Персоны
(16+) Юрий Целиков: У президента ВАЗа всё в порядке с чувством юмора. Я лично проверил
Спустя четыре месяца после того, как на ВАЗе сменилось руководство, предприятие по-прежнему находится в центре внимания общественности, причем новости, касающиеся нашего автогиганта, обсуждают далеко за пределами Тольятти. В преддверии Дня машиностроителя мы обсудили последние события с известным ветераном завода Юрием Целиковым и, в частности, спросили, что он думает по поводу высокой зарплаты (50-60 тысяч рублей), которую обещают тем, кто решит устроиться на ВАЗ.  

Профессор и реаниматор


– Юрий Кузьмич, как оцениваете ситуацию на заводе перед профессиональным праздником? С одной стороны, удалось наладить бесперебойное производство, а с другой, на конвейере, по сути, остались всего две модели: «Гранта» и «Нива»…
– С каждым днем ситуация меняется в лучшую сторону, а самое главное, что перешли на нормальный график работы. Пятидневка обрадовала рабочий класс и менеджмент тоже. Говорить о бесперебойном выпуске продукции рано, поскольку поставщики комплектующих держат производство автомобилей в большом напряжении. Что касается «Нивы» и «Гранты», то их удалось реанимировать благодаря усилиям нового руководителя ВАЗа.
– Кстати, сегодня ровно четыре месяца с тех пор, как Максим Соколов стал президентом Волжского автозавода. Всё ли возможное он делает для выхода предприятия из кризиса? Максимально ли использует имеющиеся у него рычаги?
– Он ведет энергичную деятельность, стремясь как можно быстрее восстановить полноценную работу завода после бегства французов. Вспоминаю свою эпиграмму:
Падет ли ВАЗ, «РЕНОй» пронзенный,
или поддержит нас страна?
Так вот, страна в лице Соколова сейчас поддерживает наш завод. Он использует все свои связи не только как бывший министр транспорта России, но и как бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга. Думаю, вы понимаете, о каком уровне связей идет речь!
– Была ли у вас возможность лично познакомиться и пообщаться с Соколовым? Если да, то какое впечатление он произвел?
– Уже трижды с ним общались. Он приглашал нескольких ветеранов клуба «Патриот» и внимательно слушал Николая Ляченкова, Сергея Перевезенцева, Валерия Овчаренко и других. Мне тоже удалось поприсутствовать. Прочитал Максиму Юрьевичу несколько своих эпиграмм, потом подарил книгу, изданную «Автостатом», которая называется: «История автомобильного рынка России. Цифры и факты», а также три свои сборника.
– Не могу не спросить: про самого Соколова написали эпиграмму?
– Да, могу озвучить ее читателям «Вольного города». Посвящается 15-му президенту АВТОВАЗа, с учетом того, что Мор дважды занимал этот пост:
Он прислан к нам для перемен,
Профессор транспортных проблем!
Из Питера известный вице (птице) губернатор
Для АВТОВАЗа стал РЕАНИМАТОР!
На мое удивление, через некоторое время получил СМС от Соколова, в котором тот благодарит за внимание и эпиграмму. Меня всегда спасало чувство юмора тех, на которых писал эпиграммы. Так произошло и здесь. Это первые впечатления от действий Соколова после простоя главных конвейеров завода.

Награда из Васюков


– А когда последний раз с ним виделись?
– На прошлой неделе: в помещении фирмы «Универсал» состоялось открытие музейного зала, посвященного «Ниве». Там, во время награждения нашего легендарного дизайнера и автора бренда «Нива» Валерия Сёмушкина, президент ВАЗа озвучил планы вывода завода на годовую программу в 500 тысяч автомобилей и сообщил, что обновленный внедорожник с более мощным двигателем будут выпускать еще минимум пять лет.
– Интересная экспозиция получилась? Ее может бесплатно посетить любой желающий?
– Да, она теперь доступна для просмотра в свободном режиме. Жители Тольятти и гости города на въезде со стороны Жигулевска могут подробно ознакомиться с историей создания и жизненным циклом этого уникального внедорожника.
– Обратил внимание, что на фотографиях с открытия зала «Нивы» вы были в пиджаке, увешанном наградами. В своих интервью никогда о них не рассказывали. Сколько всего наград? Какие самые дорогие? Часто ли надеваете этот пиджак?
– Пиджак с наградами надеваю очень редко, только на особые встречи, когда мне рекомендуют быть в праздничном одеянии. Открытие зала бренда «Нива» – для меня большой праздник.
На самом деле наград, которыми можно гордиться, не так много. Самая памятная – юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», которой меня наградили еще на Юго-Камском машзаводе 2 апреля 1970 года. Там же появилась и бронзовая медаль ВДНХ за успехи в развитии народного хозяйства СССР.
Потом уже были награды вазовского периода: медаль «За трудовую доблесть» (1977 год), орден «Знак Почета» (1986-й), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени (1996-й) и другие медали, в основном юбилейные, в том числе и от профсоюзов за долголетний добросовестный труд.
Всего более полутора десятков наград, одна из которых зарубежная – из Чехословакии, где я проработал приемщиком оборудования два года, два месяца и 22 дня. Интересное было время. Есть и комичная «награда» из Васюков – там мне выдали удостоверение заслуженного авантюриста, как особе, приближенной к Остапу Бендеру и представителю генофонда нации.

