Культура
(16+) Быстрый Глаз и Кандинский на четырехстах метрах
Сразу две уникальные выставки открылись вчера в художественном музее, что на бульваре Ленина. В одном из залов разместилась экспозиция «Великие классики ХХ века: Пикассо, Миро, Кандинский», в двух других – «Сны осьминога: Графические работы современных североамериканских индейцев». Сразу отметим: количество работ для 400 квадратных метров выставочных площадей музея кажется поначалу невероятным. В первой экспозиции – более семидесяти работ, во второй – около двухсот!
– Чем вызвана необходимость открытия сразу двух таких разных выставок в одном музее? – задала я вопрос Ларисе Москвитиной, заместителю директора ТХМ по научной работе.
– Мы хотим нашему зрителю показать как можно больше интересных работ, тем более что 18 мая пройдет всероссийская акция «Ночь в музее», в которой традиционно участвуем. На этот раз посетители смогут бесплатно посетить «Индейскую ночь в музее». Правда, «великие классики» – выставка коммерческая, мы не сможем ее сделать открытой даже в рамках акции…
– А какими судьбами классики прошлого столетия попали в Тольятти?
– Работы Хуана Миро, Пабло Пикассо и Василия Кандинского, совершивших настоящую революцию в искусстве, приобрела за рубежом группа красноярских инвесторов. Это графика, литографии, имеющие тираж и потому более доступные для показа. При этом они не менее интересны, чем живопись, поскольку сохраняют ту же стилистику и образность – их делала та же рука.
– Что объединяет этих трех художников?
– В первую очередь – время. Миро и Кандинский – абстракционисты, у Пикассо же здесь представлены серии, например, «Быки и тореадоры», а кубизма и абстракционизма нет…
– А вторая выставка чем особенна?
– Это воплощение проекта «Американские сезоны в России», который обсуждался на уровне президентов двух стран – Барака Абамы и еще Дмитрия Медведева. Дружба и сотрудничество всегда включают и обмен культурными ценностями. Куратор этой выставки – Андрей Мартынов, уже организовывавший здесь выставки японских художников.
– Здесь представлена так же как и в первой выставке графика. Литография, ксилография, шелкография, монотипия. Разве это исконное национальное искусство индейцев?
– Это работы потомков индейцев разных племен, живущих в резервациях. Они влились в американское общество, но от поколения к поколению передаются национальные особенности – символика, отголоски верований, некий исторический дух. Пусть он уже не такой исконный, но в работах присутствует. Представлено здесь сорок авторов. Вот я назову их имена: Нил Амброуз Смит, Анна Шувенай, Ален Лин. Ничего экзотического, правда? Единственное исключение – Джулиан Быстрый Глаз Смит. Вообще мы ведь культуру индейцев представляем по фильмам, а сейчас имеем возможность составить представление о настоящих индейцах через их творчество, в котором так или иначе преломилась история народа. У нас в двух вузах готовят дизайнеров и для них очень полезно ознакомиться с выставкой, ведь это  современное искусство. Я посоветовала бы преподавателям обязательно привести сюда студентов…
Работы индейцев вывешены на стенах в три ряда – это так называемая шпалерная развеска, отличающаяся от классической, когда работы висят в один ряд с промежутками в полметра. Но никак невозможно было пожертвовать хоть одним автором, хоть одной работой – вы сами убедитесь в этом, побывав на выставке, настолько графика индейцев самобытна и профессиональна. Еще бы, ведь в Штатах существует специальный институт искусств североамериканских индейцев, выпускниками которого и являются художники! Ни от одной из этих двух разных, но одинаково ценных выставок руководство отказаться не смогло: упустишь момент, укатят в Америку или еще куда, и больше ведь не приедут! Вот и проходят они в тесноте и не совсем уж не в обиде. Местные художники хмурятся – им ведь за два года записываться нужно, чтобы выставиться в самом престижном зале города. Но что делать?!
– У нас восемь тысяч единиц хранения собрано в фондах за четверть века! – говорит директор музея Марина Баранова. – Но мы, наверное, единственный в России художественный музей, в котором нет зала постоянной фондовой экспозиции. Выставки идут нон-стопом, а муниципальное задание обязывает нас ежегодно показывать как минимум семьсот фондовых работ. Мы очень благодарны мэру за помощь в организации выставки «Сны осьминога», и в дальнейшем надеемся на его поддержку, ведь и Сергей Игоревич подписал трехсторонний договор с нашим музеем и министром культуры РФ «О сохранении культурного наследия»…  

На выставке была
Надежда БИКУЛОВА
Просмотров : 1503
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 12...14, ветер 2 м/с
утро 12...14, ветер 3 м/с
Завтра
день 15...17, ветер 2 м/с
вечер 13...15, ветер 2 м/с