Общество
Пасха – великое торжество жизни вечной

Незадолго до Пасхи мы попросили священника прихода в честь святителя Николая Чудотворца, отца Вячеслава Караулова, рассказать о значении и традициях светлого Христова воскресения и тех днях, которые ему предшествуют.
 – Пасху в этом году мы отмечаем 5 мая, – напомнил отец Вячеслав. – Это величайшее событие в христианском богослужении. Праздников праздник, торжество из торжеств, -- так воспевает православный мир светлое Христово Воскресение. Как солнце затмевает луну и прочие светила, так и праздник Пасхи по своему значению затмевает все другие праздники. Вот почему он не входит в число двунадесятых великих праздников, а стоит особняком, как бы возвышаясь над ними? Почему так радостно горят наши сердца в этот день? Потому что воскрес Господь наш Иисус Христос и тем самым показал нам, что и все мы тоже воскреснем. То есть смерть невечна, а лишь временна. Она словно сон, который закончится. Это значит, что жизнь человеческая не завершается могильным тленом, а начинается новая жизнь – вечная.
 О том, что праздник Пасхи всегда был значимым для русского человека, свидетельствует вся история нашей страны. Даже летоисчисление раньше шло от Пасхи до Пасхи. Да и цари давали указы, где дата обозначалась так: в такой-то год и день от Пасхи Христовой. Вскоре после революции, когда еще не было сильной диктатуры пролетариата, в те года, когда еще Ленин был у власти, устраивались диспуты между верующими и неверующими. Понятно, что атеистов было больше, – в духе времени. Собирались матросы, солдаты, интеллигенция, перешедшая на сторону Советов. С другой стороны диспут вели православные и представители обновленческой церкви. А со стороны атеистов часто выступал нарком просвещения Анатолий Луначарский. Сильных гонений на религию в то время еще не было. И вот в споре с иерархом, митрополитом Александром Введенским, зашел разговор о Пасхе. Митрополит спросил: 
– Хотите, я вам докажу, что Бог существует?
– Каким образом? – удивился Луначарский. – Ведь существует теория Дарвина о происхождении всего живого на Земле. 
Дело было как раз на светлой пасхальной седмице. Тогда митрополит обратился к залу и воскликнул:
–Христос воскресе!
– Воистину воскресе! – ответили все, как один. 
Так что видим, что вера в Воскресение Христово торжествовала и господствовала даже в те нелегкие времена. И позже во дни религиозных гонений, когда людей в церковь не пускали, когда у храмов даже дружинники стояли кордоном, загораживая путь верующим, человеческая душа все равно тянулась к Богу (говорят же, что душа по природе христианка). Тогда и сложилась в народе традиция  ездить на Пасху на кладбище, посещать могилы близких, чтобы разделить с ними радость светлого праздника. Душа тянулась туда, где похоронены дорогие люди, стоят кресты, на них – иконы. 
– А ведь на самом деле нежелательно ходить в этот день на кладбище?
– Да, непринято. Обычно посещают могилы близких на девятый день после Пасхи, на Радоницу. Мы радуемся в этот день и молимся за усопших, чтобы они в ином мире разделили с нами радость светлого Христова Воскресения. 
– Но о приходе Мессии люди ведь знали очень давно…
– Да, праздник этот носит еще более древнее начало, задолго до воплощения Сына Божия на Земле. Ее отмечали еще в 16 веке до Рождества Иисуса Христа. Тогда народ израильский жил в Египте. Сначала у евреев было привилегированное положение, поскольку выходец из еврейской династии, Иосиф, был министром и ближайшим советником фараона. Но позже к власти пришла другая династия, и началась борьба египтян с евреями, которые расплодились и стали занимать верховные должности в разных сферах общества. Дошло до того, что повивальным бабкам отдавали приказ умерщвлять младенцев мужского пола в еврейских семьях. Девочек, правда, оставлять разрешалось, но опять же, чтобы растить наложниц для гарема фараона.
Моисей, как известно, чудом спасся, воспитывался при дворе фараона, при этом видел, как евреи бедствуют, проникся духом сострадания и решил спасти свой народ. И Бог его избрал для этой миссии, и он вывел народ в землю обетованную, где сейчас находится Израиль. Но этому предшествовала Пасха. В ту ночь, когда евреи под предводительством Моисея должны были удалиться из Египта, Господь повелел им приготовиться следующим образом. Они должны были одеться по-дорожному,  собрать вещи к дальнему странствию. И трапеза у них перед этим полагалась особая. В ней были горькие травы в напоминание о большой нужде, которую евреи претерпевали в последнее время в Египте, и зажаренный непорочный агнец (ягненок). Согласно Священному Писанию, ангел этой ночью прошел и на дверях еврейских жилищ оставил особый знак, чтобы следующий за ним ангел смерти, губитель, проходя мимо, не умерщвлял детей от еврейских жен. Согласно преданию и учению отцов церкви, это был знак креста, который ставился как раз кровью жертвенных животных. Это были ветхозаветные пророчества о том, что вскоре придет Агнец непорочный, как мы называем Иисуса Христа.
