Культура
(16+) Музыкальные кубики собрали по-новому

В ДК «Тольяттиазот» открылся третий сезон просветительского проекта «Интеллектуальный клуб «Химия слова». Старт был дан лекцией Льва Ганкина, журналиста, историка популярной музыки, ведущего программы «Хождение по звукам» и автора одноименной книги, писателя, критика и переводчика. Тема лекции: «От Элвиса Пресли до Билли Айлиш: 70 лет популярной музыки за полтора часа».
Перед началом первой лекции сезона заместитель генерального директора «Тольяттиазота» Юлия Петренко ответила на вопросы корреспондента «Вольного города», приоткрыв завесу над тем, что будет происходить в лекционном зале в первое полугодие нового проекта.
– Мы продолжаем развивать проект, искать новые темы и новых лекторов, – сказала Юлия Владимировна. – До завершения года наши постоянные и новые слушатели получат возможность встретиться с экспертом  по стилю Александрой Бадовой, которая расскажет, как выглядеть современно и не разориться, арт-фотограф Юрий Шалимов даст инструкцию по применению вдохновения. О новостях астрономии и будущем Земли поведает старший научный сотрудник государственного астрономического института имени Штернберга Владимир Сурдин.
Порадуют встречи с лекторами, которые себя зарекомендовали и полюбились слушателям в прошлые сезоны: психологом, специалистом по семейным и детско-родительским отношениям, ведущим передачи «Только для взрослых» на детском радио Александром Колмановским, филологом, журналистом и публицистом Леонидом Клейном, ученым, доктором филологических наук Кириллом Бабаевым.
– А как происходит встреча авторов и участников проекта: вы выбираете лекторов или они вас?
– Конечно, поиск начинаем мы. Выбираем, что может быть интересно слушателям. Связываемся с лекторами, они предлагают темы, которые могли бы осветить. Из предложенного мы выбираем то, что подходит под формат нашего проекта. Вот так мы и приходим к консенсусу. Кто-то из лекторов может предложить одну интересную лекцию, у кого-то – целая серия.
– Как, например, у Бабаева. Он рассказывал об интереснейших языках мира, потом – про загадочную для нас Африку. А в новом сезоне предстанет в качестве историка? Трудно представить еще большую разносторонность!
– Да, он не только владеет двенадцатью языками, исследовал африканский континент, но еще и написал бестселлер «История человечества в великих документах». В своей лекции Кирилл затронет самый, пожалуй, животрепещущий вопрос – объективности истории.
– О чем расскажет Леонид Клейн на сей раз: о классике или современных писателях?
– Он будет впервые говорить об иностранной литературе, о творчестве Джерома Селинджера, «самого русского американского писателя». В этом году впервые  проведет две встречи: сначала прочтет лекцию в ДК, а на следующий день в одной из  библиотек сделает разбор рассказа писателя вместе с читателями-подростками.
– В чем особенность сегодняшней лекции?
– В прошлом сезоне мы говорили о классической музыке. Музыкант и популяризатор классики Ляля Кандаурова рассказывала о связи стилей и эпох в ней на более академичном языке. Сегодняшняя лекция заинтересует еще больше слушателей: популярная музыка многим знакома и интересна...
Зал был, что называется, под завязку. Я увидела в нем и любителей классики, и разносторонних слушателей, которым в равной мере интересны искусство, наука, литература и  психология. Легче всего предположить, что за промелькнувшее метеором лето многие успели ужасно соскучиться по интеллектуальному досугу, и нет лучшего варианта скоротать дождливый осенний вечер, нежели лекция проекта «Химия слова».
Лев Ганкин начал свою лекцию с того неоспоримого факта, что с каждым десятилетием мир становится намного громче.
– Если бы мы каким-то образом перенеслись на 100 лет назад, то поразились бы тишине.
Два коротких отрывка записи Френка Синатры и Элвиса Пресли продемонстрировали некий водораздел, каким стала Вторая мировая война. Первому исполнителю аккомпанирует симфонический оркестр, второму – рок-н-ролл бэнд. Стиль исполнения, темп, громкость при равных вокальных данных – различия очевидны.
