Право
(16+) Защита АВТОВАЗа для меня была приоритетным делом

Это действительно так. Защита интересов градообразующего предприятия и его работников в Государственной думе была для меня приоритетной. Там я работал до избрания депутатом, а заводчане стали основными моими избирателями. Кроме того, я понимал, что от результатов работы АВТОВАЗа во многом зависит жизнь всех тольяттинцев.
Так получилось, что первым моим делом по защите интересов АВТОВАЗа стали письменное обращение к заместителю председателя правительства РФ Илье Клебанову и встреча с ним. Вопрос актуальный –  возвращения ВАЗу залогового пакета акций, который находился в распоряжении правительства страны в связи с задолженностью завода перед федеральным бюджетом. Возвращение же залогового пакета во многом зависело от Ильи Клебанова, который в правительстве курировал именно промышленную сферу.
Не знаю, повлияли ли мои действия на принятие правительством   решения о льготном порядке реструктуризации задолженности АВТОВАЗа перед федеральным бюджетом и возвращении ему залогового пакета акций, но такое решение состоялось в последних числах 2001 года.
В 2003-м по моей инициативе и при поддержке известного депутата – бывшего последнего председателя правительства СССР Николая Рыжкова в Госдуме создали секцию по проблемам развития автомобильной промышленности России, которую я и возглавил. Николай Рыжков в то время возглавлял в парламенте межфракционное объединение «Товаропроизводители России». Вот в составе этого объединения и была создана секция. В нее вошли порядка 20 депутатов, которые были избраны от регионов с предприятиями автомобильной промышленности.
По направлению секции я вошел в состав общественного совета по проблемам развития автопрома при Министерстве промышленности и науки. Секцией, например, был подготовлен, а Госдумой принят и направлен председателю правительства РФ парламентский запрос о необходимости государственной поддержки автомобильной промышленности России. Кроме того, был направлен депутатский запрос о необходимости установления таможенных пошлин на ввозимые в Россию подержанные легковые автомобили.
В 2005 году по моей инициативе группа депутатов Госдумы обратилась к председателю правительства РФ с просьбой не допустить снижения таможенных пошлин на ввозимые в Россию автокомпоненты. При этом наша просьба была удовлетворена, что положительно сказалось на работе российских автопроизводителей, в том числе и ВАЗа.
Как известно, в конце 2005 года АВТОВАЗ перешел в управление команде из государственного предприятия «Рособоронэкспорт», а в 2007-м включен в состав созданной государственной корпорации «Ростехнологии». Как представляется, смена команды нанесла ущерб заводу, так как новые управленцы не были специалистами в данной сфере деятельности.
Это было для меня очевидно, но повлиять на процесс смены руководства я не мог, так как решение фактически принималось президентом страны. А в связи с тем, что заводчанам тогда новое руководство пообещало повышение зарплаты, они протестовать против смены команды не стали. Правда, повышения зарплаты так и не дождались.
Несмотря на то, что у московских руководителей ВАЗа были свои лоббистские возможности, я неоднократно обращался к председателю правительства РФ о необходимости поддержки завода, создания в Тольятти технопарка по производству автокомпонентов и особой экономической зоны. Неоднократно участвовал в заседаниях правительства РФ и парламентских слушаниях по обсуждению проблем, касающихся развития автомобильной промышленности.
А вот участие в спасении производства автомобиля «Нива» считаю своим конкретным делом и достижением. Это произошло так. В 2002 году в Тольятти начинало работу совместное предприятие «Дженерал Моторс – АвтоВАЗ» по производству внедорожника «Шевроле – Нива». В заключенном этими компаниями соглашении предусматривалось постепенное сокращение (до полного прекращения) производства самого популярного автомобиля «Нива». Руководители «Дженерал Моторс» почему-то посчитали, что он составит серьезную конкуренцию «Шевроле – Ниве».
Несмотря на то, что этот пункт соглашения не разглашался, информация о нем появилась в столичной газете «Время». Один из моих помощников проанализировал ее и пришел к выводу, что положение соглашения нарушает принцип конкуренции, что законодательством запрещено. Я с ним согласился, направив запрос министру РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с просьбой провести анализ условий соглашения на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства и условий конкуренции.
В то же самое время производство «Нивы» уже начало сокращаться. Я это видел собственными глазами, часто бывая на заводе. Через некоторое время из министерства мне поступил ответ, что оно запросит текст соглашения и о результатах его рассмотрения мне сообщит.
Это было в ноябре 2002 года, а итоговый ответ на мой запрос поступил только… в мае 2004-го, но уже из Федеральной антимонопольной службы за подписью ее руководителя Игоря Артемьева. Долгая процедура рассмотрения этого дела, думаю, была связана с реорганизацией в правительстве, в результате чего и появилась отдельная структура по антимонопольной политике.
В поступившем ответе говорилось, что в генеральном соглашении между «Дженерал Моторс» и ВАЗом содержатся признаки ограничения конкуренции на рынке автомобилей-внедорожников. В связи с этим руководителям совместного предприятия выдано предписание о приведении генерального соглашения в соответствие с положениями закона о конкуренции.
Это предписание ВАЗом было безуспешно оспорено в арбитражном суде Москвы. И пункт соглашения о сокращении производства «Нивы» отменили, после чего производство «Нивы» стало восстанавливаться. Кстати, этот автомобиль был признан самой успешной экспортной моделью ВАЗа за всю историю.
От всей души поздравляю работников АВТОВАЗа, а также всех тольяттинцев с наступающим Днем машиностроителя!
Машиностроение с запуском Волжского автомобильного завода стало и остается до сих пор градообразующей отраслью промышленности для нашего города. Жизнь многих из нас с ним связана. И все мы, думаю, гордимся автомобильным российским флагманом и работой на нем или связью с ним.         
Желаю всем здоровья, благополучия и новых достижений во всем!

Анатолий ИВАНОВ, депутат Госдумы от города Тольятти (1999–2011)

Просмотров : 3243
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 13...15, ветер 2 м/с
ночь 11...13, ветер 3 м/с
Завтра
утро 16...18, ветер 4 м/с
день 23...25, ветер 5 м/с