Общество
Архиепископ подарил университету икону святой Татьяны

1 июня, в нашем городе открылся межрегиональный форум «Русский мир и духовное развитие народов Поволжья», посвященный 160-летию Самарской епархии и, одновременно, Самарской губернии. На крупнейший церковный и общественный форум приехали представители науки (в том числе из столицы), духовенства и общественных сил.

Конференция началась торжественным богослужением в православной классической гимназии, после которого состоялся  круглый стол под названием «Судьба России: на перекрестке мнений» под председательством архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Пленарная часть и торжественное открытие конференции состоялись в актовом зале ТГУ, где собралось более 500 человек.
-- Для тольяттинского государственного университета  большая честь принимать в своих стенах столь высокий форум, -- отметил,  ректор ТГУ Михаил Криштал. -- Думается, не случайно наш университет был выбран местом его проведения. Тольяттинский университет участвует в проекте межвузовской кафедры теологии и истории религии. Хотя этот проект объединяет достаточно большое количество вузов Самарской области, в Тольятти пока только на базе нашего университета два года действует такая кафедра. И это не случайно, поскольку еще в тольяттинском филиале Куйбышевского педагогического института (позже Самарского госуниверситета) в 90-е годы действовала кафедра православной педагогики. Так что традиция изучения православия в нашем вузе всегда поддерживалась. Есть мистическое совпадение в том, что год 160-летия Самарской епархии совпадает с 60-летим нашего университета, который был создан в год столетия епархии. Думаю, такое совпадение было знаковым и предопределило успешность развития университета. Мы живем в достаточно тяжелое время хрупкого равновесия. Все чаще можно встретить проявления вражды между нациями, народами, представителями различных религий. Я глубоко убежден, что причиной этого является низкая культура тех, кто так враждебно друг к другу относится, поскольку человек образованный, культурный, духовный не станет ненавидеть другого только потому, что у него иная религия, национальность. Поэтому от изучения православия, наличия диалога светской и духовной культур  зависит единение наций в целом. Тем более что православие является культурной основой для всех народов, проживающих на территории России. В том числе и тех, кто исповедует другие религии. Нам в течение многих лет пытались привить воинствующий атеизм, положить его в основу единения. Но это не увенчалось успехом. И я уверен, что только через возврат к духовным основам возможен поиск национальной идеи для всего российского народа. Мне задавали вопрос, есть ли противоречие между религией и наукой. Считаю, что такового нет. Очень часто среди выдающихся ученых можно встретить глубоко верующих людей. На мой взгляд, наука -- это один из способов общения с Богом или познание того, что он создал. В деятельность университета входит задача развития культуры в нашем городе, подготовка людей, которые бы являлись носителями этой культуры. 
 Михаил Михайлович преподнес в подарок архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию картину «Воскресный день», выполненную студентом ТГУ.
 Владыка Сергий подтвердил факт отсутствия противоречия между наукой и религией, подчеркнув, что наука часто зарождалась именно в монастырях.
 -- Ведь настоящие ученые -- это аскеты, подвижники. Мысль о противоречии -- результат бывшего атеистического режима, -- сказал владыка Сергий. -- Идея проведения столь представительного форума зародилась в сознании духовенства. Церковь и вузовская интеллигенция совместными усилиями должны решать те насущные проблемы, что существуют в современном обществе, для того чтобы мы обустраивали свою великую державу, поднимая ее на более высокий уровень. Если мы откроем золотой фонд нашего святоотеческого наследия, нам явится божественная красота человеческой души. Это и общение человека с Богом, и познание самого себя.  К сожалению, сегодня пороки и страсти изобилуют в обществе, доходя до предела. Люди отдаляются от Бога, от  того, что в течение тысячи лет формировало мировоззрение нашего народа.  Для православного человека всегда было свойственно жертвенное служение Богу и Отечеству. Утрата понятия греха -- это трагедия нашего народа. К сожалению, понятие свободы сейчас искажено, оно трансформировалось в произвол. Писатель Валентин Распутин как-то сказал, что случись сейчас война, мы бы ее проиграли, так как утрачен дух русского народа. Сейчас на человека с экранов телевизоров, из интернета выливается огромный поток негативной информации, в том числе о конце света. Информационное пространство заполнено злом. Церковь всегда предостерегает от таких негативных выводов, ибо все зависит от человека и от воли Божией. Если человек меняется внутренне, если не делает другому того, чего себе не желает, то меняется и мир вокруг него. Сегодня Церковь востребована обществом. Это подтверждает и сегодняшнее общение с преподавателями профессорами, студентами. Многие культурные традиции сейчас утеряны, но Церковь отчасти компенсирует это, призывая к нравственности, духовности. Дай Бог, чтобы то великое и святое, о чем говорится на сегодняшнем форуме, привлекло внимание студенчества.
 Вручая в дар университету икону великомученицы Татьяны, архиепископ выразил надежду, что по молитвам святой в стенах храма науки всегда будут царить благоденствие и студенты продолжат успешно постигать науки.
 Представлявший мэрию города глава Автозаводского района Игорь Ладыка зачитал обращение мэра Анатолия Пушкова, где говорилось о том,  что в Тольятти проживают представители более чем ста народностей, но большая часть населения -- православные. Поэтому изучение православия имеет огромную познавательную значимость для всех студентов высшей школы, независимо от их национальной принадлежности.