Господь заранее показывал людям, что агнец непорочный приносится в жертву за их спасение. Ведь Христос, будучи непорочным, не имея ни одного греха, принес себя в жертву, чтобы спасти человечество. В данном же случае был спасен еврейский народ. И, благодаря поставленным знакам, ангел смерти проходил мимо, убивая, согласно Библии, перворожденных детей в египетских семьях и проходя мимо еврейских. Отсюда и возникло слово «пасха» – «пейсах» (прохожу мимо). Поэтому Господь и повелел, чтобы Пасху каждый год отмечали в определенное время. Таково древнее начало этого праздника. Речь идет о Пасхе ветхозаветной, прообразе того праздника, который ныне отмечается. А отмечаем мы Пасху новозаветную, христианскую. И уже не празднуем только лишь избавление еврейского народа, но избавление человечества, всего рода людского (тех поколений, что были до нас, нынешнее и следующее) от вечной смерти и рабства греха.
До пришествия Христа врата рая были закрыты после того, как первые люди согрешили. И вечная смерть царствовала над родом человеческим. Умирали праведники, грешники, и все они шли в ад, находились вдали от Бога. Праведники там не испытывали страданий, но все равно были далеки от Господа, во тьме кромешной. Но после того как Иисус Христос – Богочеловек – принес себя в жертву, он вывел людей из власти тьмы. Если бы Бог спас человека только по своей воле, это было бы насилием над волей человека. А эту свободу Бог ущемлять не хотел. При этом сам человек спасти себя не мог, поскольку он немощен, поражен болезнями и грехами. Поэтому и пришел в мир Богочеловек, Бог и Человек одновременно. Он и должен был спасти людей от смерти, от рабства греху и дьяволу, что и сделал. Хотя для неверующего странно: Христос умер, а мы празднуем. Но мы ведь не смерть празднуем, а Воскресение, победу жизни над смертью. «Смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», – говорится в молитве.
– Событие так велико, что верующим требуется особая подготовка к празднику…
– Да, церковь готовит нас к этому событию. Сорок дней идет пост, люди молятся по мере сил, участвуют в богослужениях, следят за своим духовным состоянием.
– Сейчас особая неделя. 
– Да, согласно церковным канонам, последняя неделя поста самая строгая – Страстная седмица. Ежедневно мы вспоминаем последние дни земной жизни и страдания Спасителя нашего, Иисуса Христа. Каждый день совершаются особые, торжественные великопостные службы. Вспоминаем мы о том, что говорил Иисус своим ученикам, как возвестил им о том, что умрет, а потом воскреснет. Со стороны апостолов Он встречал непонимание. Как им было осознать то, чего раньше никогда не было? Смерть и воскресение – единичный факт в истории человечества. Конечно, Иисус воскресил Лазаря, но такого, чтобы человек умер им сам воскрес, – такого не было никогда.
В среду мы вспоминаем предательство Иуды, ближайшего ученика Спасителя, который был в числе двенадцати апостолов. Это и для всех нас знаково, чтобы не предать нам веру православную, не прельститься какими-то посулами, на блага житейские ее не променять. Тем более что закончил свою жизнь Иуда бесславно – повесился. Каждый день этой недели называется великим. Например, Великий четверг, когда мы вспоминаем тайную вечерю. Все мы знаем картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Хотя с исторической точки зрения она не совсем верна. По тогдашним обычаям за столами не сидели, а возлежали за трапезой на подушках на полу. Это был эллинский обычай, римский и собственно восточный. Думаю, художник решил атмосферу картины осовременить. На той вечере вспоминалось спасение евреев, исход из Египта. В ход шли горькие травы, непорочный агнец. После того, как прошло символическое, ритуальное вкушение пищи, свершилось нечто новое. Господь разломил хлеб на 12 частей и объявил: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».  Хлеб раздал своим ученикам. Потом взял чашу с вином и объявил: «Сие есть Кровь моя, за вас изливаемая во оставление грехов». Потом отпил из чаши и передал своим ученикам, после чего каждый отпил по глотку. Потом Господь объявил: «Сие творите в Мое воспоминание». Так было установлено таинство святого причащения, которое в храмах всегда совершается во время божественной литургии. В этот Великий четверг и было установлено это таинство.
Само же слово «причастие» означает, что все мы становимся причастными к Богу. Согласно учению Церкви, мы вкушаем Тело и Кровь Христово. Таким образом, тело  освящается и обновляется. В четверг, в пять часов вечера, будет совершаться особая служба с чтением двенадцати Евангелий. 12 отрывков повествуют о том, как Спасителя вели на допрос к первосвященникам, как Пилат велел его умертвить, как Спаситель был распят на кресте. С зажженными свечами люди стоят в церкви, при этом  не просто вспоминают, а заново сердцем переживают события тех дней. Для  верующих это не просто исторический факт, а реальность.
