Культура
(16+) Уральский музееград привез на Волгу подлинник Рубенса
Уникальная выставка открылась в стенах художественного музея. Ее «гвоздем» является живописное полотно кисти самого Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Также большой интерес вызовут 33 гравюры периода европейского барокко. Все работы предоставлены Ирбитским государственным музеем изобразительного искусства (ИГМИИ), генеральный партнер проекта – «КуйбышевАзот».

Вернисаж «Питер Пауль Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко» имеет сложную предысторию. Сотрудничество тольяттинского и уральского музеев началось еще в 2005 году выставкой «От Дюрера до Гойи. Три века европейской гравюры», вызвавшей ажиотаж в культурном сообществе. «Гвоздем» той экспозиции стал единственный в мире оттиск гравюры Франсуа Ланго «Поругание Христа» по картине Ван Дейка, погибшей в годы Второй мировой войны.
15 ноября 2012 года мир облетела сенсационная новость: в Ирбите обнаружен подлинник Рубенса. До этого «Кающаяся Магдалина» считалась списком с такой же картины, хранящейся в Венском художественно-историческом музее. В уральский город она попала в 1976 году.
– В Эрмитаж, откуда ее нам передали, она попала, в свою очередь, из частной коллекции, причем история ее бытования неизвестна. И в неважном состоянии: под темными слоями лака трудно было разглядеть детали. 30 лет картина хранилась в запасниках...
Генеральный директор ИГМИИ Сергей Мурзин рассказал о том, что давно уже называют ирбитским чудом. Небольшой городок с населением чуть более 36 тысяч славился в старину своими ярмарками, а в советское время – мотоциклами «Урал». Но почти полвека назад, в 1972 году усилиями одного невероятно увлеченного человека основан был музей изобразительного искусства, в который стали поступать произведения великих мастеров из Эрмитажа, Русского и Пушкинского музеев.
Сегодня коллекция составляет около 15 тысяч единиц хранения, сам ИГМИИ входит в музейный комплекс, в составе которого – музей гравюры и рисунка, музей уральского искусства и музейно-выставочный центр. Ирбит стали называть музееградом: кроме художественных, здесь действует сеть краеведческих и, конечно же, музей мотоциклов.
Основатель ирбитского музея Валерий Карпов ушел из жизни летом этого года. Выставка рубенсовского шедевра в Тольятти планировалась им с 2019 года, и преемники этот проект воплотили. До нас «Кающаяся Магдалина» была показана жителям Урала и Сибири, на Волге мы приняли ее первыми.
– Сергей Михайлович, какая же работа подлинная, а какая копия: ваша или венская?
– Вероятно, обе картины подлинные, они вышли из мастерской Рубенса. Благодаря исследованиям, которые проводились нашим музеем с привлечением специалистов, да и при простом визуальном анализе очевидно, что картина свойственна манере Питера Пауля Рубенса.
Это чистое барокко, тогда как венская ближе к рококо, там есть элементы, не свойственные Рубенсу. Но его мастерская была одной из самых больших в Европе, оттуда выходили сотни произведений. Рубенс не мог самостоятельно работать над таким количеством – как правило, ему принадлежал творческий замысел, и он выполнял ключевые части произведения, остальное дописывали ученики.
Мы уверены, наша картина – первый авторский вариант, это подтвердили члены экспертной делегации Эрмитажа после реставрации. Также над картиной работали ученики Рубенса Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс. Фигуру Марии писал Рубенс, сестру Марфу – ван Дейк и Йорданс. Впоследствии ученики стали не менее известными, чем Рубенс, ван Дейк считается его преемником…  
Графические работы из единственного в стране специализированного музея гравюры и рисунка представляют предшественников Рубенса, повлиявших на его становление как художника, современников, которые работали в его мастерской и активно копировали живописные полотна, а также последователей.
– Живописные полотна писались по заказу, стоили очень дорого и были доступны узкому кругу лиц, – пояснила сотрудник музея Ирина Малкова. – Гравюра же была тиражной и доступной по стоимости, она проникала в разные социальные слои, способствуя популяризации искусства.
Таким образом, 33 гравюры разделены на три блока: предшественники, ученики и последователи. Ирина Александровна провела экскурсию по залам и работам. Но перед этим состоялось торжественное открытие выставки и ее главного шедевра размером два на полтора метра. Покрывало с полотна сняли директор ИГМИИ Сергей Мурзин и начальник управления информацией «КуйбышевАзота» Елена Косова. В этом году предприятие отметило свое 55-летие и в честь юбилея сделало городу такой роскошный подарок.
Для тех, кто интересуется подробностями исследования холста и желает сравнить его с венским «близнецом», представлена подробная информация с фотографиями на отдельных стендах. Открывает экспозицию графических работ гравюра с живописного оригинала – портрета Питера Пауля Рубенса кисти его ученика Антониса ван Дейка.  
Рядом – гравюра с портрета жены и сына Рубенса, выполненного самим художником. Неизвестный гравер использовал технику мецца-тинто, на работе не видно штрихов от резца, она словно написана акварелью.
Работы предшественников Рубенса датированы еще 16-м веком, это Лукас ван Лейден, Ханс Колларт, Иоганн Саделер и другие, темы работ – библейские и мифологические сюжеты. Офортами занимался и Антонис ван Дейк – тот самый, современник, ученик и даже соавтор Рубенса, представлена его работа «Поругание Христа». Очень много работ представителей голландской, фламандской школ, копировавших в графике живописные полотна Рубенса в конце 17 века, их коллег из Франции и Австрии, чьи работы датируются уже 18 веком. Ирина Малкова обратила внимание на то, как изображает Рубенс людей и животных, как похожи у них глаза – «фирменные», так сказать, рубенсовские глаза:
– Он изображает совершенно человеческие белки глаз у львов и леопардов, а у лошадей – даже ресницы...
Наконец остановились возле главной картины вернисажа. Внимание зрителей обращается на левый нижний угол полотна, где босой ногой Мария отодвигает шкатулку с украшениями и еще два предмета:
– Современным школьникам чудится планшет. Но это зеркало из полированного серебра, предмет роскоши, от которого отказывается кающаяся грешница. Рядом – стеклянный флакон драгоценного масла миро.
Символично, по словам искусствоведа, изображение кающейся Марии на фоне красного полотнища, а ее сестры – на фоне безмятежно голубого неба.
– А сестра ведь ей не верит, – прокомментировала зрительница,– по выражению лица видно...
– Да, верно подметили, – согласилась Малкова, – сестра изображена в монашеском одеянии. Праведница, конечно, не верит бывшей блуднице. Кстати, нигде в Евангелии Мария Магдалина не называется блудницей, в православной традиции она – одна из жен-мироносиц. Но в католичестве распространилось такое видение этого персонажа, и в искусстве за ней закреплен образ блудницы...
Действительно, очень театрально, «по-рубенсовски» закатывает глаза и заламывает холеные руки пышнотелая красотка. Таков уж стиль барокко, он позволяет изображать Богоматерь с прической 17-го века, увековечивать в библейских образах своих родственников. Зато исследователям эпохи и ее ярких представителей – художников эти работы дают массу нужной информации о том времени.   
Выставка «Питер Пауль Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко» будет работать до 7 ноября.

На выставке была Надежда БИКУЛОВА
Просмотров : 750
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 1 м/с
утро 11...13, ветер 2 м/с
Завтра
день 15...17, ветер 2 м/с
вечер 11...13, ветер 1 м/с