(16+) В чужой голове: что чтение делает с нашим мозгом?
Общество
(16+) В чужой голове: что чтение делает с нашим мозгом?

Продолжается пятый, юбилейный сезон интеллектуального клуба «Химия слова», так полюбившийся не только тольяттинцам, но и жигулевцам, жителям Ставропольского района. Поприветствовала слушателей на очередной лекции автор проекта, заместитель генерального директора по связям с общественностью «Тольяттиазота» Юлия Петренко. Она напомнила, что все предыдущие 4 сезона лектория доступны в ютубе, на официальной странице ТОАЗа.

– Что же происходит в нашей голове, когда мы читаем книги? И почему выбрана была именно такая тема? Вы знаете, мы очень много говорили о мозге, но еще больше – о литературе. И пора уже эти две темы объединить, поженить. Сегодняшняя лекция, как никакая другая, отвечает нашему названию. Нам расскажут, какая же химия происходит в нашем мозге, когда туда попадают слова, – анонсировала лекцию Юлия Владимировна.
Основатели портала Neuronovosti.ru химик-органик, научный журналист Алексей Паевский и врач-ординатор центра неврологии Анна Хоружая в ДК «Тольяттиазот» рассказали об устройстве и возможностях человеческого мозга. Но главное, поговорили о… мозге читающем.

Важна тренировка

Что же происходит в нашей голове во время чтения? Как это помогает улучшить мозг и сохранить его функции до самых преклонных лет? И сколько нужно читать?
Ведь чтение – не просто способ наполнить фактами мозг. Это способ перемонтировать механизмы его работы. Это укрепляет способность представлять альтернативные варианты, запоминать детали, представлять конкретные сцены и продумывать сложные ситуации. Чтение делает нас не только более осведомленными, но и функционально умнее. И… читать нужно больше.
– Наша жизнь всегда была сильно завязана на чтении. И это первое, чему мы начинаем учиться. Точнее, сначала, в самом раннем возрасте, учимся понимать слова, которые нам говорят родители. Кстати, сейчас дети начинают читать раньше, чем приходят в школу, таковы уже реалии современности.
Но всё равно, процесс чтения – один из первых таких сложных задач для мозга, с которым он сталкивается. И ему нужно как-то это всё дело понять, пропустить через себя, построить колоссально сложные нейрональные сети из многих нейронов во многих областях мозга, чтобы в итоге мы понимали то, что перед нами находится, и то, что написано. Понимали не только слово, но тут же представляли его значение, ассоциировали данное значение с каким-то визуальным символом, который у нас в мозге уже сформировался, – пояснила Анна Хоружая.
– Мозг же у каждого есть, – добавил Паевский. – Есть две вещи, которые действительно помогают сделать мозг лучше, заставить его активнее работать. Первое – это явление нейропластичности. Мозг в этом смысле – грубая аналогия, но, тем не менее, такая же мышца. Конечно, он состоит совершенно из других клеток, но рулит не количество нейронов, у нас в мозге их 86 миллиардов. Важно, как они друг с другом соединяются, сколько связей образуют. И если мы не можем повлиять на количество нейронов, то на качество связи повлиять можем.
– Каждому человеку хочется стать чуть лучше. И для этого стоит немного прокачать свой мозг, прокачать память, мышление, избавиться от прокрастинации, – уточнила Хоружая.
– Соответственно, если постоянно тренируете мозг, у вас он всё время занят, то даже если деменция генетически запрограммирована, вот этот генетический фактор болезни Альцгеймера, тренировка мозга снижает шансы на развитие заболевания, – обрадовал тольяттинцев химик-органик.
Ученый Пенфилд обнаружил, что в коре мозга есть такие зоны, которые полностью отвечают за восприятие, за все наши ощущения и движения. Он присвоил частям коры мозга разные функции частей тела.
На основе этой теории ученые пытались найти место, где располагалась память. Подопытной мыши удаляли участки коры, но она всё равно находила выход из лабиринта и помнила дорогу. Тогда они предположили, что мозг целостен и память располагается во всех его частях, но и это мнение опровергли.
За память всё же отвечают некие участки мозга, и сейчас исследователи бьются над тем, чтобы выяснить, какие именно области влияют на творческое сознание и полет мысли, и как такой маленький орган позволяет быть нам такими сложными высокоорганизованными людьми, ведь оба полушария работают на все 100%.

