Культура
(16+) Прочитали, обсудили и решили: не Чехов...
Три вторника подряд в театре «Колесо» проходили читки и обсуждения пьес, представленных на пятый конкурс драматургии «Читаем новую пьесу». Этот конкурс существует с 2014 года, начинался как областной, потом стал всероссийским и международным.

Как рассказал один из его инициаторов, руководитель проекта «Театральный вторник» драматург Александр Игнашов, проходивший с октября 2022 по март 2023 года конкурс был посвящен 35-летию драматического театра «Колесо» имени Глеба Дроздова.
На конкурс по трем номинациям представлены 194 пьесы авторами из России, Беларуси, Казахстана, Латвии и Израиля. Среди участников восемь было из Самарской области, пятеро из них – тольяттинцы. В шорт-лист, правда, никто из них не попал. Но на читках в номинациях «Пьеса для детской аудитории» и «Пьеса для большой сцены» произведения тольяттинцев прочитаны и предложены на суд слушателей или потенциальных зрителей.
Егор Дроздов, актер театра «Колесо», написал пьесу-сказ «Живая вода» для детей. Тольяттинский писатель Александр Арндт – мелодраму для аудитории 16+ «Свой-чужой». А вот в номинации «Пьеса для малой сцены» мы слушали «шортовые» вещи москвички Анастасии Ильиной, пьесу «Отче», и монопьесу уроженки Кирова, ученицы Николая Коляды Марии Бердинских «Сиреневые шлепанцы».
Конечно, судить о возможных качествах спектакля лишь по тексту, даже прочитанному профессиональными актерами, бессмысленно. Все знают, что поставить можно даже телефонный справочник. Но для чего-то же существует и драматургия?!
Интересным, вне всякого сомнения, будет моноспектакль «Сиреневые шлепанцы», и его уже взял в работу учитель драматурга Николай Коляда. Это его стиль, история, разворачивающаяся на остановке, где сумасшедшая женщина рассказывает свою обыденную и страшную историю жизни всем, кто слушать-то ее и не хочет. У каждого свои скелеты в шкафу. А мимо остановки летят обертки от мороженого, желтые листья и комья снега.
– Жизнь проходит мимо, – как сказала одна из зрительниц-слушательниц.
Представляю, какую тонкую вещь может сделать талантливый режиссер из этого талантливого текста.
А вот другая мини-пьеса совсем не тронула. Хотя в «Отче» тоже есть смерть, боль и ребенок. Ребенок с лишней хромосомой. Актуально? Да, там еще и проблемы неполной семьи, и родительский диктат. Но слишком уж чувствуется метерлинковский налет не слишком тут нужного символизма. А имена: Мариус, Марта? К чему этот интернационализм непонятный? И не очень достоверно: женщина «выходит в окно», так как у нее родился даун.
– Это суицид? Нет? Не очень понятно.
– Я специально оставила этот люфт для постановщика.
– Может, они на первом этаже живут, – пошутили из зала.
Автор Анастасия Ильина присутствовала на читке. Разумеется, и наши местные авторы – тем более. Переживали. Но правду им в глаза всё равно говорили. Арндт, безусловно, хороший прозаик, теперь еще и драматург: в «Дилижансе» шел спектакль по его пьесе «Неземная жизнь Сереги, члена гаражного кооператива». Единственный, который пришлось посмотреть в онлайн-варианте из-за ковидных ограничений. Поэтому судить о нем трудно, но вообще-то автор собрал реальные истории и убедительно их интерпретировал.
Но вот в пьесе «Свой-чужой» чего-то, вероятно, именно достоверности и убедительности, не хватило.
– Очень трудная, острая тема, сложно было за нее браться, – призналась режиссер читки Вера Зиновьева.
Она про ту ситуацию, о которой мы молчим и не называем тем запрещенным словом, которое в тексте используется и озвучивается актерами. Я не знаю, возможно, это допускается условностями жанра. Но, чтобы «не подраться», было условлено обсуждать не ситуацию, а пьесу. Повторю, причем это не только мое мнение, – она не убедительна. В тексте полно шаблонов. Может, автор спешил, дабы угнаться за конъюнктурой?
– Сегодняшняя молодежь разговаривает такими штампами?! Девушка 19 лет говорит: «Мне трудно быть патриотичной, когда я вижу говорящие головы в телевизоре, у которых недвижимость и дети на Западе». Что, так говорят в интимной беседе?!
Последовал контраргумент:
– Но она увлечена участником боев, который на пять лет старше, ей хочется казаться лучше, умнее выражаться...
От себя добавлю: ну, если уж так была бы увлечена, то без всяких оговорок прониклась убеждениями возлюбленного.
Нет, опять не то. Не верится ни в любовь, ни в увлеченность, были мы молодыми, девятнадцатилетними – тоже...
Единственный нешаблонно прописанный персонаж – мама главной героини, не просто прочитанная, а сыгранная Светланой Имеровой. Действия в пьесе практически никакого нет. Опять вспоминается незабвенный Полиграф Шариков, мрачно рецензирующий в «Собачьем сердце» какую-то постановку:
– Разговаривают, разговаривают, контрреволюция одна...
Впрочем, эту реплику можно отнести ко всем пьесам. Кроме детских, на них не попала. О последней «Любовь. Достопримечательности» сами участники читок, актеры, сказали:
– Три раза прочитали, ничего не поняли!
А ведь эту пьесу берут к постановке в столичном театре!
– В ней будут играть Домогаров и Харатьян, – сообщил Александр Игнашов.
Автор, драматург Наталья Демчик очень плодовита, у нее множество пьес с такими говорящими названиями: «Самая красивая», «Заложники любви», «Роскошные женщины», «Мужской сезон». Последнее название ставилось и в «Колесе» в 2015 году.
«Любовь. Достопримечательности» – комедия, написанная очень профессиональным языком, с потрясающим юмором. Но за сложными, утонченными и отточенными словесными конструкциями, отсылками ко всей мировой культуре и субкультурам трудно, почти невозможно уловить основной смысл. Да, в сюжете есть три пары со своеобразными историями отношений и достопримечательности: музеи, экзотические уголки, круизный лайнер. Но к чему ведут эти высокоинтеллектуальные, с налетом иронии, беседы?
– Эти пары друг друга знают? Они пересекутся в финале?
Пьеса длинная и прочитана была не до конца.
– Да, они окажутся в финале на вулкане, который вот-вот проснется, – раскрыл интригу участник читок актер Александр Двинский.
Кажется, именно он резюмировал и общее впечатление о пьесе и ее авторе:
– Не Чехов...
Ну, на мой взгляд, Чехов еще более нуден, и у него не наберешься таких загадочных сентенций, как в пьесе Демчик:
– Раньше я была глупой, а сейчас сама нападаю на паническую атаку...
Ну, и все-таки пьеса вошла в шорт-лист конкурса и ее ставят в столице с Харатьяном и Домогаровым...

Надежда БИКУЛОВА
Просмотров : 218
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 5...7, ветер 1 м/с
утро 13...15, ветер 2 м/с
Завтра
день 18...20, ветер 3 м/с
вечер 13...15, ветер 0 м/с