Время невнятного капитализма


– Волжский автозавод собирается в следующем году существенно нарастить производство. Насколько это реально, с учетом нестабильной политической и экономической ситуации?
– Реальность наращивания производства автомобилей теперь сильно возросла, учитывая внимание высшего руководства страны. Председателем совета директоров ведь стал наш крупный чиновник. Пожелание ветеранов завода о проведении импортозамещения не только в производстве, но и в руководстве наконец-то осуществилось!
– Недавно Соколов заявил, что из-за увеличения производства ВАЗу дополнительно требуются около 4 тысяч человек. Судя по всему, желающих пойти на завод не так много. Поэтому их начинают заманивать обещанием высоких (50-60 тысяч рублей) зарплат и акцией «Приведи друга – получи деньги»… Вам не грустно оттого, что профессия автостроителя утратила былую привлекательность?
– Привлекательность работы на заводе базировалась на возможности получения квартиры и перспективе карьерного роста. Советский период для простых работников был несравнимо более приятным, чем в нынешнее «кланово-олигархическое» время невнятного капитализма. Времена сильно изменились, и мотивация работников ВАЗа изменилась тоже.
– Кстати, многие из действующих работников обиделись, узнав, что новичкам обещают по 50-60 тысяч в месяц. Мол, мы по 20-30 лет работаем, а денег таких никогда не видели. Но тут придут новенькие, которых мы же будем учить, и начнут зарабатывать гораздо больше нас. Насколько правильный подход? Ведь раньше повышенное внимание, наоборот, уделялось тем, кто давно на производстве, а не новичкам…
– Обиженные были и будут всегда, но по сравнению с другими отраслями производства даже в СССР на нашем заводе оплачивали труд значительно справедливей и надежней, хотя сбои бывали перед развалом Союза. При обучении новых работников практиковалась система наставников, которые получали за свой труд какие-то льготы и денежные поощрения.
– И все-таки, если вернуться к нынешней ситуации… Просто многие не верят, что такие деньги (50-60 тысяч в месяц) действительно будут платить. Насколько адекватная сумма для Тольятти, на ваш взгляд? Сколько бы вы назначили, будь у вас такая возможность?
– Фантазировать на эту тему не умею и не буду. Скажу, что повышение зарплат во всей России – задача не менее важная, чем демилитаризация соседней Украины.

Вьетнамцы скупали посуду

– Как относитесь к перспективе приглашения на Волжский автозавод 500 рабочих из Узбекистана? Пока это лишь разговоры, однако горожане очень бурно и с иронией на них реагируют.
– Возможность приглашения из дружественной страны какого-то количества работников, конечно, есть, и это было бы правильно для наших многонациональных города и завода. Решения пока не знаю, слухи комментировать не могу и не стану.
– Кстати, может быть, вы помните, как в конце 80-х – начале 90-х на ВАЗе работали вьетнамцы. Какие воспоминания о них у вас остались? Понятно, что узбеки – это совсем не вьетнамцы, но всё же азиаты…
– Воспоминания позитивные. В советский период интернациональные связи поощрялись на высшем уровне. К нам присылали из Вьетнама проверенных и добросовестных людей, прошедших суровую школу войны с американскими войсками.
Лично разговаривал и видел вьетнамцев, имевших боевые награды. Этих работников учили русскому языку преподаватели школ со всего города. Еще помню, что в магазинах быстро раскупали всю посуду и другие изделия из алюминия. Вьетнамцы этот цветной металл очень ценили.
Кстати, если с Узбекистана станут принимать работников, то среди них русскоговорящих наверняка будет много, что облегчит жизнь как самим новичкам, так и принимающей стороне…
– Компания «Рено» оценила чистый убыток от ухода из России в 2,3 миллиарда евро. ВАЗ же после их ухода начал подниматься с колен. На первый взгляд, одни плюсы от этого разрыва. Согласны?
– Про то, что французы сильно жалеют, ваша газета уже писала. «Бракоразводный» процесс с фирмой «Рено» продолжается, и последствия «реновации» на ВАЗе еще долго будут ощутимы.
– На днях Максим Соколов заявил, что компания «Рено» еще может вернуться в Россию. Как вы оцениваете вероятность такого развития событий?
– Возврат французов в автопром России в ближайшее время маловероятен из-за политических разногласий по вопросу Украины. Всё зависит от ситуации сглаживания отношений с недружественными государствами.
– Поддерживаете ли перевод производства «Весты» из Ижевска в Тольятти? В свое время вы говорили в одном из интервью, что нужно думать о коллективе «ИжАвто» при принятии таких решений…
– Перевод «Весты» для сборки на наших главных конвейерах – это, скорее всего, экономически-политическое решение. Мало пока достоверной информации, чтобы делать какие-то выводы. Поживем – увидим…

