Общество
(16+) О чем спросит спящий, когда проснется?
Бездушное образование

Образование в России всегда являлось сферой, где постоянно что-то меняли. Вот и новая министр образования круто взялась за перемены, многое заимствуя из советской системы. Теперь предстоит проверка учителей на знание русского языка и математики. Оно и правильно, ибо качественно уровень педагогов за постсоветский период упал ниже некуда.
Еще одна проблема, которую нам подарил капитализм: сословная направленность образования – почти так, как это было в царской России. Со мной могут поспорить, дескать, ЕГЭ дал возможность всем и каждому поступать куда угодно. Но с реальностью-то не поспоришь: появляются элитные школы, туда из бедных семей попасть непросто, недоступны малоимущим дорогие репетиторы, натаскивающие на высокие баллы. А как жить безденежному студенту в столицах? И главное – посмотрите, кто оказывается на высоких должностях государственной службы: там только отпрыски, они же главенствуют в большом бизнесе с юных лет. Нас уже не удивляет выражение «золотая молодежь». То, что считалось в СССР позорным заявлять официально (хотя, понятно, и там были свои привилегии в последние годы), сегодня является положительным и правильным.
В Великой Отечественной войне все сыновья членов Политбюро ушли на фронт, все до единого, и иначе быть не могло. Теперь даже в армию не ходят отпрыски соответствующих сословий. Понятно, что официально никто не заявляет о таких вещах, но внутри правящей верхушки проскальзывает мнение: для того, чтобы управлять людьми, надо ограничивать получение ими знаний, суживать круг развития личностей. Это полностью противоположно идее советской школы о всестороннем развитии человека. Это и есть главное, что отличает современную образовательную политику от той, что была в Советском Союзе: нынешняя цель – подчинение большинства особой касте, высшему кругу, богатым и избранным.
Маркс считал свойством зрелого разума самостоятельность суждений, способность сомневаться, широту знаний. Поклонник основателя марксизма Герберт Уэллс такой подход выразил в своем романе «Когда спящий проснется», в котором герой из прошлого спрашивает людей будущего:
– А где ваше правительство?
На что ему отвечают:
– Наше образование – наше правительство.
Вот она, двойная утопия: первая – в том, что это возможно; вторая – что если во главе встанут образованные, то мир изменится к лучшему. К образованию неизменно требуется нравственность, а вот с этим у нас всегда было непросто. Сегодня – еще хуже, поскольку каждый сам за себя.
Сухомлинские не требуются. Учитель года оценивается по преподаванию предмета. День знаний установили в 1984 году, и главным атрибутом его стала обязательная торжественная линейка в школах, потом – что-то вроде урока мира. 80-е годы были временем показухи, и нынешних организаторов она вполне удовлетворяет. Кажется, это единственный советский праздник, оставшийся в неизменном виде. На линейку приходят депутаты, прочие официальные лица, толкают речи. Такая парадность всех устраивает, оттого День знаний оставили и в бывших республиках СССР, даже на Украине, где, казалось бы, всё советское отменили. И неудивительно: когда еще, в другой день, тот же Порошенко мог бы сказать про нехорошую Россию, про русских оккупантов, про мощное непобедимое оружие Украины? И неважно, что был он в это время в подпитии.
Интересно, о чём говорят наши политики в День знаний? Понятия не имею, но почему-то уверен, что детям эти сведения не пригодятся, да и не нужны вовсе. Кажется, Юлий Цезарь сказал:
– Знание – сила.
Поэтому мне больше нравится, как назвали 1 сентября в Армении: «День знаний, письменности и литературы». Вот уже совсем близко к содержанию.
 
Ева нашего времени?

