Город
(16+) Петр Золотарев: Солидарности на ВАЗе нет. Люди думают, как не потерять работу и еще о картошке на даче
Встретиться с руководителем независимого вазовского профсоюза «Единство» Петром Золоторевым, параллельно являющимся вице-президентом конфедерации труда России, мы специально решили накануне Первомая. Все-таки день этот для многих был и остается связан с солидарностью трудящихся, с их борьбой за свои права, а наш собеседник много лет как раз и помогает работникам ВАЗа эту борьбу вести.

Зарплата на «Форде» – 50 тысяч


– Петр Анатольевич, раз уж собираемся отмечать день солидарности трудящихся, не могу не спросить, больше ли за последние годы на Волжском автозаводе стало этой самой солидарности?
– К сожалению, солидарности трудящихся фактически нет, причем не только на ВАЗе, но и в целом по стране. Опять кризис (причем не столько в экономике, сколько в головах), уверенности в завтрашнем дне у людей нет, общее состояние весьма удручающее. Я все-таки убежден, что ситуация поправится, и люди поймут, что счастье нужно делать самим, бороться за достойные условия труда и уровень зарплаты. Бороться и добиваться! Деньги есть, их в стране очень много, но распределяются они несправедливо.
– Какая сейчас реальная средняя зарплата у рабочих на ВАЗе?
– Вообще, официальную среднюю зарплату на заводе считают неправильно, поскольку там учитываются доходы менеджмента. Если говорить о рабочих, то сейчас около 20 тысяч рублей «грязными», то есть без учета различных вычетов. Подчеркну – это в среднем, поскольку многие даже такую зарплату не получают.
– А если взять, к примеру, завод «Форд» в Ленинградской области?
– У рабочих? Знаю, что год назад была около 50 тысяч, притом что еще в 2005-м она составляла всего 7 тысяч.
– Что им пришлось сделать, чтобы добиться повышения в семь раз?
– Создали профсоюз и организовали 8 забастовок. Могу сказать, как непосредственный участник тех событий, что было непросто, однако люди выдержали. К сожалению, на ВАЗе подобное сделать не удалось, поскольку завод гораздо крупнее, людей больше, сплоченности нет. Сейчас правда руководство активно занимается тем, что уменьшает завод, оптимизирует численность.
– Раз уж заговорили про «Форд», есть информация, что этот автозавод останавливает конвейер на полтора месяца…
– Действительно, руководство «Форд мотор компании» объявило о начале массовых сокращений персонала. Если эти планы будут реализованы, рабочих мест лишаться порядка 700 человек, то есть каждый второй занятый на производстве. При этом работодатель предлагает в первую очередь желающим добровольно уволиться за пять месячных окладов. Профсоюз на «Форде» считает, что работодатель не исчерпал всех возможностей минимизировать социальные последствия кризиса, сохранить рабочие места и обеспечить работникам справедливое возмещение нанесенного вреда. Профсоюз собирается бороться за предоставление добровольно увольняющимся компенсационных выплат в размере не менее годового оклада работника.
Кстати, буквально вчера мы узнали, что на Волжском автозаводе планируется сокращение 500 человек, причем не РСиС (руководители, специалисты и служащие), а именно рабочих. Возможно, людей сначала будут пытаться под угрозой сокращения перевести из СКП, МСП, прессового, металлургического производств на «Б-ноль» (причем фактически без переобучения), а тем, кто не согласится, могут вручить уведомления об увольнении. Мол, предложили тебе, а если не хочешь – на себя пеняй!
– На «Б-ноль» как на каторгу?
– В какой-то степени, поскольку это производство (там делают «Ларгус» и «Альмеру») считается одним из самых тяжелых. Хорошо еще, что нам удалось помочь рабочим и добиться отмены ужасного трехсменного графика, согласно которому люди фактически безвылазно находились на предприятии. Кстати, даже Бу Андерссон в интервью «РБК» отметил, что нигде в Европе автомобили в три смены не собирают и что это просто антигуманно.
– Не тот ли это график, по которому неделя в третью смену должна была начинаться не в ночь с понедельника на вторник, а с воскресенья на понедельник?
– Да, он самый, «054-й график»… Сейчас вот на ВАЗе обещают к концу года в два раза увеличить производительность труда. Возникает вопрос: за счет чего? Если благодаря новым технологиям – мы согласны, но если за счет дополнительной физической нагрузки на человека, да еще не повышая ему зарплату – мы категорически против.

