(16+) Юрий Целиков: Через три года на ВАЗе могут остаться одни иномарки
Персоны
(16+) Юрий Целиков: Через три года на ВАЗе могут остаться одни иномарки
На днях мы вновь встретились с ветераном ВАЗа, давним другом «Вольного города» Юрием Целиковым. Когда предварительно созванивались, чувствовалось, что Кузьмич явно взволнован идущими на заводе процессами и готов поделиться фактами, касающимися постепенного вытеснения с производства моделей под брендом «Лада».
– Сегодняшний руководитель Волжского автозавода – представитель оборзевшего капитализма, который окончательно перечеркнул все обещания, данные в 90-х годах трудовому коллективу, – начал беседу Юрий Кузьмич. – Тогда, перед приватизацией ВАЗа, людям говорили, что каждый работник будет участвовать в производственных процессах, в развитии завода и даже в управлении. Многие тогда на это купились, тем более что многие бывшие члены парткомов хором подпевали о необходимости скорейшей приватизации. Кстати, на тот момент заводская фирменная сеть уже была приватизирована, что позволило сохранить собственность ВАЗа во всех бывших республиках СССР, кроме Эстонии и частично Литвы.
В итоге Ельцин подписал указ о приватизации Волжского автозавода. Что же касается данных обещаний, то активную роль трудового коллектива в жизни предприятия поддерживали до того момента, пока пост руководителя не покинул Владимир Каданников. Сейчас же с приходом Бу Андерссона люди окончательно перестали что-то решать и на что-то влиять.
Совсем недавно на автомобильном форуме в Санкт-Петербурге новый гендиректор ВАЗа спрогнозировал падение российского авторынка на 20 процентов, а на нашем предприятии объемы продаж могут снизится процентов на 12-15. В будущем же он рассчитывает переломить ситуацию за счет жестких методов экономии. Кстати, сейчас уже можно говорить, что мы окончательно переходим на капиталистическую считалку производительности. На ВАЗе в год на одного работающего собирали около 12 автомобилей, но тогда туда входили металлургическое производство, прессовое – то есть все те, кто делал комплектующие. Капиталистический же метод предусматривает только тех рабочих, которые задействованы в сборке. Так вот Бу Андерссон по этой считалке обещает производить к 2018 году до 40 машин на одного работника.
– А есть принципиальная разница, сколько машин в год выпускается на одного работника?
– Бу Андерссон своим заявлением показал всем вазовцам, что у нас низкая производительность труда и что спрос на автомобили «Лада» падает, а значит надо сокращать объемы их выпуска, а иномарок наоборот делать больше. Это вполне логичное желание зарубежных фирм – похоронить бренд «Лада», чтобы полностью занять отечественный рынок.
– Намекаете на то, что Бу Андерссона интересует не только, чтобы ВАЗ стал прибыльным, но и планомерное уничтожение главного отечественного бренда?
– У меня есть информация, подтвержденная сразу несколькими источниками на ВАЗе. С того момента как на заводе начали осваивать контрактную сборку (то есть выпускать иномарки) резко стали расти цеховые затраты на автомобили бренда «Лада». Ситуация сейчас такова, что затраты на электроэнергию, воду, канализацию, вентиляцию, уборку и другие общезаводские расходы заложены лишь в стоимость машин, выпускаемых под брендом «Лада». Понимаете, о чем я?
– За счет этого растет их себестоимость?
– Конечно! Сначала на 10 тысяч рублей, потом на 12, сейчас уже почти на 20 тысяч, и это при всех обещаниях снизить производственные затраты. Их, конечно, снизили, но только для «Ниссан Алмеры», «Ларгуса», «Рено» за счет того, что в контракте на сборку этих машин производственные затраты являются общезаводскими. Сделано все очень грамотно, и в итоге цена на производимые у нас иномарки приближается к «Ладам». Я хоть и являюсь акционером, но не могу добиться правды о том, из чего складывается себестоимость автомобилей «Лада» и тех, которые выпускают на платформе «Б ноль».
