Культура
(16+) Нонактуалист Рукавишников идет в ногу с вечностью и трансформирует Брейгелей
Через неделю город будет отмечать значимый юбилей. Четверть века назад был установлен памятник основателю Ставрополя Василию Татищеву.

«Как это было» – название первой из двух экспозиций, открытых к юбилею в музее актуального реализма (МАР). Это фоторепортаж из 55 кадров, запечатлевших эпохальное событие и причастных к нему людей. Центральная фигура, конечно, Александр Рукавишников, третий в династии знаменитых скульпторов, входящий в тридцатку самых известных и востребованных мировых авторов этого жанра. Народный художник РФ, академик, лауреат госпремий, орденоносец.
– Я прекрасно помню, – сказала на открытии директор МАР Ирина Яновская, – какие дискуссии тогда разворачивались в городе. Соцсетей еще не существовало, зато было много газет. И авторы публикаций высказывались: мол, зачем нам бронзовый монумент, лучше бы помогли пенсионерам. С пенсионерами ситуация не изменилась, но никто уже не умаляет значения события, свершившегося 2 сентября 1998 года...
На тот момент, по словам Ирины Борисовны, в стране насчитывалось лишь около десятка конных монументов. Причем половина из них была изваяна еще в 19 веке. Скульптурный конный портрет – очень сложный жанр, подвластный немногим мастерам. На сегодняшний момент в России уже 25 конных памятников:
– Три из них созданы Рукавишниковым. Помимо Татищева, это памятники Скобелеву и Рокоссовскому в Москве.
В коллекции МАР имеется восемь работ  Александра Иулиановича, а в нашем городе – четыре монумента его авторства. Кроме Татищева и Николая Чудотворца, он создал памятники Николаю Абрамову и Сергею Жилкину. Тем, кто стоял у истоков и участвовал в воплощении проекта, а сейчас уже в другом мире...
В рамках экспозиции перечислены все благотворители – это 35 организаций и более 350 частных лиц. Помогали не только деньгами, но и техникой, рабочими руками.
А те, кто присутствовал на торжественном открытии памятника, это зрелище вряд ли забудут, даже спустя четверть века. Солнечный день, заполненная ярким людским морем площадка на берегу водохранилища, знаменитые гости, среди которых певица Людмила Зыкина, ныне заграничные потомки Татищева Жестковы, отец скульптора Иулиан Митрофанович, его же учитель Лев Кербель.
– А вы понимали тогда, что присутствуете при эпохальном событии? – спросила меня на вернисаже девушка с телевидения.
Задумавшись, ответила честно:
– Да вряд ли... Но было ощущение хорошего городского праздника. И место когда-то бывшего там дикого пляжа облагородилось...
Ведь сейчас место установки памятника, выбранное самим Рукавишниковым – не просто открыточный вид с лучшим фоном в виде Волги и Жигулей. Это еще памятное место. Гостей  сюда привозят и говорят, показывая на гладь водохранилища:
– Вот отсюда пошел наш город, больше двухсот лет здесь простоял Ставрополь...
Наш город раньше многих областных центров установил монумент в честь своего основателя, да еще и конный. Да еще и такой высокий, при этом органично вписавшийся в окружающий ландшафт. Высота его вместе с постаментом – 22,6 метра, бронзовая скульптура всадника – 7,6 метра. Между прочим, знаменитый «Медный всадник» в Санкт-Петербурге на два метра ниже!
В том же 1998 году установлен был памятник Татищеву и Геннину, сооснователям Екатеринбурга, отметившего на днях свое 300-летие. Но там памятник пеший, хотя Екатеринбург – областной город-миллионник. А в краевой Перми, основанной в 1722 году, памятник Татищеву, тоже пеший, установили и того позже, в 2003-м. Да, сделанным в 90-е наш город вправе гордиться!
И как не быть благодарными за такую достопримечательность и идеально выбранное для нее место Александру Рукавишникову?
Поэтому одновременно с фотовыставкой «Как это было» в залах МАР начала действовать и долгожданная выставка его скульптур «Трансформация после Брейгелей». В ней представлены 14 постеров работ нидерландских художников 16 века: Питера Брейгеля Старшего, его сыновей Питера и Яна, и 34 скульптуры из окрашенной бронзы. Это воссозданные в объеме персонажи многофигурных композиций живописцев.
Тольяттинцы увидели эти скульптуры первыми, а постеры были распечатаны специально для выставки работниками музея, издавшими также буклет. Проект завершен всего три года назад и пока не выставлялся. Маэстро, трудящийся ныне театральным художником «Табакерки», сказал:
– Вывезти эту выставку, где некоторые работы весят по 100 килограммов – все равно, что вывезти целый театр с реквизитом и декорациями на гастроли...
Питера Брейгеля Старшего называли «мужицким», так как он большую часть картин посвятил изображению жизни и быта фламандской деревни. Художник уникален для своего времени, он изображает простых людей, крестьян и ремесленников, работающих или празднующих и веселящихся. Он, по словам художника и искусствоведа Максима Кантора, пишет гимн труду:
– Люди, воспетые им, бесхитростны и порой  глуповаты, доверчивы, упрямы и вздорны, среди них хватает дураков...
При этом, уточняет Кантор, к своим персонажам этот основатель «крестьянского ренессанса» относится с уважением, «считая себя таким же ремесленником, как и те, на чьих свадьбах выпивал».
Когда Питер Старший умер, его сыновья были еще младенцами. Но оба они тоже стали художниками. Сначала писали копии отцовских работ, а позже продолжили его уникальное направление в живописи. Также создавали многофигурные жанровые сценки из жизни простых людей: свадьбы, танцы, детские игры, работа и отдых в поле.
Произведения всех трех художников небольшие, фигурки написаны вроде просто, но и очень подробно. Зрителю хочется рассмотреть детально каждого персонажа, понять не только как он одет, что делает, но и – что при этом испытывает, кто он вообще, чем занят в жизни, как относится к тем, кто  изображен  рядом.
Скульптура древнее живописи. Микеланджело считал, что живопись вторична, поскольку не имеет объема. Рукавишников осмелился решить извечный спор гениев. Он взял персонажей из картин и воссоздал их в виде небольших скульптур. Занимательнейшая задача – выискать на картине рядом со скульптурными персонажами их прообразы, обойти со всех сторон, оценить сходство и точность деталей, эмоций на лицах...
Насколько актуальна для современного зрителя жизнь фламандской деревни в 16 веке? Ведь мы не поймем без интернета, что такое «Битва масленницы и поста» и большей части фламандских пословиц, зашифрованных в знаменитой картине Брейгеля Старшего. Что значит «носить синий плащ» или «прясть с чужого веретена»? Но лица, порой, и правда, глуповатые, сонные, часто совсем не красивые – они как будто очень даже из нашего века.
Да и что такое актуальность? Татищев на коне в конце 20 века был актуален?! А Пальмиро на фоне загогулин из бутылочного стекла будет актуален через 25 или 300 лет?!
– Были художники, которые назывались нонконформистами, – рассуждает сам автор, – а я, пожалуй, нонактуалист. Потому что актуальное завтра делается устаревшим. Опираюсь я на традиции, хотя и развиваю их. Надо идти в ногу с вечностью, а не со временем, за которым ты все равно не угонишься...

Надежда БИКУЛОВА
Просмотров : 209
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 10...12, ветер 0 м/с
ночь 5...7, ветер 1 м/с
Завтра
утро 12...14, ветер 2 м/с
день 17...19, ветер 3 м/с