с половиной месяца нас по заявлению Бровкиной проверял ОБЭП Комсомольского района, изъяв все финансовые документы. Опять же никаких нарушений не выявлено.
Бровкина уже имеет два выговора. По предписанию Роспотребнадзора у нас из столовой ничего нельзя выносить. Лариса Петровна, игнорируя это, выносила из столовой пирожки. За два часа до сна дети едят в столовой, и выносить ничего нельзя. Именно за вынос продуктов ей был сделан первый выговор.
-- По словам Ларисы Петровны, пирожки она выносила, чтобы подкормить оставшихся в группе на ночь детей, -- недоумеваю я.
В разговор вступает заместитель директора по воспитательной работе Ольга Артемочкина:
--У нас сотрудники получают талоны, и оплачивают питание в интернате. Лариса Петровна ни разу категорически талонов не брала, питание не оплачивала, говоря, что она просто дегустирует пищу и что это доверили ей родители. Когда мы спрашивали об этом родителей, они отрицали, что давали ей такие полномочия. Кстати, 21 апреля вместо того, чтобы следить за детьми своей группы, Лариса Петровна ходила по столовой и занималась видеосъемкой, и я не раз призывала ее заняться своими прямыми обязанностями. Уже родители стали жаловаться директору: им не нравилось, что их детей снимают без разрешения.
За несанкционированную видеосъемку в интернате, за самоуправство она и получила второй выговор. Есть закон о психиатрической помощи, который регламентирует, что в заведениях, где есть психически больные дети, нельзя заниматься фотографированием, видеозаписью без предварительного согласия родителей.
Ольга Александровна показывает решение суда, состоявшегося 20 мая. Мировой судья Шахмеева вынесла постановление об ответственности Ларисы Бровкиной за административное правонарушение.
Ларису Петровну суд признал виновной в совершении административного правонарушения и вынес наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.
Труд во благо или эксплуатация?
По словам Любови Дмитриевны, в школе-интернате всегда особое внимание уделялось трудовому обучению.
-- В итоге обучения наши учащихся смогут стать плотниками, столярами, швеями, -- говорит она. -- Наши дети, к примеру, не смогут работать парикмахерами, поварами. Перед тем как поступить в училище, ребенок проходит медкомиссию. Врачи определяют, чем он сможет заниматься.  Кто-то просто будет сидеть дома, получая пенсию по инвалидности. Хотя на вид он может выглядеть вполне здоровым. Например, такому ребенку нельзя работать поваром, так как там все связано с горячими предметами. Для парикмахера у него не развита координация. У нас в школе осуществляется допрофессиональная подготовка. Здесь нет астрономии, алгебры, геометрии, физики. Все это заменяется трудовым обучением. Еще есть основы социально-бытовой ориентации, все остальное -- труды. У детей разная степень умственной отсталости. Есть такие, что себя обслужить не в состоянии. Другие же вполне могут работать и адаптироваться в социуме. Многие из них потом поступают в 59-е и 30-е училища. Там они на хорошем счету, так как многие трудовые навыки освоили еще в школе. Основная задача интерната -- подготовка ребят к жизни вне его стен.
По уставу у нас с пятого класса ведется трудовое обучение, изучаются интересы ребенка, определяется по какому профилю он пойдет. С каждого родителя взято согласие на то, что ребенок будет заниматься общественно-полезными работами.
-- Как вы относитесь к заявлению ваших воспитателей, что дети занимались непосильным трудом?
-- У нас есть норматив «Техника безопасности в образовательных учреждениях», -- продолжает Любовь Дмитриевна. -- Зная его, мы никогда не заставим ребенка, тем более больного, поднять что-то весом больше пяти килограммов. Генеральную уборку проводит только технический персонал. В столовой дети во время дежурства накрывают столы, принося только второе. Горячий чай, первые блюда ставят на стол работники столовой. Если ребенок снял простынку со своей кровати во время смены белья, вытер со стола, это не является использованием детского труда, как пытается представить Лариса Петровна.  Я, как директор, больше должна следить за воспитательным процессом, чтобы не было травматизма, соблюдались правила охраны здоровья детей. А все эти бесконечные конфликты и многочисленные комиссии явно не на пользу работе.
Что думают родители?
Валентина Журкина  – член попечительского совета. Ее внук Егор учится в седьмом классе интерната.
-- Егор страдает синдромом Дауна, -- говорит Валентина Аркадьевна. -- Будучи педагогом по образованию, я все силы бросила на то, чтобы вытянуть мальчика, чтобы он смог учиться. Мне хотелось перенять опыт здешних педагогов, чтобы дома заниматься с ним. Поэтому с 1-го класса я долгое время присутствовала на всех уроках. Сейчас внук нормально разговаривает, читает, пишет. Не всегда дети с таким диагнозом осваивают обучение, Егор освоил. Сейчас по успеваемости он один из лучших в классе. Жизнь школы я знаю изнутри, ко мне так привыкли, что даже не замечали моего присутствия. Здешние преподаватели живут работой. Дети очень открыты, доверчивы, они тонко чувствуют отношение окружающих. Никакой грубости, тем более жестокости, со стороны воспитателей я ни разу не видела. Никогда не видела, чтобы дети грузили тяжести. Если же ребенок принесет стул, в этом нет ничего страшного. Терпимости, доброте я научилась у здешних педагогов. Вера  Матвеева и Людмила Петрова -- педагоги нашей группы, относятся к детям по-матерински. Однажды Людмила Юрьевна позвонила мне и сказала, что Егор заболел. Я уже собралась приехать, но она заверила, что не стоит, так как она укутала его в пуховый платок, натерла барсучьим жиром и прилегла в кровать рядом с ним. От ее тепла мальчик перестал кашлять.
Кстати, я хорошо знаю многих детей, и некоторые уже жаловались, что воспитательница их постоянно фотографирует. Один мальчик испугался и перестал есть суп, когда Лариса Петровна буквально в тарелку камеру направила. Несмотря на свою умственную недоразвитость, эти дети очень тонко чувствуют отношение взрослых. Я, к примеру, очень рада, что Егору привили интерес к труду, он помогает мне на даче.
Мама Насти, ученицы четвертого класса, Ольга Амоаший уверяет, что ее дочь очень любит дежурить в столовой. У Насти есть небольшие отклонения в развитии, проблемы с памятью. В школу девочка поступила чуть больше года назад.
-- Я спрашивала дочку, как проходят дежурства, -- говорит Ольга Сергеевна, -- Она отвечала, что дети всегда разносят только второе, горячий чай подавать им не доверяют. Лариса Петровна -- воспитатель как раз в нашей группе. Мы, родители, покупали фотоаппарат для того, чтобы снимать праздники, утренники, чтобы желающие могли взять себе фотографии. Но не для того, чтобы воспитатель постоянно ходил за детьми и снимал их. Получается, что она использует фотоаппарат, купленный родительским комитетом, в каких-то своих целях.
Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 4832
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 16...18, ветер 2 м/с
ночь 15...17, ветер 5 м/с
Завтра
утро 16...18, ветер 5 м/с
день 21...23, ветер 9 м/с