– Прямо-таки заговор какой-то против Волжского автозавода со стороны его зарубежных хозяев… Вроде бы Бу Андерссон говорил, что судьба завода ему не безразлична, да и для города с регионом собирался что-то сделать.
– В его словах я вижу изрядную долю лукавства. Есть информация, что если к моменту окончания срока контракта (а он у него трехлетний) Бу Андерссон выведет Волжский автозавод на прибыль, то он будет освобожден от прочих обязательств и получит за свои труды почти такую же сумму, какую в свое время получил при уходе с завода Владимир Артяков.
– А сколько получил Артяков?
– Миллиард 400 миллионов рублей. Это месячная зарплата всех работников завода. Не сомневаюсь, что за три года свою задачу Бу Андерссон выполнит. Он жесточайшим образом сократит персонал, не думая о последствиях, а потом, получив деньги, покинет наш город. А после него вместо вазовской ладьи нужно будет Ноев ковчег строить.
– Если так все и будет, что останется после Андерссона?
– Бренд «Лада» будет только в воспоминаниях вазовцев. Останется контрактная сборка с высоким процентом локализации, то есть сбудется заветная мечта иностранных производителей уничтожить наш отечественный автопром. ВАЗу же придется долго осваивать зарубежные технологии, присматриваться. Не скажу, что это однозначно плохо, поскольку есть пример Китая, перенимающего все лучшее, да и у нас Петр I в свое время пригнал в Россию иностранцев, у которых многому научились, а потом поперли их отсюда.
– Есть еще один, полуфантастический вариант развития. Подстрекаемый американцами Евросоюз продолжает давить на Россию санкциями. Если предположить, что мы окончательно рассоримся с Западом (а произойти это может, если Путину надоесть наблюдать, как убивают людей на Донбассе и он решит вмешаться), возможна ли национализация ВАЗа и изгнание французов?
– Почему полуфантастический? Конечно, сегодня такой сценарий маловероятен, но если Франция будет наезжать на нашего президента, думаю, он вернет орден Почетного легиона (также поступят Чемезов с Комаровым), а потом завод быстренько обанкротят и национализируют. А у нас тут и конвейер обновленный, так что вполне и без них обойдемся.
– Не так давно стало известно, что Бу Андерссон избавился от директоров СКП (Валентина Шендяпина), МСП (Владимира Бокка) и ряда других руководителей с большим стажем. Даже создатель «Нивы» Петр Прусов оказался не нужным… Не приведет ли это все к тому, что на ВАЗе начнутся проблемы с квалифицированными кадрами?  
– На ВАЗе коллектив – как многослойный пирог, так что сняв сверху повидло, вкусовые качества сильно не изменятся. Те же Бокк с Шендяпиным были готовы к уходу еще несколько лет назад и подготовили себе хорошие замены. Так что их уход скажется лишь для некоторого близкого окружения.
– А у Петра Прусова обиды не осталось?  
– С ним история получилась немного иная. Он уволился по собственному желанию, зная, что его товарищей пенсионного возраста (Мирзоева, Головко, Пересыпкинского) уже отправили на отдых, а сам он настолько авторитетен, что руководству завода неудобно делать такие предложения. Выбор он сделал сам, обид никаких нет, а есть лишь обеспокоенность, что проект «Нива-3» новое руководство потихоньку душит в своих объятьях.
– Проходила информация, что Бу Андерссон недоволен работой поставщиков ВАЗа и от услуг многих из них он хотел бы отказаться. Многие занервничали, так как с автозаводом работает множество предприятий Тольятти, а значит, не у дел могут оказаться тысячи горожан.