Туалетная культура Андерссона

– Несколько вопросов, связанных с новым президентом ВАЗа Бу Андерссоном. Многим понравилось, что он с ходу начал наводить порядок на заводе, прошелся по общественным туалетам, валяющиеся на конвейере бумажки подбирал…
– Я был на многих европейских предприятиях и могу сказать, что там именно такое отношение. Все блестит! Действительно, формирование культуры производства начинается с туалетов. Если они разбиты, разукрашены, с неприятным запахом – это говорит о многом. Я согласен с тем, что если создавать благоприятные условия для быта сотрудников (хороший инструмент, комфортные условия), то это положительно отразится на их работе. А если по-хамски к ним, то они так и будут забивать шурупы или болты молотком вместо того, чтобы их закручивать.
– Активисты профсоюза «Единство» что говорят о новом президенте?
– Ничего. Его же, во-первых, никто не видит. Говорят, что похож на Полякова как раз тем, что любит по заводу ходить. А вообще, совершенно не важно, где и как он ходит, в костюм одет или в спецовку. Главное, чтобы уважительно относился к рабочим, обеспечивал нормальные условия труда и достойную зарплату. И мы готовы ему в этом помогать.
– А сам Бу Андерссон знает о вашем профсоюзе? Может быть, уже высказывался о нем?
– У меня такой информации нет. Судя по тому, что мы направили ему открытое письмо, а ответа так и не получили, видимо, он по-русски читать не умеет, а его окружение предпочитает преподносить ему наш профсоюз так, как им это выгодно. Мы для них почти как черти с рогами или экстремисты с палками, бегающие по заводу и мечтающие разрушить привычную систему. Мы совершенно другие, и надеюсь, что Бу Андерссон это поймет. А вообще, единственным президентом ВАЗа, нормально общавшимся с активистами «Единства», был Виталий Вильчик.
– Позицию руководства ВАЗа по отношению к «Единству» многие считают вполне логичной. Зачем им, капиталистам, нужен независимый профсоюз, постоянно чем-то недовольный и чего-то требующий?
– Независимый профсоюз полезен и даже незаменим для добросовестного работодателя. Требуем мы, к примеру, создать для сотрудников благоприятные условия, а ведь нужно понимать, что это не только некий комфорт для человека, но и повышение производительности труда. И об этом мы регулярно пишем нашим «товарищам» и в частности Бу Андерссону, указывая, что труд у работников достаточно тяжелый и нужно его как-то компенсировать, поощрять людей, а не заставлять их, используя командно-административные методы.
– Каково ваше отношение к общекорпоративному отпуску на Волжском автозаводе?
– Когда-то профсоюз «Единство» требовал от Владимира Каданникова, что нужно сделать как на Западе, то есть всем отдыхать летом. Теперь вот настало такое время, когда работников насильно отправляют в трехнедельный отпуск в конце июля. Наша позиция такова – это все-таки должно быть право работника. Есть люди, которым по состоянию здоровья необходимо санаторное лечение, причем не в июле-августе, а в другой период. Как им быть? Поэтому мы рекомендуем работникам, не согласным с корпоративным отпуском, сообщить работодателю об этом письменно. У людей должно быть право воспользоваться отпуском в другое время, правда, период, когда они планируют отдохнуть, все-таки должен быть согласован с работодателем.  
– На ваш взгляд, что ждет ВАЗ в ближайшие пару лет? Будет ли ситуация ухудшаться или европейский путь развития принесет хорошие плоды?
– Отвечу так: если профсоюз «Единство» будет участвовать в отношениях с работодателем – ситуация улучшится. Мы себя глупыми людьми не считаем, да и интерес у нас жизненно важный – сохранение предприятия и его развитие. Если у менеджеров зачастую есть дополнительный источник доходов, и они в любой момент могут с ВАЗа уйти, ничего не потеряв, то рабочие в большинстве своем живут только на заводскую зарплату. Да и уезжать нам некуда…

