Город
(16+) Ушли в отпуск с тревожными мыслями
На ВАЗе начался восьмой по счету (если считать с 2014 года) корпоративный отпуск, который продлится до середины августа. Отдыхать в разгар лета стало для заводчан хорошей традицией, правда, с учетом экономической и коронавирусной нестабильности, мысли у многих достаточно тревожные. Что будет осенью – непонятно, ведь в последнее время предприятие часто сталкивалось с такой проблемой, как нехватка компонентов.

В июле сбои случались несколько раз, последний из них – на прошлой неделе, когда вновь подвели поставщики электроники, пришлось корректировать план производства «Гранты». Руководство завода надеялось перед каникулами нарастить темпы и даже рабочие субботы запланировало, а получилось наоборот – вынужденные простои и преждевременный уход в отпуска части персонала.
Основной причиной происходящего называют коронавирус, из-за которого множество людей по всему миру перешли работать на удаленку. Резко вырос спрос на компьютеры и средства связи, а производители микросхем переориентировали свои мощности за счет снижения объемов выпуска продукции для других заказчиков, в том числе автозаводов.
Помимо ВАЗа, от этого уже пострадали «Дженерал Моторс», «Хендэ», «Тойота», «Хонда» и другие. Что будет после корпоративного отпуска, сказать сложно, ведь, по прогнозам, наладить бесперебойную поставку электронных компонентов до конца года вряд ли удастся.
Как отметил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, решать проблемы с поставками тольяттинскому предприятию приходится «вручную», при участии представителей госструктур и областного правительства, которые также участвуют в урегулировании ситуации и поддерживают контакт с некоторыми производителями, такими, как «Itelma» и «Bosch».
Рядовые вазовцы, конечно же, обсуждают эту ситуацию, правда, простои, за которые платит производитель, пугают далеко не всех. Гораздо больше людей волнует, что будет с графиком во втором полугодии, изменятся ли условия труда, да и зарплатой довольны далеко не все.
– Не могу сказать, что настроение перед началом отпуска радостное, – сообщил мне при встрече приятель по имени Алексей, работающий на производстве «Гранты». – Отпускных, на мой взгляд, маловато дали, особенно с учетом того, что теперь нет тринадцатой и четырнадцатой зарплат. Мы же видим, что машины дорожают едва ли не ежемесячно, объемы продаж увеличиваются, а значит, выручка предприятия постоянно растет. Это не тайна.
– А как же премия в 8 тысяч рублей по итогам первого полугодия? – спросил я, стараясь быть объективным.
– Да, сказали, что в августе получим – по сути вместо аванса, чтобы хоть как-то концы с концами свести. Не забывай, что первая полноценная зарплата теперь будет только в октябре, а многим предстоят серьезные расходы: детей в школу собирать, осеннюю одежду покупать… Я согласен, что эти деньги – лучше, чем ничего, однако если расценивать их как замену тринадцатой и четырнадцатой зарплат, то получается мало. Кроме того, много доплат убрали, работу в жару копейками какими-то компенсируют…
Корпоративный отпуск большинство вазовцев традиционно проведут дома или на дачах, поскольку ехать на моря сейчас дороговато (хотя профком сообщал о наличии льготных путевок), да и ограничения коронавирусные многих пугают. Кстати, по предприятию ходили слухи, что на ВАЗе набирали группу, которую планировалось отправить на несколько недель на столичный завод «Рено» для помощи в сборке машин и обмена опытом, правда, зарплату якобы предлагали не московскую, а тольяттинскую (плюс командировочные). Утверждать, что кто-то все-таки отправился на подработку в период корпоративного отпуска, не будем, поскольку официальная информация на этот счет отсутствует.
Чего ждать 15 августа, когда заводские конвейеры заработают на полную мощность? За это время дилерские площадки наверняка опустеют (не полностью, но всё же), так что некоторые популярные среди россиян модели могут стать дефицитными, несмотря на постоянно растущую стоимость.
По неофициальной информации, руководство предприятия хочет после корпоративного отдыха увеличить продолжительность рабочих смен на один час, чтобы первая длилась с 7:00 до 16:45, а вторая – до двух часов ночи.
– Сейчас подписи собирают у работников, чтобы соблюсти необходимые формальности. Знаю, многие недовольны, однако профсоюзный комитет уже согласовал это решение, – сказал Алексей.
Также собеседник поведал о предпринимающихся в последнее время попытках переманить часть персонала на постоянно испытывающее дефицит кадров производство «Б ноль». К примеру, 50 тысяч рублей предлагалось за перевод действующих сотрудников завода или его дочерних обществ на вакансии рабочих и мастеров.
Кроме того, предусмотрены так называемые подъемные в размере 20 тысяч рублей: они положены тем, кто демобилизовался в этом году (для их получения необходимо устроиться на завод до 16 августа). А еще анонсировалась акция «Приведи друга», которая предполагает вознаграждение в размере 10 тысяч рублей тому, кто устроит на завод нового сотрудника.
Вообще, судя по последней информации, дефицит кадров достаточно серьезный. Заявлялось о нехватке 1,5 тысячи работников, а на этой неделе в городском центре занятости даже планировалось провести открытое собеседование для тех, кого заинтересовала одна из предложенных ВАЗом вакансий: водитель погрузчика, наждачник, машинист крана, кузнец-штамповщик и так далее (мы насчитали 25 профессий).  
– Текучка большая, – отметил собеседник. – Очень трудно удержать молодежь на заводе. Некоторые приходят, поработают несколько недель и уходят. Бывает даже так, что трудовую не забирают. Почему? Во-первых, тяжело на том же «Б ноль», где уже несколько лет занимаются оптимизацией производственного процесса. Итог ее таков, что теперь людям за одну зарплату приходится трудиться гораздо больше.
Во-вторых, нормальные деньги сразу никто не предложит (для этого надо отработать год-два, а может, и больше). Ну, а в-третьих, на протяжении последних десятилетий в России ничего не делается для популяризации рабочих специальностей. Ты рекламу смотришь по телевизору или фильмы? Там же никто не работает и при этом шикарно живет, берет кредиты в банках, отдыхает на дорогих курортах… В общем, за что боролись, на то и напоролись.
В заключение скажем о том, что по-прежнему актуальна на ВАЗе тема борьбы с коронавирусом. В соцсетях кто-то уже начал распространять слухи, что 16 августа от работы могут отстранить тех, кто не сделал прививку, хотя сотрудники промышленных предприятий пока не подпадают под действие постановления о введении на территории региона обязательной вакцинации. Рискнем предположить, что это был всего лишь вброс, поскольку вскоре сообщение из новостной ленты удалили.
Если же основываться на официальных данных, то вазовцам, решившим привиться, предлагается 1,5 тысячи рублей.
Кроме того, владельцам машин, предъявившим соответствующий сертификат о вакцинации, до середины сентября будет предоставлена 10-процентная скидка на техобслуживание автомобилей в дилерских центрах и 5-процентная – на оригинальные запасные части и аксессуары при их покупке в магазинах «Лада Деталь».

Тимур КАЛИНИН
Просмотров : 2944
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 1...3, ветер 8 м/с
вечер 0...-2, ветер 0 м/с
Завтра
ночь -3...-5, ветер 0 м/с
утро -2...-4, ветер 2 м/с