– Поднять качество комплектующих можно несколькими путями. Первый – помогать поставщикам модернизировать оборудование, как в свое время делал Виктор Поляков, направлявший своих специалистов на все заводы-поставщики. Но у Бу Андерссона такая помощь в контракте не значится, а значит выбран второй путь – давить на производителей комплектующих. Душат их еще тем, что оплачивают поставки комплектующих в течение 60, а то и 90 дней, пока не будет реализована продукция. Сами понимаете, крупные зарубежные поставщики на такие условия пойти могут, а вот местным гораздо сложнее. Не стоит забывать, что у концерна «Рено-Ниссан» в странах Европы и Азии множество своих поставщиков, с которыми работают уже годами и, конечно же, их пытаются протащить на ВАЗ. То есть удавку на шею местных поставщиков уже набросили, а вот будут ли ее затягивать – пока вопрос.
– Обычно наши с вами встречи не обходятся без того, чтобы не была затронута тема дилерской сети. Бу Андерссон вроде бы начал вникать в эту тему, так что хочется спросить: есть ли позитивные сдвиги?
– Складывается впечатление, что он так и не вник в проблемы маркетинга и продаж. Количество серых дилеров продолжает расти, завод теряет колоссальные деньги из-за бездарной системы бонусов, внедренной бывшей командой управленцев. Суть ее в том, что при выполнении плана продаж дилеры получают большие премии из заводских средств. Так вот в погоне за этой премией дилеры быстренько и почти без накрутки перепродают машины серым дилерам, чтобы выполнить план. В результате эти самые серые дилеры плодятся как грибы-поганки. Они ведь торгуют за наличные деньги и прекрасно живут. Не надо ведь забывать о том, что по всей стране до сих пор многие люди уверены, что вазовские машины лучше всего покупать именно в Тольятти, чтобы их не повредили по дороге или не подменили комплектующие. Как результат – серые дилеры продают машин в два с лишним раза больше, чем официальные.
– Каково соотношение официальных и серых дилеров?
– Официальных по всей стране около 400, а серых – раза в два больше.
– На днях руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов в интервью заявил, что нужно повышать стоимость бренда «Лада». Означает ли это, на ваш взгляд, что он решил серьезно заняться Волжским автозаводом?  
– Нет, конечно. Его сейчас гораздо больше интересует ракетно-космическая отрасль, куда он перетащил Комарова. Это заявление Чемезова – не более чем дипломатический ход. Повысить стоимость бренда «Лада» сейчас намного дороже, чем продолжить процесс эвтаназии.
– Мы встречаемся накануне Дня города, так что не могу не спросить: как вы относитесь к обсуждаемым сейчас возможным изменениям, касающимся местного самоуправления? Вроде бы определенные силы стремятся сместить мэра, шли разговоры о назначении сити-менеджера…
– Считаю, что убирать Андреева в нынешних условиях – не самое умное решение. Сегодня это фигура, на которую можно пускать все негативные городские потоки. Вообще, нынешняя ситуация в Тольятти очень выгодна для губернатора, поскольку все сливки достаются ему, а все разговоры только о том, как много сделал губернатор. Да, я тоже недоволен Андреевым, однако нельзя не отметить, что он сейчас работает лучше, чем в прошлый год. Можно сказать, что мэр прошел курс молодого бойца и становится своеобразным дедом на армейском фронте городских проблем. И зачем его менять? Пусть доработает свой срок. Он приспособился к губернатору, дистанцировался от дел с компанией Вексельберга, да и  Прохоров теперь на него влиять, наверное, не будет. Конечно, здесь идут политические игры, но главной оценкой все-таки должны быть реальные дела.
В заключение беседы Юрий Кузьмич напомнил об одной печальной дате. В ближайшее воскресенье будет ровно 10 лет с момента смерти первого президента ВАЗа Виктора Полякова. Каких-то масштабных мероприятий на этот день не планируется (ветераны традиционно съездят на его могилу на баныкинском кладбище), а вот подготовка к 100-летию Виктора Николаевича уже началась, причем Бу Андерссон уже дал команду подчиненным, чтобы подключались. Отмечать юбилей будут 3 марта 2015 года.

Беседовал
Андрей ЛИПОВ
Просмотров : 2661
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 14...16, ветер 2 м/с
утро 21...23, ветер 2 м/с
Завтра
день 23...25, ветер 2 м/с
вечер 20...22, ветер 1 м/с