Город
(16+) Придут ли узбеки работать на ВАЗ?
Многих горожан взволновала появившаяся на днях информация о том, что руководство ВАЗа ведет переговоры с узбекским агентством по внешней трудовой миграции. Речь идет о привлечении на завод 500 квалифицированных рабочих из этой страны.

О том, что на ВАЗе намерены объявить дополнительный набор сотрудников, стало известно на прошлой неделе, когда состоялась конференция работников предприятия. Президент Максим Соколов сообщил, что речь идет не об одной тысяче человек:
– Нам придется увеличить нашу команду, чтобы выполнять масштабные задачи!
Параллельно с этим стало известно, что на предприятии «Лада Ижевск» в августе уволились около двух тысяч человек, то есть почти две трети всего персонала. Сборочную площадку в Удмуртии закрывать не собираются (мало того, там с 29 августа возобновили 5-дневную рабочую неделю), однако люди в таком количестве не нужны.
Перенос «Весты» в Тольятти уже начался, а в Ижевске продолжат работу прессовое и пластиковое производства, продукцию которых будут отправлять в наш город.  Ну а главная цель – освоение электрической версии фургона «Ларгус». Что касается уволившихся, то почти все они воспользовались корпоративными социальными программами, получив солидную денежную компенсацию.
Так вот, когда Соколов говорил о необходимости увеличивать штат сотрудников, возникла шальная мысль: а уж не из Ижевска ли работяг к нам повезут? Дело в том, что среди тольяттинцев, в свое время работавших на заводе, сейчас найдется немного желающих туда вернуться. Это суровое испытание, за которое платят не больше, чем в среднем по городу. Для молодежи перспектива тоже сомнительная: нормированный день, сложный график (особенно сейчас), работа за забором, да и деньги опять же не те, ради которых есть смысл жилы рвать: многие уверены, что смогут столько же заработать, просиживая штаны.  
В общем, сложности с восполнением кадровых потерь вполне предсказуемы, однако едва ли можно было предположить, что на ВАЗ придут узбеки. В свое время на заводе уже был опыт приглашения иностранных специалистов из Вьетнама, однако воспоминания о них остались в основном ироничные. Все-таки производство специфическое, требующее полной самоотдачи, а зачастую и стойкого русского характера.
– Работал я мастером на главном конвейере с 1992 по 1995 год, – оставил комментарий в соцсетях некий Виталий Глумов. – Из 130 человек у меня в списке было 30 вьетнамцев, узбеков и таджиков. Периодически группы обновлялись, за исключением вьетнамцев. Азиаты не будут работать на главном конвейере более одного года – ровно столько им потребуется на обучение. То есть научатся и закосят. Так было и так будет. Главное, что ответственность за принятое неверное решение никто не понесет.
На Волжском автозаводе пока не комментируют якобы имевшие место переговоры с узбекским агентством по внешней трудовой миграции. Тем не менее, в интернет уже просочилась информация о том, что квалифицированные специалисты из Средней Азии будут привлечены для работы на производственные линии по сборке легковых автомобилей, а также комплектующих. В соцсетях фраза «квалифицированные специалисты из Средней Азии» вызывает безудержное веселье, однако давайте станем исходить из того, что такие рабочие в Узбекистане действительно есть: собирают же много лет машины сразу на трех заводах «УзАвто» – в Ташкенте, а также Андижанской и Хорезмской областях.
Впрочем, дело сейчас даже не в этом, а в том, насколько велика необходимость везти узбеков в Тольятти. Может быть, эффективнее заняться популяризацией рабочих профессий среди местного населения, пока молодежь окончательно не переквалифицировалась в доставщики еды?
Тем временем нуждающийся в квалифицированных кадрах завод с этой недели и до 27 ноября перешел на шестидневный рабочий график с одним скользящим выходным. Некоторые уже начали возмущаться, мол, после второй смены приходишь в ночь с субботы на воскресенье, а через сутки (в понедельник рано утром) уже в первую надо выходить. Справедливости ради отметим, что в девяностые и нулевые годы ВАЗ довольно часто работал по такому плотному графику (в субботу во вторую смену выходили за отгул или двойную оплату), а сейчас люди просто расслабились после того, как почти целый год не удавалось наладить бесперебойный выпуск продукции.  

Тимур КАЛИНИН
Просмотров : 2269
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 10...12, ветер 3 м/с
утро 12...14, ветер 4 м/с
Завтра
день 17...19, ветер 6 м/с
вечер 16...18, ветер 1 м/с