Есть версия, что мужчина появился из праха, а женщина – в результате уникальной технологии из области генной инженерии. Принято считать первородным грехом начало половых отношений. Но это заблуждение. Благословляя первых людей в раю, Бог сказал им:
– Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю...
Собственно, поэтому у них сразу имелись и необходимые органы. Следовательно, причина греха – в другом, в нарушении совсем простой заповеди: не есть плодов с дерева познания добра и зла. До грехопадения совесть людей была спокойна, сердце – чисто, разум – светел. Во всём у них были достаток и довольство (вот уже «горячо», то есть они не нуждались в лишнем). Они обладали главным – у них была полная свобода. Они не знали приобретательства, оно им было не нужно, точно так же им не требовалась вечная жажда, то есть погоня за собственностью, удовольствиями, комфортом. Им достаточно было великой радости жизни, любви к Богу и друг к другу.
Искуситель же возбудил в них неуемное желание иметь, потреблять, обладать, откуда вырастут зависть, ложь, насилие, злоба, хитрость и все многочисленные пороки, которым несть числа, и кои множатся, и конца им не видно. Но появились стыд, страх, угрызения совести и раскаяние. Люди познали добро и зло. Обладая свободой воли, каждый получил возможность выбирать, куда ему склоняться. Но даже совершив зло, человек может спастись, если покается.
Был такой шанс и у первых людей, но они выбрали ложь: Адам стал сваливать вину на Еву, которая вместо раскаяния сослалась на соблазнителя змея. Так и повелось: каждый из нас ищет прежде всего виноватого в других, лишь бы не в себе.
По привычке пишущего часто наблюдаю за судьбами, в которых отражается история первых людей. Знаю женщину, в молодости она была веселая, легкая, свободная, красивая и умная  –  всё при ней. Парни так и вились вокруг, толковые и такие же интересные – ей под стать. Ухаживать за ней принялся сын большого вазовского начальника. Она из бедной простой семьи, у него дом – полная чаша, поездки за границу. Парень замкнутый, скучный, но упорный. Достал ее, убедил, вышла наша героиня за него замуж.
Всё поменялось в ее жизни: квартиры, машины одна за другой возили по всему свету, одаривали драгоценностями и всевозможным барахлом. И она на глазах стала меняться. Куда делись ее легкость, раскованность, полет и живость! Быт – искушающий и поглощающий – втягивал в воронку мещанских интересов. Она бросила работу, где ей прочили хорошую карьеру, и постепенно превратилась в идеальную хозяйку, в домашнюю прислугу.
Казалось бы, ну что тут такого, но то-то и оно: в ней умер темперамент, угасло собственное «я». Ее приручили и обучили жить по правилам, угождать своим, замыкаться в кругу принятых интересов и потребностей: иметь можешь всё что угодно, живи для себя, но не ради собственных живых чувств и простых человеческих отношений. Все интересы и разговоры – вокруг бизнеса мужа. Такими же выросли и ее дети, «без божества, без вдохновенья», в рутине забот, где главное – достаток. Каждое поколение этой семьи живет обособленным мирком, или, как они выражаются, «в системе собственных координат».
Наша героиня теперь обслуживает не только мужа, но и снох, которые быстро уловили уклад семьи, где главное – суметь эксплуатировать, завладеть всем, в том числе и чужими чувствами, энергией, временем. Она для них готова на всё, они для нее – ни на что. Ее старости не позавидуешь. Пожертвовав всем, не научила ни мужа, ни детей, ни, боюсь, внуков заботиться, думать о ней. Неинтересная жизнь интересной женщины.
Я знаю, что до сих пор ее любит один из поклонников молодости, он говорил ей об этом. Что-то вспыхнуло в ней прежнее, однако привычка к обыденности и установленным нормам ее «зарешеченного» мирка заставили замкнуться и подавить вспыхнувший свет когда-то столь желанного чувства. Ее привычная фраза – «мне не положено». Вот такая Ева для нашего времени. Или не Ева?

Сергей ДЬЯЧКОВ,
член Союза российских писателей

34 (1162) 01.09.17
Просмотров : 658
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер -1...-3, ветер 5 м/с
ночь -1...1, ветер 6 м/с
Завтра
утро -1...1, ветер 6 м/с
день 0...2, ветер 6 м/с