 Пятница – особый день, во время которого мы вспоминаем Крестные страдания Спасителя. В этот день Господь нес крест, взошел на Голгофу и был распят. Многие, наверное, помнят фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», где все издевательства над Христом, Его страдания подробно изображены. Поэтому в этот день верующие налагают на себя особый пост, не вкушая пищу до самого вечера. Ведь в муках Спасителя повинны не только Его современники, но и ныне живущие. Ради всех нас Господь принес Себя в жертву, и получается, что каждый человек своими грехами вколотил гвоздь в Его Крест. В этот день мы особо скорбим, какие-либо празднования, увеселения неуместны. В то же время скорбь наша – не отчаяние. Пройдет всего лишь один день, и мы будем радоваться. Апостолы скорбели, бежали от Христа, боясь такого же ареста и позорной казни. Хотя Господь и говорил, что воскреснет, веры до конца не было, поскольку не существовало подобного опыта.
 В храмах в пятницу в центр выносится Плащаница, и во время вечернего богослужения, которое начнется в пять часов, крестным ходом обносится она вокруг храма. Эта особо торжественная служба называется «Погребение плащаницы». Плащаница для нас – это символ Спасителя, мы будет обходить вокруг храма крестным ходом. Плащаница будет лежать в храме после обеда и до одиннадцати вечера субботы. Есть  благочестивый обычай прикладываться к плащанице и просить чего-то для себя насущного (здоровья, благополучия).
Суббота – это преддверие Пасхи. В Великую субботу православная Церковь вспоминает погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа во ад и освобождение Им душ всех праведников, находившихся там. Великая Суббота – время великого покоя, радостного и сосредоточенного ожидания...  
– Но самое радостное событие ждет верующих в воскресенье.
– Согласно церковному преданию, ночью в воскресенье Христос воскрес. Поэтому на Пасху праздничную службу мы начинаем в полночь. Обходим храм крестным ходом, подходим к дверям, трижды восклицаем: «Христос воскресе!». Врата открываются, горит свет, весь храм сияет. Начинается пасхальная заутреня, затем пасхальная литургия. Идет пасхальное богослужение примерно до трех часов утра. И потом каждый день следующий Светлой седмицы мы будем праздновать Христово Воскресение. В субботу после божественной литургии по традиции освящаются куличи и яйца. Пасхальное яйцо – символ Воскресения. Оно твердое на ощупь, но под ним таится жизнь, цыпленок проклевывает и выходит наружу. Пасхальный кулич – также символ воскресения. Ведь Христос много говорил о зернах, которые падут в землю, а потом пробьются ростками. Так и люди воскреснут в прежнем образе, но уже более духовном. Сейчас много негативных событий, увы, происходит в мире. Недавние взрывы в Бостоне, белгородская трагедия… Получается, что зло паразитирует на добре, люди отнимают жизнь у других. А в Воскресение Христово всегда проявляется торжество жизни.
– Неверующие всегда настаивают на исторических свидетельствах факта Воскресения Христова…
– Таковых немало. Господь после Воскресения Своего неоднократно являлся ученикам и, прежде всего, женам-мироносицам – тем женщинам, которые ходили за Спасителем и помогали ему, жертвуя даже своими имениями. Очевидно, женская душа была более восприимчива для познания Бога. Лишь потом  явился Он святым апостолам. Записаны и исторические свидетельства стражников, охранявших пещеру-склеп, где был погребен Господь. И еще одно доказательство – Туринская Плащаница, которая просто не могла быть творением рук человеческих. Господь просто вышел из нее, оставив свои отпечатки анфас и в профиль. На ней есть отпечатки даже гвоздей до мельчайших подробностей, следы от монет, которые были положены на веки Спасителя, семена растений которые были в то время в Палестине. Проверяли Плащаницу разными способами, в том числе радиоактивным. И наука пришла к выводу, что Плащаница подлинная – это тот именно холст, в который было завернуто тело Спасителя. Раздел науки, изучающий Туринскую Плащаницу, – синдонология.
Другое доказательство – и то чудо, что совершается ежегодно в Иерусалиме, когда по молитвам православного патриарха снисходит с небес благодатный огонь. Патриарх разоблачается пред входом в пещеру (то место, где лежало тело Спасителя перед погребением). Его обыскивают, изымают все, что могло бы извергать огонь. Опять же обыскивают его не православные, а арабы или евреи. Он заходит, истово молится. И происходит нечто невообразимое: по храму идут всполохи, как молнии, многие могут видеть это по телевизору. У патриарха зажигаются свечи – снисходит благодатный огонь. Именно в Великую субботу по молитвам православного патриарха. Несколько столетий назад армяне пытались подкупить турок, чтобы те не пускали в храм патриарха. Он стоял у внешней колонны храма, плакал и молился. Произошло чудо: колона словно расщепилась, и из нее снизошел благодатный огонь. А в храме у армян, как они ни пытались, ничего не получилось.  Подтверждается, что истина содержится в православной церкви.
Хочется поздравить горожан с грядущим великим праздником, пожелать, чтобы по возможности, встретили они его в храме, доме Божьем. От души желаю, чтобы радость Воскресения Христова всегда пребывала с нами. 

Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 1397
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 5...7, ветер 2 м/с
ночь 4...6, ветер 2 м/с
Завтра
утро 12...14, ветер 4 м/с
день 16...18, ветер 4 м/с