Нейромедиаторы понимания


По словам лекторов, на самом деле химии в нашем мозге много. Основной структурной и функциональной единицей мозга являются синапсы – контакты между нервными клетками, через которые передается сигнал. Главную роль в этом процессе играют нейромедиаторы – биологически активные вещества, которые выделяются из аксонов, отростков нервных клеток, и воздействуют на следующую клетку.
Вот несколько основных нейромедиаторов, которые особо помогают в чтении.
Глутамат – мастер обучения. Это один из основных нейромедиаторов, он вырабатывается и в мозжечке, и в стволе мозга. Является основным передатчиком информации от одного нейрона к другому. Поддерживает определенную активность нейросетей, помогая нам обучаться.
Ацетилхолин – мастер концентрации, находится в нейромышечных соединениях, на периферии нашего тела, там, где нейрон передает информацию в мышцы, чтобы они сокращались, чтобы можно было поднять руку, помахать или шагать. Но еще он есть в мозге – в определенных местах, которые как раз влияют на поддержание нашей концентрации. На то, чтобы мы не отвлекались и были заняты каким-то одним конкретным делом.
Норадреналин – волшебный пинок. Он помогает нашему мозгу работать, действует в паре с ацетилхолином. Вырабатывается в одной из областей ствола головного мозга и дает нам бодрость. Чтобы не хотелось спать, чтобы не расслаблялись и читали книжку.
– В этой работе нам также помогает гистамин. Я его назвала мастером бодрости. Он сам по себе является веществом аллергообразующим. Но это там, на периферии, и в организме – в крови, ткани, но в мозге он опять же играет роль нейромедиатора, помогая бодрствовать.
Кроме того, есть еще один мастер нашего мозга – дофамин. Это мастер мотивации, который помогает нам завершать, доводить дела до конца. И идти к своей цели, не видя препятствий. То есть для нас он считается нейромедиатором удовольствия, вырабатывается тогда, когда мы успешно завершили какое-то дело, к чему-то пришли и получили удовлетворение. Дочитали до развязки или подошли к финалу, узнали, кто злодей, если это детектив…