– Музыка 50-х – это уже музыка электрическая, более громкая, что можно объяснить самой звуковой картиной недавно завершившейся войны – с ее разрывами снарядов и канонадами...
Именно после войны стало широко применяться слово «тинейджер», новое поколение было основным потребителем популярной музыки, большой вклад в которое внесли афроамериканцы.
– Вообще рок-н-ролл имеет афроамериканское происхождение. Неспроста говорили: «Негр думает танцуя». Основой музыки становится ритм...
Ритм-энд-блюз переродился в соул, знаковые исполнители которого – тоже темнокожие. Следующий стиль – фанк, в котором на ритмичную музыку наложен упрощенный вокал, «речевки» фронтмена. 
– В 60-70-е годы музыка была «чернокожей». «Белая» музыка – скорее бардовская, традиции которой заложены Бобом Диланом, кстати, он недавно получил Нобелевскую премию по литературе. Это понятно, мы все знаем, что авторское исполнение предполагает поэтическую основу текста.
Когда из Америки популярные мелодии пришли в Европу, они претерпели видоизменения, связанные с силой укоренившейся в музыке Старого света классической традиции. Лектор заговорил, конечно же, о «Битлз» и несколько копирующих их не только в стилистике исполнения, но и в оформлении альбомов «Роллинг Стоунз».  В конце 60-х стал популярен психоделический рок, в музыке появилась некая вседозволенность – трек может быть любой продолжительности, хоть 20 минут, нет ограничения в темах, сюжетах.
Позже появляется жесткий хард-рок и как противовес ему – глэм-рок, от слова «гламур». Немецкая группа «Крафтверк» придумала роботизированную электронную музыку, исполняемую в полной неподвижности. Потом появляется «новая волна»: нью-ритмикс, электропоп, синтипоп – от слова «синтезатор».
– При «Битлз» – синтезаторы огромные, их сложно было возить на концерты, они использовались только при студийной записи. При наличии современных синтезаторов и драм-машины, которая программирует ритмический рисунок, практически отпала необходимость в группе, исполнить композицию можно и в одиночку...
Но африканские традиции никуда не делись, на фоне изобилующей ритмами электронной музыки исполнитель, именуемый «МС», читает в микрофон тексты собственного сочинения. Это то, что мы называем «хип-хоп» или «рэп».
– Почти взаимозаменяемые термины...
Появляются ремиксы, способные усилить ритмами не очень удачную композицию при помощи обработки синтезаторами и драм-машинами, сделав ее шлягером, дав вторую жизнь. И вообще, музыка становится... вечной!
 – Раньше для того, чтобы услышать музыку, нужно было пойти на концерт, где она звучала каждый раз, как единственный. Музыка была преходящей. Сегодня она является технически воспроизводимой, тиражируется и звучит повсюду, в каждом магазине и каждом телефоне. 
Завершил свою яркую и отлично срежиссированную лекцию Лев Ганкин следующим выводом:
– В 90-е и нулевые годы практически все описанные мною стили пережили ренессанс, и в популярной музыке можно встретить все развивавшиеся с 50-х тенденции. Это похоже на коробку с разноцветными кубиками, которую вывалили перед ребенком. Ничего нового вроде создать нельзя. Но можно комбинировать эти кубики, собирая их каждый раз 
по-новому. Возможно ли в популярной музыке создать что-то новое? Оказывается, да! Открытием этого года стала певица, на концерте которой, прошедшем в Москве, я с удивлением наблюдал 10 тысяч дико визжавших детей в возрасте от 10-ти до 14 лет. Это было похоже на битломанию...
На экране мы увидели фото какой-то юной хулиганки. Это Билли Айлиш, новая поп-звезда. В ее музыке угадываются как будто бы все описанные лектором стили, но... Как-то по-другому звучит она и действительно завораживает.
– Кубики собрали по-новому...
Ровно через неделю, в следующую пятницу, 4 октября, Кирилл Бабаев, ученый, доктор филологических наук, автор книги-бестселлера «История человечества в великих документах»  прочтет в ДК «Тольяттиазот» лекцию на тему «Существует ли истина в истории и где ее искать».

Поп-музыку слушала Надежда БИКУЛОВА

Просмотров : 971
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 1...3, ветер 3 м/с
вечер 0...-2, ветер 1 м/с
Завтра
ночь -4...-6, ветер 1 м/с
утро -3...-5, ветер 2 м/с