Истоки
(16+) Фестиваль политпесни имени Виктора Хары

В стремительном потоке мировых новостей промелькнула близкая многим тольяттинцам серебряного и среднего возраста тема. Французская газета «Le Monde» на днях вышла со статьей, озаглавленной: «В Чили – конец безнаказанности убийц Виктора Хары» и уточняющей суть содержания: «Семь военных осуждены по знаковому досье преступлений диктатуры Пиночета».

Порадуемся торжеству справедливости и… вернемся сами на полвека назад, когда по стране звонким, призывным и обнадеживающим паролем зазвучало слово «Тольятти» – новое имя волжского города Ставрополь-на-Волге.
Первые славные годы Волжского автомобильного завода. Энтузиазм участников международного индустриального проекта "ФИАТ-ВАЗ" и начало массовой автомобилизации советской державы. Незабываемая романтика востребованной молодости и манящие просторы стремительно растущих кварталов красавца Автограда. Новаторство, общественные инициативы, яркие культурные проекты. Восторг: «Время выбрало нас!» Нынешняя гордость: «У нас это было!»

Солидарен – помогай!

Фонды тольяттинского краеведческого музея хранят немало материалов по актуальной во второй половине ХХ века теме «Международная солидарность трудящихся». Признаемся, советская молодежь была основательно воспитана на принципах пролетарского интернационализма.
И потому в ее активе (благодаря комсомолу!) соседствовали полезные автозаводу-гиганту интернациональные производственные связи. А именно: подготовка к очередному Всемирному фестивалю молодежи и студентов, участие в акции «Юность обличает империализм», организованной ВФДМ (была в те годы такая структура – Всемирная федерация демократической молодежи).
Сентябрь 1973 года омрачился сообщениями о военном путче в Чили и массовых репрессиях мятежников против сторонников президента Альенде, о трагической гибели кумира латиноамериканской молодежи, певца Виктора Хара. Волна демонстраций солидарности с чилийским народом прокатилась по всему миру.
Гимн «VENCEREMOS!» (Мы победим!) стал объединяющей песней для миллионов людей планеты.  Криком боли и надежды зазвучала песня в исполнении Александра Градского («Новые песни выстрадай, Чили. А над расстрелянной песней не плачь!»).
На этом фоне вполне логичной нашей реакцией стали инициативы вазовского молодежного интерклуба «Гренада» по организации кампании солидарности с чилийским народом и проведению фестивалей политической песни памяти Виктора Хары. Не стану углубляться в историю тольяттинского фестиваля политпесни, получившего со временем статус всесоюзного и переросшего, по форме и содержанию, в многожанровое творческое действие «Искусство в борьбе за мир». Соответствующую информацию заинтересованные могут найти в музеях города, в газетных и журнальных публикациях тех лет, в интернете. Стоит, впрочем, упомянуть несколько заметных отголосков яркой атмосферы фестивального содружества: первые в стране мастерские политпесни, заимствованные нами у друзей из ГДР и организаторов знаменитого берлинского фестиваля «Rote Lieder» («Красные песни»); прозвучавшая со сцены пятитысячного дворца спорта «Волгарь» песня московского ансамбля «Гренада», посвященная Тольятти – городу и человеку. А еще фрагмент митинга на главном конвейере ВАЗа в фильме Романа Кармена «Сердце Корвалана», когда микрофоны разносят над заводской площадкой пророческие слова Пабло Неруды:
 – Народ заполнит улицы пустые своею мощной яростной громадой.
Опыт, полученный молодыми заводчанами при подготовке многочисленных фестивальных мероприятий, помог многим из них вырасти в успешных лидеров и руководителей, известных предпринимателей. А лет пятнадцать назад ветеран Волжского автозавода Вячеслав Степаненко, в молодости один из президентов интерклуба «Гренада», передал подборку материалов о тольяттинском фестивале политпесни другу Виктора Хары, для будущего музея певца.

Последний стих

Вернусь к упомянутому номеру газеты «Le Monde». Автор Angeline Montora напоминает о событиях полувековой давности, связанных с военным переворотом в Чили.
Расстрелян в упор президент-социалист доктор Сальвадор Альенде. Стадион в столице Сантьяго превращен в концлагерь. 40 тысяч жертв террора. Более 3200 убитых и пропавших без вести чилийцев. В черном списке хунты генерала Пиночета – композитор и певец Виктор Хара, ставший (цитирую статью) «иконой песен протеста в своей стране и во всей Латинской Америке».
Виктор Хара арестован 12 сентября 1973 года в кампусе государственного технического университета, накануне выступления в рамках выставки, посвященной опасности фашизма. Его доставили на стадион «Чили», где певца узнали солдаты и отделили от остальных задержанных. Виктора методично и беспощадно избивали руками, ногами и прикладами.
– Давай проверим, сумеешь ли ты теперь играть на гитаре, проклятый коммунист! –  кричал один из его мучителей…
Воскресным утром 16 сентября 1973 года жители поселка Сан-Мигель, через который проходила дорога со стадиона, нашли шесть трупов с изуродованными лицами, изрешеченных пулеметными пулями. Хару опознали прохожие, известившие его жену, британскую танцовщицу и хореографа Джоан Тернер-Хара.
Позднее Джоан почти тайно похоронила своего мужа. В декабре 2009 года суд страны постановил провести эксгумацию тела. Вскрытие выявило пятьдесят шесть переломов костей и сорок четыре (!) пулевых отверстия. Виктор Хара был похоронен достойно, в присутствии тысяч чилийцев и президента Мишель Бачелет.
Когда известный чилийский поэт Пабло Неруда узнал о смерти Хары, он воскликнул:
– Боже, это то же самое, что убить соловья!
Убийство Виктора Хары стало одним из самых символических событий военной диктатуры (1973-1990 годы). Спустя тридцать три года после ее падения президент Борич обнародовал национальный план поиска истины и справедливости, призванный пролить свет на судьбу примерно 1200 человек, всё еще пропавших без вести.
Выразив сожаление о том, что справедливость в отношении Виктора Хары наступила лишь накануне, он заявил:
– Единственная возможность построить будущее, более свободное и уважительное к жизни и человеческому достоинству, – это знать всю правду.
В 1966 году Виктор Хара сочинил «Солдатскую песню»:
– Солдат, не стреляй в меня. Солдат, я знаю, что у тебя дрожит рука. Солдат, не стреляй в меня!
А за несколько часов до казни ему удалось написать последнее стихотворение, известное под названиями «Somos cinco mil» («Нас пять тысяч») или «Эстадио Чили».
– Как страшно лицо фашизма! – писал певец.
В 2003 году стадион «Чили» был переименован в «Стадион Виктора Хары». 28 сентября – день рождения певца. В памяти миллионов людей он жив.  И мы присоединяемся:
 – Presente!

Леонид ПАХУТА, ветеран ВАЗа, Тольятти – Санкт-Петербург

Просмотров : 221
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 10...12, ветер 0 м/с
ночь 5...7, ветер 1 м/с
Завтра
утро 12...14, ветер 2 м/с
день 17...19, ветер 3 м/с