Город
(16+) Деньги лежат прямо на трассе. Но как их забрать?
Как известно, строительная отрасль является одной из наиболее зависимых от любых кризисных проявлений в экономике. Вот и сейчас на фоне последствий пандемии и политической напряженности мы столкнулись с ощутимым ростом цен на недвижимость (он продолжается уже больше года): в Тольятти жилье стало стоить столько, что за эти деньги можно было раньше купить квартиру в любом городе страны кроме, пожалуй, Москвы и Сочи.

Естественно, что постоянное удорожание (рост доходов населения за ним угнаться не в состоянии) вкупе с повышением процентных ставок по ипотеке и отказом от долевого строительства не может не отразиться на новостройках. Плюс большое количество вторичного жилья: город стареет, пожилые тольяттинцы постепенно отходят в мир иной, а наследники стараются реализовать освободившиеся квартиры.
На этом фоне спрос на новое жилье просто не может быть очень высоким. Тем не менее, строить нужно, ведь о развитии города принято судить, в том числе, по темпам его расширения.
Накануне профессионального праздника мы пообщались с Аркадием Эстриным, который в начале нулевых годов занимал пост заместителя мэра по строительству.
– Аркадий Петрович, нравится ли вам архитектурный облик нашего города?
– Давайте перейдем к следующему вопросу. То, что есть, уже не изменить, не исправить.
– Хорошо. Тогда спрошу вот о чем: как выжить сейчас строителям, чем местная и региональная власть может им помочь?
– Ситуация в стране резко изменилась. Иностранных инвестиций в ближайшем будущем не предвидится, только свои. Жизнь не остановить, стройки будут, но лишь те, которые способны обеспечить быструю окупаемость. Конкуренция за инвестиции еще более обострилась. Вот здесь и должны проявиться активность и помощь властей.
Мимо Тольятти едет громадное количество денег по трассе М-5. Еще одна дорога, по которой будет нестись огромное количество финансов: Климовка – Ягодное – Зеленовка (ее сейчас строят).
Как эти деньги забрать? На трассе М-5 в районе Жигулевского моря подготовить территорию (выполнить проект планировки) под строительство логистического центра, комплекса для обслуживания автомобилей (как грузовых, так и легковых), гостиницу для проезжающих, деловой центр и так далее. Это даст рабочие места для проживающих в Комсомольском районе.
Так как риски возведения жилья в Тольятти выше, чем если бы человек построил себе небольшой дом в пригороде, акцент строительства сместился в Ставропольский район. Но там практически не строится инфраструктура – ни социальная, ни транспортная, ни инженерная. Хорошо бы, если власти района и города объединятся и сделают генплан: Тольятти, часть Ставропольского района и Жигулевск. Это бы сэкономило громадное количество средств, дало толчок в развитии агломерации (о ней говорят, но мало что делают) и стало бы реальной помощью строителям, которых становится всё меньше, к сожалению.
– Но ведь работа по генплану ведется, проводились слушания, горожане озвучивали замечания...
– Генпланы района и города не стыкуются: совместные интересы вообще не учитываются. Это мусорные заводы, кладбища, дороги, места отдыха, жилье для льготников, социальная инфраструктура. Каждый тянет деньги на себя, а жителям по факту надо другое. Как пример, горожане переселяются в села, а дороги, социальная инфраструктура там вообще не строятся. Вот и получается, как у Крылова – лебедь, рак и щука, а страдают люди. Такое положение можно исправить при помощи разработки совместного генплана. Закон это позволяет.
– Вы сказали, что в строительстве жилья в черте города есть риски. В чем они проявляются?
– Стоимость строительных материалов по разным причинам растет стремительными темпами: металл, древесина и так далее. Найти просто квалифицированных специалистов – очень большая проблема. Качество изысканий, проектной документации – на уровне картинок. Итог понятен: сроки сорваны, качество низкое, стоимость выросла.
– Город продолжает двигаться от типовой застройки к оригинальной. У каждой фирмы многоэтажки отличаются, и это вносит дополнительную привлекательность в архитектурный облик города. Лично вам какая застройка больше нравится: «столичная» (этажей под тридцать, много стекла) или традиционные для нашего города 5-9-14 этажей?
– В плане «нравится – не нравится», «красиво – не красиво» пусть архитекторы-дизайнеры отвечают. По мне – полная безвкусица.
– Есть ли у вас объяснение тому, почему новые микрорайоны (Калина, Северный, 14а, 17а и так далее) оказались почти полностью лишены социальной инфраструктуры?
– Якобы в социальных бюджетах страны, области и города не находится в достаточном количестве средств на садики, школы и больницы. К примеру, в Ягодном, где под 15 тысяч населения, должно быть около 3 тысяч школьных мест, а по факту там одна школа на 380 мест, построенная еще в 1974 году. Учатся 860 человек в две смены, притом что в государственной программе по строительству школ поставлена задача: перейти работать в одну смену к 2024 году. Положение становится только хуже. А в Тимофеевке что со школой? Одна говорильня.
– Как относитесь к планам по освоению территории за Московским проспектом?
– К застройке больших территорий, например, за Московским проспектом, в целом любой разумный человек отнесется положительно. А вот как эта территория будет осваиваться – ответа пока нет.
1. Без магистралей – это что за освоение? Сколько власти решают вопрос с расширением дороги на Приморский и Подстепки?
2. Вдоль дорог должны идти инженерные сети – магистрали на всю застройку за Московским проспектом. Кто за какие средства будет их строить – непонятно.
3. С социалкой – тоже туман. Вот по факту и пытаются застройщики любыми способами подсоединиться к сетям старых кварталов. Если сделать какой-то вывод, то никакой комплексной застройки не будет. Еще один сдерживающий факт – у людей нет денег. Дешевле, спокойнее взять землю в сельской местности и самостоятельно, покупая материалы, построить жилье. Правда, и здесь проблем хоть отбавляй.

Беседовал Андрей ЛИПОВ
Просмотров : 2252
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 1 м/с
утро 11...13, ветер 2 м/с
Завтра
день 15...17, ветер 2 м/с
вечер 11...13, ветер 1 м/с