Как известно, в апреле прошлого года мэрия Тольятти и Самарская епархия заключили договор, регламентирующий сотрудничество на современном этапе. Основная его цель -- расширение взаимодействия, направленного на объективное отражение роли и значения православия в истории России и мировой цивилизации в целом.  
 «Русский мир: историческая миссия» -- так назывался доклад директора православной классической гимназии, доктора философских наук, протоиерея Димитрия Лескина.
 -- На форуме мы имеем счастливую возможность задать себе вопрос о том, что же такое русский мир и каково его место в сегодняшнем цивилизационном пространстве, -- сказал отец Димитрий. -- Это вопрос, имеющий не только историческое, культурологическое и сугубо научное значение.  Русская цивилизация во многом разрушена, так как подвергалась сознательному искажению и извращению в годы советской власти. Мы не можем об этом молчать, поскольку лишились того магистрального пути, по которому наш народ шел до 1917 года. Отец Димитрий привел слова ныне покойного профессора МГУ Александра Панаева, который сказал, что Россию невозможно одолеть материальной силой. По-настоящему она уязвима лишь перед технологиями разрушения смысла.  Отец Димитрий также подчеркнул, что путь России существенно отличался от пути развития европейских стран. Во многом это объясняется тем, что корни русской традиции кроются в православно-византийском наследии, крещении от Константинополя, а не от Рима. Произошло освящение пространства России и даже самой ее государственности. Перед российским государством стояли не только греховные интересы, к примеру борьба за богатство и власть, а интересы высшие и мироспасительные. В России  накоплен  уникальный опыт сосуществования с  народами, исповедующими другие религии, прежде всего,  ислам.
Отец Димитрий отметил, что русских часто обвиняют в ксенофобии, национальном превозношении, антисемитизме, якобы это присущих русскому народу едва ли не генетически.  На самом деле это не так.
-- Русских даже обвинили в производстве самой коммунистической идеологии, -- сказал он. -- Якобы мы сами сформировали ее таким образом, что она приобрела  нечеловеческие, людоедские формы. Этот взгляд, к сожалению, часто присущ не только западной политической, но даже философской мысли. Ни в коем случае не прошли бесследно те 70 лет нигилизма, и русская нация пребывает в идеологической неопределенности. В этом смысле Россия еще не сформировалась, она все еще часть постсоветского пространства. Под сомнение поставлено существование русского народа как целостности.
 Последняя перепись населения показала весьма тревожные результаты. Выяснилось, что в 2000-е годы мы сокращались быстрее, чем в 90-е. Причем  южные, неславянские регионы России демонстрируют замедление сокращения, а иногда даже положительный рост. В Центральных же регионах -- шокирующие показатели по последней переписи. В Костромской, Новгородской, Вологодской, Ярославской областях смертность в два раза превышает рождаемость. А эти регионы -- сердце русского ареала, откуда происходила русская цивилизация. Это говорит о том, что у нации нет воли к жизни. Преодолеть это можно только в силу великой крепости духа русского народа.
 Об этапах истории Самарской епархии рассказал доктор исторических наук, профессор Поволжского государственного университета Вадим Якунин. Вадим Николаевич отметил, что  в ХIХ веке влияние православной церкви на территории Самарской губернии было доминирующим. По сути, в каждой деревне был построен православный храм.  В целом в губернии было около 500 церквей и 50 молитвенных домов. Храмы были своеобразными центрами формирования культуры на селе. Самара превращалась не только в экономический, но и в культурный центр края под определяющим влиянием РПЦ. Это дало повод правительству в 1950 году учредить Самарскую губернию с самостоятельной архиерейской кафедрой. К началу ХХ века в губернии насчитывалось уже 1000 церквей, 17 мужских и женских монастырей. К 1917 году позиции церкви были достаточно сильны. За 20 последующих  лет РПЦ была поставлена на грань уничтожения. Закрылись практически все храмы и монастыри, духовенство подверглось репрессиям.  Легализовать церковь помогла лишь Великая Отечественная война, когда начали открываться храмы, священнослужители стали возвращаться из тюрем.  Благодаря подвижничеству церковных пастырей удалось сохранить традиции православия в Самарской епархии.
 Заместитель декана философского факультета МГУ, кандидат философских наук Алексей Козырев совершил познавательный экскурс в историю, выступив с докладом «Русская философия как опыт национального самосознания».
 Алесей Павлович подчеркнул важность умения нации создать свою философскую систему. Русская философия многим обязана православию. Русский язык способен передавать тончайшие движения души, на него прекрасно переводятся труды западных философов. Козырев отметил, что русские писатели вложили немалый вклад в национальную философию. При этом вспомнил Достоевского, Тютчева, Ивана Аксакова. Он напомнил, что в дореволюционной России в Москве и Петербурге открывались философские кафедры, где преподавали такие выдающиеся философы, как Иван Ильин, Владимир Эрн. После короткого периода цветения русской философии в годы советской власти многое было перечеркнуто.  Вспоминая древнего философа Сократа, Алексей Павлович назвал его христианином до Христа, поскольку он тоже пострадал, неся людям истину. При этом за период расцвета русской философской мысли был создан такой духовный пласт, на котором могла формироваться вся русская культура. Русская философия теснейшим образом связана с православием, а русские философы сделали для возрождения православия не меньше, чем строители храмов.           

Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 4218
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 14...16, ветер 5 м/с
утро 15...17, ветер 4 м/с
Завтра
день 19...21, ветер 7 м/с
вечер 15...17, ветер 1 м/с