В Москве узнали про полицию на заводе


– Знаю, что на днях вы вернулись из Москвы, где принимали участие в каком-то важном мероприятии, касающемся профсоюзов. Можно подробнее?
– Это было специальное заседание совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Речь шла о нарушении прав профсоюзов, причем в части забастовок, участия в заключении коллективного договора, а также о дискриминации людей, состоящих в профсоюзах. Говорили о том, что необходимо менять российское законодательство, чтобы у трудящихся была возможность реализовывать свои права. У нас есть наработки, которые предложим правительству и Госдуме. Касаются они как изменений в Трудовой кодекс, так и закона о профсоюзах.
– С учетом того, какое нешуточное противостояние уже много лет ведет «Единство» с вазовским руководством, думаю, вам нашлось, что сказать участникам заседания. Кстати, кто-то из известных персон там был?
– Да, например первый заместитель министра труда и социальной защиты России Сергей Вельмяйкин, а также представитель Международной организации труда (МОТ), которая, кстати, в 2012 году признала, что руководство Волжского автозавода нарушает наши права. Впрочем, такая же ситуация и с другими профсоюзами по всей стране, организованными без участия работодателя. Я, помимо прочего, рассказал, что нас много лет не допускают до процесса заключения коллективного договора, да еще и говорят публично, что мы не хотим этим заниматься. Явная наглость! Мы постоянно настаиваем на этом, указывая, что в нынешний колдоговор – это просто-напросто переписанный Трудовой кодекс.
– Чем-то удивили слушателей?
– Выслушав мою речь, замминистра Сергей Вельмяйкин спросил: «Неужели правда полиция мешает вашей профсоюзной деятельности?» То есть люди не понимают, как такое возможно. Между тем на ВАЗе это стало в порядке вещей. Хватают людей на проходных с листовками, несколько часов проверяют содержимое на экстремизм, потом отпускают, но главная задача выполнена – процесс распространения сорван. Были случаи, когда меня хватали во время встреч с трудовым коллективом только потому, что кто-то якобы увидел в этом несанкционированный митинг. Помню еще, как полиция пыталась уголовное дело возбудить по факту того, что я якобы незаконно возглавляю профсоюз и распоряжаюсь денежными средствами. У нас целая папка есть по дискриминации членов «Единства», где таких случаев описывается немало. Да чего там говорить, если в корпоративной газете печатали объявление о приглашении на работу полицейских, обещая им льготы работников ВАЗа. Так чьи интересы они при этом будут в первую очередь защищать?

На ВМЗ дождались денег


– В заключение несколько вопросов, не связанных с ВАЗом. Чем закончилась ситуация на Волжском машиностроительном заводе, где пару месяцев назад некоторые сотрудники отказались работать из-за серьезной задержки зарплаты?
– Отказаться от работы при задержке зарплаты на срок более 15 дней – это законное право работника. Нужно просто  письменно уведомить работодателя и тогда вам этот период оплатят, как 2/3 от средней зарплаты. Вот этим правом и воспользовались около 70 сотрудников «ВМЗ» во главе с председателем действующего там профсоюза МПРА Вячеславом Ереповым. Кроме того, в прокуратуру было направлено заявление о нарушении прав. В итоге кого-то из должностных лиц оштрафовали на 3 тысячи рублей, но главное, что люди дождались зарплаты, и сейчас там задержек нет.
– «Вольный город» также писал о ситуации в автотранспортном пассажирском предприятии № 3, где некоторые водители решили возмутиться низкой зарплатой, неудобным графиком и плохими условиями труда. Чем там дело кончилось?
– К сожалению, нет. Профсоюз МПРА там фактически уничтожили из-за того, что люди попытались навести порядок. Все там осталось по-прежнему, а решивших возмутиться водителей в итоге выжили с работы. К сожалению, мэр Сергей Андреев помощи в наведении порядка не оказал. Прокуратура тоже проверяла, но никаких нарушений не нашла, хотя я считаю, что факты были очевидны.
– В последнее время много говорят об отмене прямых выборов мэра в Тольятти. Как вы, человек, который несколько раз участвовал в выборах, относитесь к идее лишить народ возможности самим определять главу города?
– Я неисправимый демократ (в хорошем смысле слова) и считаю, что люди должны иметь возможность самим выбирать руководителя города. Тогда народ почувствует, что участвует в жизни города. А при той многоступенчатой системе, которую нам сейчас навязывают, становится непонятно – кто кого избрал и кому потом эти избранники власть перепоручили…
– И напоследок… На 1 мая планируете ли проведение традиционного митинга?
– В этот раз нет, и дело здесь не в нашем желании, а все в той же проблеме солидарности. Большинство людей предпочитает 1 мая ехать окучивать свои огороды, мотивируя это тем, что уверенности в завтрашнем дне нет и нужно хотя бы вырастить какие-нибудь овощи, чтобы нормально пережить следующую зиму. Не считаю, что это лучший выход из ситуации. Все-таки бороться за достойную жизнь нужно здесь, на заводе, а не на грядках. Поэтому 1 мая решили провести профсоюзную маевку, а митинг будет позже и посвятим мы его намечающимся сокращениям на ВАЗе. Дата пока не известна, но я уже сейчас призываю людей отнестись к этой акции серьезно. Необходимо заявить о несогласии с политикой руководства завода в плане сокращений.

Беседовал
Тимур КАЛИНИН
Просмотров : 4196
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 18...20, ветер 0 м/с
ночь 13...15, ветер 1 м/с
Завтра
утро 12...14, ветер 3 м/с
день 14...16, ветер 3 м/с