Общество
Елена Бабаева: Должность обязывает уважать людей

Страна отмечает День химика. Тольятти всегда называли городом большой химии, поэтому к празднику причастны многие горожане. В преддверии значимого события мы решили  заглянуть в тольяттинский химико-технологический колледж, кузницу кадров для ведущих химпредприятий  города -- «КуйбышевАзота», «Тольяттикаучука», «Тольяттиазота».  Колледж занесен во Всероссийский национальный регистр «Сто лучших ссузовов России» в рубрике «Элита образования России». Регалий за подготовку специалистов высокого уровня у учебного заведения предостаточно. И в этом огромная заслуга коллектива колледжа. Сегодня мы беседуем с заместителем директора по учебной работе, кандидатом экономических наук Еленой Бабаевой, которая более  двадцати лет трудится в химико-технологическом колледже. 
-- В это учебное заведение я пришла в 1986 году. Здесь моя трудовая деятельность началась  с должности   заведующей отделением.  С 1991 года являюсь заместителем директора колледжа по учебной работе.  Были трудные времена, но    много и хорошего.   В годы перестройки,   когда менялась экономическая система в стране, необходимо было  перестраивать учебный процесс, основу которого  всегда  составляли технические специальности.  Наши выпускники -- это техники, механики,  технологи заводов  «Тольяттикаучук»  и  «КуйбышевАзот».    Менялись  учебные планы, вводились  новые государственные стандарты,   все было новое, непривычное.   И, конечно, продолжать  работу с промышленными предприятиями, выпускать специалистов такого же высокого класса, что и раньше, стало намного сложнее. Дело в том, что  изменилось соотношение спроса и предложения на технических специалистов. Одно время на заводах не было приема на работу, они сокращали объемы производства. Тем не менее,  мы не потеряли ни одного человека в коллективе, ни одну свою исконную специальность. И я считаю, что это во многом благодаря тем людям, которые работают в колледже.
 Многие педагоги трудятся здесь с самого  основания учебного заведения, например Зинаида Закомурная, Маргарита Аверина. Преподаватели, которые ведут спецдисциплины,  все  очень высокого уровня: Фаина Богомолова, Изабелла Кузнецова, Елена Васильева, Лидия Хавкина, Екатерина Сметанина. У нас преподаватели --  женщины, причем они выпускающие преподаватели,  занимаются дипломами, курсовыми проектами.  Соответственно,  дипломные проекты  студентов   находят практическое применение на заводах. В вузах нашим ребятам очень легко учиться. Иногда они используют свои конспекты, курсовые, которые делали в колледже для учебы и разработки новых проектов.
-- Для того чтобы давать самое лучшее, педагоги сами должны постоянно совершенствоваться. Им тоже приходится учиться?
-- Многие наши педагоги -- специалисты,  пришедшие с заводов. Изначально они получили инженерное образование и практику. Более шестидесяти процентов из них   имеют высшую квалификационную категорию. Это очень хороший показатель, потому что такую категорию  просто так не дают. Мы проводим аттестацию, оформляем документы. И так как находимся в федеральном подчинении, отправляем все документы в Москву. В столице решается  вопрос о присвоении той или иной квалификации.  Другие имеют первую категорию, что тоже важно. И несколько специалистов со второй категорией, это наша молодежь. У нас нет тех, кто бы не захотел или  не прошел аттестацию. Таков качественный уровень преподавательского состава в химико-технологическом колледже. 
Все меняется: оборудование, технологические процессы.  И конечно, наши преподаватели должны этому соответствовать. Для совершенствования организуются систематические стажировки. Разумеется, у нас очень тесные связи с предприятием «Тольяттикаучук».  Мы вместе с заводом разрабатываем учебный план, вводим по его предложению определенную тему  в дисциплину.  Помимо федеральной программы повышения квалификаци, преподаватели   ежегодно за счет бюджетных средств  проходят обязательные семинары по специализации в высших учебных заведениях Нижнего Новгорода, Самары, Москвы. Поэтому мы выпускаем таких специалистов, которых с удовольствием берут химические предприятия города и страны.
 Вузы принимают наших выпускников технических специальностей на сокращенные сроки обучения, так как они хорошо подготовлены.  Мы идем в ногу со временем, вводим много дисциплин, связанных с компьютерными технологиями.  Валентина Прохоренко, великолепный химик, преподает аналитическую химию, занимается научно-исследовательской работой,  внедрила компьютерные программы, связанные с химическими технологиями и программами.
В коллективе все работают с душой.  На заочное отделение набор сегодня  в основном  идет с заводов. Тенденция -- на предприятиях нужны грамотные специалисты, поэтому к нам идут учиться люди с производственным опытом. Ирина Драчева руководит этим отделением и экстернатом.
Самый сложный  -- это всегда первый курс. Ребята из школ приходят, не секрет, что у них  разная подготовка. Приходят и со слабыми знаниями, дотягиваем. Очень трудно, не зная азов математики, заниматься расчетами. Поэтому преподаватели первого курса очень много сил, времени тратят на подготовку ребят.   Это преподаватель физики Ольга Гетманская,  преподаватель математики Ирина Уткина, преподаватель литературы и русского языка Наталья Годовикова, преподаватель истории Мунира Газизова и многие другие.
-- Елена Степановна, какие качества характера помогают вам работать, руководить, учить и получать результаты, которым может позавидовать любой руководитель образовательного учреждения?
-- Как я работаю, должны судить другие (улыбается). Я считаю, что  должность,  которая предполагает работу с людьми, с учениками и преподавателями,  в первую очередь обязывает уважать людей.    Как бы ни было сложно, какие бы проблемы ни возникали, считаю, что необходимо, прежде всего, понять, помочь осознать ошибку, выслушать, объяснить. Пусть даже  перед тобой стоит студент -- двоечник или отличник. Нужно сделать так, чтобы проблема была решена.
Руководитель должен быть психологом. Иногда за бравадой скрывается  боль. Постарайся найти  подход и понять человека. Лишь в этом случае ты можешь перед ними ставить задачи.  Важно  ценить труд, не пройти мимо, если человек  хорошо сделал работу, проявил инициативу.  Люди знают: если что-то не получается у одного, мы сделаем это вместе. Поэтому, когда бывают сложные периоды, мы умеем вместе собраться.  Мы живем единой семьей. Поэтому как в семье: есть плохое, есть хорошее, но все нужно решать по-доброму.
-- Откуда вы черпаете силы, энергию, которой светитесь?
-- Не знаю, может быть, от положительных эмоций окружающих  меня людей. Если я вижу, что  от моей деятельности есть реальная польза, что я кому-то помогла найти себя, мне хорошо, я получаю удовлетворение.  Вот был разговор с одним студентом., Он все делал для того, чтобы не учиться.  Пообщались, выяснилось, парень хочет учиться по другой специальности.  Перевели -- и проблема ушла.    Осознание того, что ты  приносишь пользу людям, что дело твое очень нужно,  возможно, и есть тот источник  живительной силы…

Любовь  КОЧЕТОВСКИ

Просмотров : 1863
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 19...21, ветер 7 м/с
ночь 17...19, ветер 5 м/с
Завтра
утро 20...22, ветер 6 м/с
день 18...20, ветер 3 м/с