В гиппокамп

Как мы запоминаем, как это возможно? А как происходит консолидация памяти, это где вообще?
– В гиппокампе, – ответили ученые.
Гиппокамп переводится с древнегреческого языка как морской конек. Это часть лимбической системы головного мозга. Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти, то есть перехода кратковременной памяти в долговременную. Генерирует тета-ритм при удержании внимания. А это ритмы головного мозга – колебания, выделяемые с общей частотой электрической активности головного мозга.
– На самом деле, тоже очень любопытный вопрос. Было одно интересное исследование: ученые пытались понять, что происходит во время вот этой перезаписи, где вообще формируются воспоминания? И выяснили, что это происходит одновременно и в гиппокампе, и в определенной зоне коры головного мозга. Но в гиппокампе – молодое воспоминание, можно так сказать, оно более яркое, а в коре – еще незрелое. Через некоторое время оно созревает в коре и из гиппокампа якобы стирается, – пояснила невролог.
– Это долговременная или кратковременная память? – уточнили из зала.
– Да, это кратковременная, она в гиппокампе. Долговременная у нас в коре мозга. И если встроить рецепторы, которые чувствительны к свету, в гиппокамп, то можно возбуждением, световыми толчками снова восстановить воспоминание, даже если не стимулировать при этом кору. В общем-то, исследование показывает, что дорожки воспоминаний остаются с нами на всю жизнь, просто к ним теряется маршрут. И специальными манипуляциями можно этот маршрут восстановить.
– В любом случае, главный орган для формирования воспоминаний – это гиппокампус. Был такой человек – Генри Молисон, у которого в 1953 году вырезали гиппокамп в связи с эпилепсией. Потом он каждый раз просыпался в том самом утре перед операцией, потому что не мог ничего запомнить, и прожил так 57 лет, – рассказал Алексей Паевский.
Эпилепсия у Молисона не прошла, хотя стала более контролируемой – ее можно было подавлять приемлемыми дозами лекарств. А вот с памятью Генри стало плохо. Он не мог больше запомнить ничего нового. Каждое утро просыпался, не помня ничего того, что было после операции. Даже не мог запомнить дорогу по палате. При этом интеллектуальные и эмоциональные качества Генри не пострадали вообще. Абстрактное мышление работало даже лучше, чем до операции: раньше тесты IQ показывали 104 балла, а четыре года спустя – 112 баллов. При этом, стоило ему отвлечься от теста на минуту – он сразу же всё забывал. Новые знания Молисон удерживал всего лишь 20-30 секунд.
Любопытно, что в конце жизни он полюбил разгадывать кроссворды. И блестяще их разгадывал, однако только те слова, которые существовали в 1953 году. Зато ему было удобно: один и тот же кроссворд можно разгадывать сотни раз. Благодаря Генри ученые стали понимать, какую роль гиппокамп играет в наших воспоминаниях.

3,5 часа в неделю

Также Анна Хоружая поделилась очень полезным советом. Когда перед вами стоит сложная задача: написать статью или сочинить стихотворение, но это никак не получается – отвлекитесь. Всё дело в концентрации. Сходите прогуляйтесь. А потом у вас всё получится.
Оказывается, небольшие периоды отдыха при чтении являются более эффективными, чем ночной сон. Нейронная активность обучения растет во время отдыха.
Более того, есть масса исследований, которые показывают: если много читаете, вы… дольше проживете. Книга продлевает жизнь человеку. Мы наполняемся новыми знаниями.
 И еще. Исследователи провели обширную работу с участием 3635 человек в возрасте 50-90 лет. За ними наблюдали целых 12 лет. В итоге ученые выяснили следующее: 3,5 часа чтения в неделю способны снизить смертность на 20 процентов.
Вообще-то от природы наш мозг не годится для чтения: эта способность развивается только у тех, кого специально учат различать буквы. Несмотря на это, противоестественное умение изменило нас навсегда: мы можем представлять места, в которых никогда не бывали, разгадывать сложные когнитивные загадки и становиться умнее с каждой прочитанной книгой. Читайте книги!

Лекцию слушала Ксения РИС

P.S. Следующая лекция интеллектуального клуба «Химия слова» – для всех поклонников и ценителей русского рока. Она так и называется – «Минимализм русского рока: про аккорды, которые роднят Би-2 и Цоя». Эта музыка сильно отличается от западной своим звуковым обликом. Кажется, что в ней есть особые созвучия или ритмы, но внимательно всматриваясь, можно заметить, что она очень минималистична – и в этом ее особенность.
Композитор и музыкальный редактор Анна Виленская расскажет о том, какие аккорды использовал Виктор Цой для того, чтобы создать ощущение холодной решимости. А как сейчас Би-2 работает с похожим звучанием и другой формой?
Встречаемся в ДК «Тольяттиазот» в следующую пятницу, 4 февраля, в 19:00. Вход на лекцию – по предварительной регистрации и с QR-кодом о вакцинации.

Просмотров : 2558
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 9...11, ветер 4 м/с
утро 10...12, ветер 5 м/с
Завтра
день 13...15, ветер 7 м/с
вечер 10...12, ветер 0 м/с