Цены – это большая загадка

– В соцсетях почти еженедельно появляются фотография с ценниками на «Весту» в автосалонах Москвы и других городов. Стоимость страшная – до 2,5 миллиона рублей, а иногда и еще выше. Понятно, что машина сейчас в дефиците, однако многие надеялись, что с уходом французов продукция автозавода станет более доступной по цене.
– Ценообразование на заводе всегда оставалось большой загадкой, а в нынешнее непредсказуемое время стоимость автомобилей, скорее всего, будет удивлять население России еще много раз.
– ВАЗ разрешил своим дилерам торговать китайскими автомобилями. Правильно ли это? Кстати, в августовском рейтинге продаж на российском авторынке солидный рост показала одна из моделей китайского бренда «Хавал», вышедшая на второе место после «Гранты». На ваш взгляд, не приведет ли дружба с Поднебесной к тому, что продукция из этой страны начнет вытеснять отечественную, как это уже случилось во многих других отраслях?
– В нынешней ситуации, когда наступил период выживания, а не развития, варианты торговли автомобилями любых производителей правомочны и правильны, на мой взгляд. Дилерскую сеть завод пытается сохранить, и это разумно.
Автомобили коммунистического Китая с каждым годом становятся всё лучшего качества, что заметно по всей России. Ничего опасного в этом не замечаю. Идет естественная конкурентная борьба на авторынке, что стимулирует и повышение качества машин на ВАЗе.
– На вашей памяти, российский авторынок когда-нибудь испытывал проблемы, схожие с нынешними? Я имею в виду падение продаж более чем на 50 процентов (если брать ситуацию с начала года) и цены, которые многие покупатели считают завышенными.
– Мировой и российский авторынки при капитализме сильно подвержены колебаниям – ничего нового тут нет. Вроде бы в целом народ у нас небогатый (около 20 миллионов человек за чертой бедности), а вокруг всех домов вечером негде поставить автомобиль. Теневая экономика в нашей «бедной» стране до сих пор пышно цветет.
Теперь отвечу на ваш вопрос. Падение продаж автомобилей было в новом нашем веке уже трижды. Начинается период восстановления авторынка уже сейчас, и в ближайшие два года, если не будет обострения международной обстановки, производство и продажи автомобилей в России пойдут в рост.

«Икс» ушел в историю

– На заводе довольно много говорят про абсентеизм – солидную доплату для тех рабочих, которые не уходят на больничный, не берут скользящие по неотложным делам и вообще готовы чуть ли не ночевать у станков. Как вам такой подход к повышению эффективности труда каждого сотрудника? Прямо-таки сквозит капитализмом, согласны? Лично я не понимаю, как человека можно лишать доплаты из-за того, что кто-то на него чихнул в автобусе, и он заболел?
– Забота о здоровом образе жизни рабочего коллектива и стимулирование деньгами тех, кто старается меньше болеть и меньше брать отгулов, появились в сильно явном виде при Бу Андерссоне. Тема деликатная, и надеюсь, что вице-президент ВАЗа по персоналу Дмитрий Михаленко не допустит перегибов. Вообще, работники сами должны активно следить за своим здоровьем и меньше бывать на больничном. Здоровый дух обязан влиять на здоровое тело!
– Не исключено, что ВАЗу придется отказаться от такой модели, как «Икс Рей». Вам ее не жалко? Неплохая модель…
– Это вынужденное и вполне разумное в данный момент решение. Модель свое отыграла, локализация в производстве была почти ущербная, так что этот «Икс» ушел в историю вместе с моей эпиграммой, которая понравилась Стиву Маттину:
Да будь я иль шведом преклонных годов,
Иль франко-японским евреем,
Я б Маттина Стива спросил без понтов:
 – За что назвал «Ладу» – «Икс Реем»?
Сейчас надо наращивать выпуск других моделей и за счет увеличения объемов производства снижать цену продажи.
– В заключение: что можете пожелать работникам ВАЗа и всем горожанам в преддверии одного из основных для Тольятти профессиональных праздников – Дня машиностроителя?
– В первую очередь, здоровья и финансового благополучия всем. Еще терпения и веры в то, что всё наладится, поскольку завод движется в правильном направлении. А если на предприятии всё будет хорошо, то и в городе тоже. Это вам кто хочешь подтвердит, включая Николая Ренца. Так что давайте чаще будем вспоминать ВАЗ добрым словом.

С Кузьмичом переписывался Андрей ЛИПОВ
Просмотров : 2604
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 21...23, ветер 9 м/с
вечер 18...20, ветер 0 м/с
Завтра
ночь 13...15, ветер 1 м/с
утро 12...14, ветер 3 м/с