Истоки
(16+) Благодарить и помнить – мало. Мы в этом уверены
Однозначно поддерживаю предложение о закреплении имени историка Валентина Овсянникова в топонимике города (статья на эту тему в газете «Вольный город» от 2 июня).  Призываю друзей и соратников, тольяттинских земляков всячески содействовать принятию ветвями местной власти этого логичного решения.

Такой общий шаг городского сообщества может стать еще одним побуждением интереса молодых тольяттинцев к необычной истории своей малой родины. А значит, будет способствовать росту здоровых патриотических настроений, преемственности поколений, проявлениям заботы о красоте и чистоте улиц, кварталов, скверов и парков современного и завтрашнего Ставрополя-Тольятти.
Итак, будет улица Валентина Овсянникова. Верю – будет! И только, спросят пытливые автоградцы? А как отразить и отметить в местном календаре память о тех, кто смог сберечь для города будущего яркую эпопею Волжского автомобильного завода? Экономист и автор ставшей фундаментом вазовской историографии рукописи «Завод без компромиссов» Борис Кацман. Журналист и летописец ВАЗа Анатолий Шаврин (серия «ВАЗ. Страницы истории», двухтомник «На волнах памяти», книга воспоминаний о Викторе Полякове, первом генеральном директоре ВАЗа). Историк Александр Степанов (фундаментальное издание «АВТОВАЗ. Хроника основных событий истории», серия «Творцы АВТОВАЗа», бюллетень «Рубежи», еще и еще…). Разве допустимо для города, имеющего душу, их забвение?
Эти наши современники вряд ли будут удостоены звания почетных граждан. Сомнительно и то, что «приходящие» топ-менеджеры нового АВТОВАЗа созреют до учреждения соответствующих именных премий исследователям корпоративной истории вчерашнего российского автогиганта.   
И боюсь, что все мы – город, автозавод и ветеранские организации – запоздали с реализацией мечты Анатолия Шаврина о системной мемуаристике АВТОВАЗа. Увы, стремительно тают ряды пионеров Волжского автомобильного. Лишь целенаправленные усилия конкретного главы города и конкретного президента-патриота ВАЗа еще могут поспеть с систематизацией и сохранением воспоминаний, дневников, личных архивов уходящих первостроителей автозавода.  
Разумеется, делать всё это надлежит с любовью и дотошностью Шаврина, чей огромный архив материалов по истории АВТОВАЗа и отечественного автомобилестроения, вместе с давно подготовленной к набору шестой шавринской книгой «ВАЗ. Страницы истории», достоин включения в фонды городского управления по делам архивов. Как это состоялось (спасибо всем причастным!) с оцифрованным творческим наследием Александра Степанова.
Известно, мы долго запрягаем. Потому не лишне напоминать самим себе (я про власть, бизнес и гражданскую элиту города) о двух круглых датах: 300-летии основания Ставрополя-на-Волге (далеко – 2037 год) и 60-летии Волжского автомобильного завода (рядом – 2026). Можем быть уверены, что трехсотлетие волжского китеж-града определенно обогатит нас новыми исследованиями и находками в области краеведения, продолжающими наработки профессора Валентина Овсянникова.
Чего не сказать о близком для автостроителей юбилее, диктующем срочную мобилизацию к реанимации научной историографии, начатой к 40-летию АВТОВАЗа учеными ТГУ (кафедра профессора Анатолия Лившица) по заказу и при поддержке тогдашнего – каданниковского – руководства тольяттинского автогиганта. Сложность нравственной задачи возвращения к систематизации и осмыслению корпоративной истории двух последних десятилетий АВТОВАЗа усугубляется негласным антиисторическим табу вазовским СМИ.
Губительное выталкивание за «вазовский забор» талантливого яркого историка Александра Степанова и уход ученых ТГУ от тематики градообразующих предприятий привели к образованию тревожной пустоты в исследованиях истории АВТОВАЗа – с 2007 года по настоящее время. Раскройте третий том уникальной степановской «Хроники» на странице 694 и обратите внимание: последняя дата – 1 декабря 2006 года.
А что было и есть с нами дальше – до и после золотого юбилея (июль 2016 года)?  Кто в штатах действующего АВТОВАЗа озадачен сегодня обязанностью скрупулезного фиксирования ключевых заводских событий и их персоналий? Где и в каком источнике достоверной информации можно проследить судьбы участников ключевых перемен и новых этапов развития автомобильного флагмана?
Дождутся ли ветераны ВАЗа и сменившие их сыновья-внуки третьей всероссийской научной конференции «История АО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность» (вторая прошла в октябре 2005 года)? Сбудется ли когда-нибудь мечта Петра Нахмановича и Владимира Исакова о создании исторического центра АВТОВАЗа – по образу и подобию действующего научного учреждения ФИАТа, в Турине?
И кто разовьет ветеранскую инициативу с выставочным центром – памятником вазовской «копейке» (рядом с парком Победы) в задумывавшийся на старте этого проекта интерактивный музей, с морем всеобъемлющей компьютерной информации по корпоративной истории АВТОВАЗа?
Стоп. Хватит уж повторных и обиженных вопросов к преемникам, которым, скорее всего, безразлично «не свое» прошлое. Но и не поспешим сами прощаться с наследием нашего созидательного времени – оно еще может сослужить пользу дню завтрашнему.
Ведь не случайны периодические запросы из Тольятти и свежие интересные идеи, подобные замыслу пионера ВАЗа и почетного гражданина Сергея Перевезенцева о составлении и издании биографического списка первой, поляковской сотни руководителей и неординарных творцов обнадеживающего старта Волжского автомобильного завода.
Что до заслуженной благодарности сохранителям истории ВАЗа-АВТОВАЗа, то она должна проявляться не только в долгой и доброй памяти, но и главным образом в продолжении объединявшего их созидательного действия. Для чего важны два главных условия: подлинный – не показной и сиюминутный – вазовский патриотизм плюс добрая воля главных действующих лиц города и автозавода.
Выполнимы ли эти условия? Время покажет. А сегодня поздравим друг друга с очередной годовщиной нашего автозавода. Всё-таки – главный корпоративный праздник АВТОВАЗа. Наш! Общий!

Леонид ПАХУТА, ветеран ВАЗа, Санкт-Петербург
Просмотров : 1535
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 5...7, ветер 1 м/с
утро 13...15, ветер 2 м/с
Завтра
день 18...20, ветер 3 м/с
вечер 13...15, ветер 0 м/с