Культура
«Пилигриму» запретили брать деньги за Экзюпери

Состоялась пресс-конференция, посвященная венчающему очередной творческий сезон показу лучших спектаклей театров города на сцене «Колеса». Любопытно, что некоторые нюансы организаторы решали прямо при журналистах. 
- Мы уже провели семь международных фестивалей, - начала директор театра «Колесо» Татьяна Корабельникова. - В этом году концепция проведения фестиваля, предложенная театром «Колесо», была не принята департаментом культуры в связи с отсутствием финансирования. Поэтому мы придумали этот показ лучших спектаклей под названием «Театральный май», который пройдет с 23 по 27 мая на нашей сцене. Руководители тольяттинских театров пошли навстречу.
Всего в программе 7 спектаклей. На большой сцене: 23 мая - «Плохая квартира» (Похвистнево), 24-го - «Шкаф» (МДТ), 25-го - «Ах, Чичиков!» («Секрет»), 26-го - «Поговорим о…» («Пилигрим»), 27-го -- «Волки и овцы» («Колесо»). На малой: 24-го -- «Полет сосиски» («Вариант»), 25-го - «Гримерная» («Дилижанс»). Начало всех спектаклей в 19.00.
Далее руководители театров начали презентовать постановки. Наиболее любопытная ситуация сложилась вокруг «Пилигрима».
- Мы представляем спектакль по мотивам «Маленького принца», - сказал директор театра кукол Андрей Задорожный. -- Пока он только фестивальный, поскольку мы не получили в РАО (Российское авторское общество) подтверждение от наследников Сент-Экзюпери. «Поговорим о…» - сочетание театра теней, пластики, работы с предметом. Это переход из одного состояния души в другое. Достаточно сложная форма, вызывающая много споров. Мы повезли спектакль на международный фестиваль «Московские каникулы». Гран-при не взяли, но разговоров и вопросов было много. Цель спектакля в том, чтобы, уходя, человек задумался: «Кто я? Что я? Могу ли быть другим? Кто вокруг меня?».
- Так вы имеете сейчас право показывать спектакль? -- прозвучал вопрос из зала.
- Нет, не имеем. Только в качестве эксперимента на фестивальной площадке. Мы, конечно, давно запустили процедуру, чтобы оформить все документально.  До этого провели переговоры с родственниками Сент-Экзюпери -- они не против. Но сами понимаете, Франция, Россия - пока все состыкуется… Предварительное разрешение на то, чтобы ставить по мотивам, у нас есть.
- То есть 26 мая спектакль будет показан легально?
- В рамках фестиваля -- да! Мы же не собираем деньги, не зарабатываем на этом. 
Тут в разговор вмешалась Татьяна Коробельникова, решившая уточнить у Задорожного финансовые нюансы:
- Значит, на этот спектакль все идут бесплатно! Надо выяснить все заранее - театру «Колесо» не нужны проблемы.
Задорожный немного смутился.
- Мы возили спектакль на фестиваль в Москву, - повторился он. - Ни с кого там денег не собирали. В Тольятти  показали его только в виде генерального прогона. Денег за это тоже никто не платил.
- Мы нарушаем юридические права, Андрей Андреевич, - перебила Коробельникова. - Давайте понимать, я не хочу брать на себя такую ответственность. Если спектакль идет уже второй раз и на афише написано: «Цена билета - 100 рублей», понятно, что кто-то на этом зарабатывает. Поэтому, если документы официально не оформлены, нужно обязательно указать, что на этот спектакль билеты не продаются. Вход свободный.

- Давайте сделаем, -- согласился Задорожный, не выражая при этом никаких эмоций.
Здесь стоит сделать небольшое отступление. Наследники Сент-Экзюпери считаются скандальными личностями. Они уже запретили «Маленького принца» в ТЮЗе Санкт-Петербурга, так что ожидать от них можно всего. С юридической точки зрения, наследники правы. По закону, отсчитывается 70 лет с момента смерти автора. Более того, срок действия охраны прав начинается с первого января. То есть, если человек умер 2 января, срок отсчитывается с 1 января следующего года. Кроме того, тем, кто погиб во время  Второй мировой войны, прибавляются еще четыре года. Самолет Сент-Экзюпери был сбит в июле 1944-го. Прибавляем 4 года и 70 лет. Выходит, что ограничения будут сняты только в 2018 году.
Однако вернемся к пресс-конференции. В качестве компромисса журналисты предложили Задорожному идею сделать парк Сент-Экзюпери прямо за театром «Пилигрим» (места там достаточно).
- Сад за театром у нас будет продолжать работать, несмотря на абсолютное безденежье, -- ответил он. -- Мэр 9 мая посетил театральный сад, увидел там обилие народа  и высказался, что нужно развивать территорию. Другое дело, как скоро это будет.
- Так вы цепляйтесь, а то у мэра запал может скоро пройти!
- У меня крючков не хватает, - отшутился Задорожный.
Не обошли стороной и тему посещаемости театров. Согласно статистике, в них ходит 5 процентов жителей Тольятти (в целом по России - 2 процента), что, конечно же, мало. С одной стороны, билеты не всегда дешевы, а с другой, как отметил Андрей Задорожный, часто в дорогих супермаркетах на некоторые продукты тратятся гораздо большие деньги.
В заключение встречи журналисты поинтересовались у Татьяны Корабельниковой относительно постановки «Питер Пэн» с участием не профессиональных актеров, а простых тольяттинских мальчишек и девчонок.
- «Питер Пэн» планируется 1 июня. Зал уже полностью выкуплен для воспитанников интернатов и детских домов. Когда проводили кастинг для участия в спектакле, пришло 124 человека. Три дня просматривали кандидатов, а потом начались занятия со специалистами -- техника речи, вокал, движения. Кстати, в следующем сезоне мы ставим этот спектакль в репертуар театра «Колесо», правда, уже с профессиональными актерами.
- А почему с профессиональными?
- Очень сложно еще раз собрать коллектив непрофессиональных актеров. Детей надо освобождать от занятий в школе, привозить на репетицию, увозить, а папы с мамами такие занятые. 

Андрей ЛИПОВ

Просмотров : 1505
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 2 м/с
утро 8...10, ветер 3 м/с
Завтра
день 7...9, ветер 3 м/с
вечер 6...8, ветер 2 м/с